double arrow

Эдикты


Императорские конституции.

Плебейсциты.

Акты, принятые плебеями на своих собраниях по трибам. Долгое время эти акты были необязательными для патрициев. Но по закону Гортензия (287 год до нашей эры) плебейсциты стали обязательны для всех граждан Рима. Отныне плебейсциты и законы стали отличаться только по форме принятия.

При переходе к доминанту, когда система Сенат – император приходит в упадок, занимают место сенатус-консультов. В III веке они займут такое положение, а в начале IV века – единственная допустимая форма законодательства, что выводилось из обоснования власти императора, на которого римский народ переносит свои полномочия. 4 формы:

· эдикты (распоряжения, указы, даваемые императором, как магистратом);

· мандаты (указание чиновникам, как главы государственного аппарата);

Эдикты и мандаты в монархический период были обращены к конкретным лицам и действовали в период правления данного императора.

· декреты (решения, выносимые императором при рассмотрении дел в качестве судьи);

· рескрипты (ответы на вопросы частных должностных лиц о применении права, о праве вообще);




Декреты и рескрипты действовали и после окончания полномочий императора. Поэтому неудивительно, что еще в III веке преобладающей формой императорских конституций были рескрипты. Позднее самой важной формой станут эдикты (в период доминанта).

Со временем в период доминанта появляются частные сборники императорских эдиктов (императорских конституций). В V веке, в 438 году по воле правителя Восточной империи Феодосия II вступает в силу Кодекс (сборник императорских конституций, созданный на основе частных сборников Гермогонианом и Григорианом). Валентиниан III (Западная империя) также одобряет этот Кодекс.

Следующая систематизация – только в период правления Юстиниана в Византии (117 императорских конституций).

Их имели право издавать высшие магистраты. Почти все римские магистраты действуют в течении года, следовательно, эдикты действовали в период их полномочий. 367 год до нашей эры – вводится должность городского претора и курульных эдилов.

Понтифики – коллегия жрецов. Они обладали монопольным правом на календарь по предъявлению исков и на хранение всех формул исков. А затем – в суд. К претору, подносится иск, определяется подсудно или нет, избираются судьи, через 30 дней слушание. До 367 года до нашей эры в римском праве присутствует 2 черты:

· консерватизм;

· узко национальный характер;

В 242 году до нашей эры вводится должность претора по делам перигринов.

Магистраты преодолели то, что было присуще кверитскому гражданскому римскому праву. Преторы рассредоточили в своих руках первую инстанцию гражданского процесса. Претор проверяет допустимость дела к судебному разбирательству. Постепенно появляется формулярный процесс. Здесь уже встречаются черты отличия от легиссакционного процесса. Можно спокойно объяснить что случилось у истца. Претор даже составляет формулу для судьи. Преторская формула – инструкция для судьи как вершить правосудие. В этом процессе претор – полноправный хозяин.



По мере усложнения жизни требовались специальные знания для рассмотрения дел. Преторы сами интересовались судом. Судья, являясь обычным римским гражданином, не может являться хорошим судьей из-за незнания права на должном уровне, поэтому претор писал формулы.

Курульные эдилы стали разбирать споры на рынках. Они сосредотачивают в своих руках торговую юрисдикцию.

Перигринский претор – наиболее прогрессивен, т.к. он берет из иностранного права то, что считает необходимым для разрешения спора.

Все древние люди считали, что право – явление вечное. Так было и с правом квиритов. Сначала они хотели сделать свое право неизменным. Даже законы, принятые на народных собраниях, стабильны. Но жизнь требует иного, развивается договорное право.

Преторы и курульные эдилы приняли на себя ответственность отойти от вечного права. Рим приобретает новую систему права. Римское частное право делится на:

1) квиритское право (его источник – обычаи и законы XII таблиц);

2) преторское право (источники – эдикты городских преторов и курульных эдилов, а также ответы римских юристов);



3) право народов (источники – эдикты претора по делам перигринов, а также ответы римских юристов);

Цель преторского права – преодолеть формализм квиритского права, а права народов – преодолеть национализм.

Исходя из представлений о справедливости и доброй совести, они стали, используя свои должностные полномочия, свой авторитет и значение, превращать квиритское право в «голое» право (претор, который не может отменить квиритское право, обходит его, либо игнорирует). Они руководствуются понятием о справедливости и доброй совести.

Издавали эдикты. Так называемые годичные эдикты, в которых он объявляют, как он будет предоставлять защиту в суде. Претор изобретает новый иски, которых раньше не было. Он действовал в интересах граждан, участвовавших в гражданском обороте.

Через год – полномочия истекают. И, следовательно, он учитывает идеи своего предшественника, а что-то вносит свое. Так появляется 2 части в эдиктах: переходная и новая. Выражение преемственности в деятельности преторов. Преторское право, как и квиритское, регулировало отношения между римскими гражданами.

Право народов – только между перигринами, либо римскими гражданами в отношениях с перигринами.

Преторы изобрели административные способы защиты прав (интердиктное производство). Можно было потребовать принятия интердикта (акта претора, изданного как администратора). Если судит неправильно, то можно было потребовать судью, и тогда дело слушалось в суде. Преторы обеспечивали мобильность римского права. Этот плюрализм был особенно присущ классической эпохе.

По мере усиления личной власти принципса это становится ни к чему. Нужно упростить и унифицировать. Около 130 года Адриан создает комиссию для систематизации преторских эдиктов. Разработали «вечный эдикт». Адриан утвердил его, опубликовали. И теперь нет, кажется, уже никакого дуализма. Но все-таки на деле он остался. Преторы не могли вносить изменения в эдикт, но могли дополнять его.

Право народов. 212 год – эдикт Каракаллы. Все жители Рима – римские граждане. Следовательно, это право имеет лишь академическое значение.







Сейчас читают про: