Рассмотрение споров в ВТО

ГАТС

ТВТ

ГАТТ

Задача ВТО – устранение экономических конфликтов. Закреплена в 2 положениях: принцип наиболее благоприятственного государства (ст 1 ГАТТ). Суть принципа в том, что торговый партнер участника ВТО получает не меньшие торговые преимущества, чем другой партнер этого участника ВТО, торгующий аналогичным товаром. Второй принцип – принцип национального режима (ст 3 ГАТТ). Торговый режим товара, произведённого на территории члена ВТО и ввезенного на территорию другого члена, не менее благоприятен, чем режим аналогичного товара отечественного происхождения.

Эти 2 принципа составляют основу каждого из многосторонних соглашений. Если все партнеры государства А имеют одинаковые преимущества и правила, аналогичные товарам государства А, то А вряд ли найдет себе экономического врага. Суть – в унификации правил торговых отношений.

Но с 1947 по 1995 год и с 1995 по НВ торговых войн особо меньше не стало. Но в двух этих принципах ключевым термином является понятие «аналогичный товар». Первая группа торговых войн с этим и связана. Дело «ЕС – курятина». Термин «соленый» может иметь 2 значения: для увеличения срока хранения и для улучшения вкусовых качеств. При решении этих вопросов цель не принимается во внимание, значение имеет только объективный результат, даже если преследовалась не эта цель.

Сие касается налогов и импортных тарифов. Все государства обязались поставить друг друга в равные условия. А когда налоги перестают быть способом торговых войн, на помощь приходят технические барьеры. Например, РФ решила, что самые надежные автомобили – это ока, а в выдаче сертификатов соответствия безопасности всем остальным будет отказано. Отсюда появляется TBT (Соглашение о технических барьерах в торговле). Определения TBT мы постарались имплементировать. Например, техрегламент обязателен, а стандарт устанавливается в целях добровольного использования. Это соглашение может вызвать большое число споров из-за технических регламентов ТС. У нас есть ФЗ О тех регулировании и подзаконные акты, которыми утверждаются техрегламенты. Т.е. есть национальные нормы и акты Евразэс. На территории РФ наши собственные регламенты утрачивают силу с момент введения актов Евразэс. Нац закон требует, чтобы почти вся продукция (например, в части пожарной безопасности) имела сертификат в аккредитованном Правительством органе. У нас регламенты на то, на что в Европе их нет. Межд стандарты могут быть не столько детализированными как наши. Например, вся проектная документация на строительство проходит экспертизу на соотв стандартам. А у них эксперты могут согласиться с любым проектным решением. С другой стороны, в РФ нет нормы проектирования на аэропорты типа «А+». Поэтому зачастую западным фирмам требуется российский посредник, который подгонит все под наши стандарты.

В общем, нас ждут конфликты, что мы не признаем ничо.

Сфера действия соглашения TBT:

- Оно обязательно в отношении всех членов ВТО.

- Действует исключительно в отношении товаров (по услугам др соглашение),

- применяется к ограничениям, основанных на характеристикам товара

- не применяется к сан и фитосанитарным мерам. Например, производство товара исключительно на незараженной территории или безопасная упаковка продуктов питания. К ним сие не применяется.

Принципы TBT:

- не дискриминация. Опять-таки вопрос об аналогичном товаре и 4 критерия этого признания

o аналогичность характеристик (физ свойства, качество, происхождение)

o единое классификационное обозначение по гармонизированной системе кодов

o аналогичные вкусы и привычки потребителей (ожидания и подходы потребителей)

o аналогичное конечное использование товара.

- Запрет установления излишних барьеров в торговле. Если технический регламент разработан для достижения одной из законных целей, вступает в силу презумпция отсутствия излишнего препятствования. Целями могут быть:

o Требования нац безопасности

o Предотвращение обманной практики

o Защита здоровья \ безопасности \ жизни людей, животных, растений и охрана ОС

Ст 2 ТВТ: также устанавливает принцип национального режима и принцип наиболее благоприятсвенного государства. Одна статья – а принципа два. Ст 2.2. – о тех же законных целях, которых достигают нац регламенты. Защита здоровья и безопасность людей – это цель любых, даже наших, техрегламентов.

Приложение № 3 к ТВТ – это кодекс добросовестной практики. Он подчеркивает важность соблюдения этих принципов не только в отношении регламентов, но и стандартов.

Также остается понятие «аналогичный товар». Перечисляя 4 его признака, система кодов означает разработанную ООН Предварительную классификацию основных продуктов. Она представляет собой полную классификацию продукции, охватывающую и товары, и услуги, и содержащую их информативное описание. Главная цель классификации – обеспечить общую основу для международной сопоставимости данных из различных статистических источников, которые представляют данные, классифицированные по видам продукции.

Следующий принцип – принцип установления наименее обременительного технического барьера. Если устанавливать – то наименее обременительный. Принцип состоит в том, что необходимым и достаточным является такой технический барьер в торговле, который создает уверенность в безопасности импортируемого товара, аналогичную уверенности в безопасности национального товара. Ст. 2.7, ст 5.1.2.

Например. ФЗ 122 Технический регламент О требованиях пожарной безопасности. А в Великобритании действуют британские стандарты, которые являются рекомендательными документами. Цель у них одна – безопасность. У нас есть письмо о том, что британский институт стандартов подтверждает, что товар безопасный. Но у нас требования более суровые. Чочо делать?! Руководствоваться принципом наименее обременительного барьера?!

Гармонизация – это ситуация, когда все техрегламенты похожи, потому что основаны на межд стандарте, или просто скопированы у самого развитого в этой области члена ВТО. И процедуры проверки соответствия отличаются незначительно, либо вообще совпадают. Обратная сторона гармонизации: если после слабого контроля пытаешься проникнуть на рынок с сильной системой контроля, то твой товар не прошел контроль сразу и в других страна ВТО. В результате формируются центры противостоящего друг другу технического регулирования. Таким образом, открытость и гармонизация чревата тем, что если не проходишь на 1 рынок, то можешь потерять все рынки.

Следующий принцип – принцип равенства технических барьеров и их обоюдного признания. Состоит в том, что технические барьеры действует одинаково как в отношении нац, так и иностранного производителя. Отсюда система межд тех барьеров строится на основе взаимного признания соответствующим нормам ВТО и уровню развития науки технических барьеров разных членов ВТО. Ст 6.1 При этом считается, что уровень развития науки у всех стран общий. Поощряются двусторонние соглашения об обоюдном признании результатов процедур оценки соответствия. Таким примером является Таможенный Союз.

Но есть и исключения: ст 12. Например, бананы из Конго не могут иметь такой уровень сан обработки, как испанские. Аналогично нельзя отказаться пустить на рынки шины из Кот-д-Ивуара, хотя они и хуже Мишлена.

Тех барьеры должны устанавливается на основе гармонизации. Ст 2.6: гармонизация ведет тому, что стандарты становятся международными. Наличие технического регламента не освт от необходимости участвовать в международном. Ст 5.4: межд правила должны являться основой для нац., кроме случая наличия существенных инфраструктурных проблем.

Последний принцип ТВТ. Технические барьеры, в первую очередь, должны быть ориентированы на производство товара, а не его дизайн и описательные характеристики, кроме случая, когда они имеют существенное значение. Например, спецодежда должны иметь ярко-оранжевый цвет, так как именно он наиболее раздражающий спектр для глаза.

Вспомогательные принципы:

- принцип прозрачности: о разработке всех техрегламентов, барьеров, государство должно заблаговременно известить других членов ВТО. Для этих коммуникаций учрежден спец о-н.

- принцип отказа от ограничений в случае ЧП.

Учрежден Комитет технических барьеров в торговле, который разрешает спорные вопросы и администрирует это соглашение.

Ген соглашение по торговле услугами-сервисами.

Именно оно породило п 5 Мотивировочной части пост КС. Оно определяет услугу как все, что не является товаром. ГАТС покрывает почти все секторы услуг в соответствии с классификацией ООН. Принципиальное отличие соглашения по услугам от соглашения по товарам в том, что соглашение по услугам не устанавливает автоматического свободного доступа на рынок. Поэтому ГАТС – это «докт прогрессивной либерализации», т.е. все либеральны настолько, насколько хотят. Ожидается, что государства будут все больше и больше открываться для чужих услуг. Товары уже открыли, все обязаны открыться – услуги ждем. Все то, о свободном доступе чего ты на свой рынок заявил, имеет свободный доступ. Не заявил – доступа нет.

3 характеристики услуг:

- неопределенность. Ценность услуги значительно труднее определять, чем ценность товара. Отсюда и иной подход: соглашение по товарам устанавливает общие требования по ограничению торговли товарами для всех стран-участниц, а соглашение по услугам предписывает государствам согласовывать условия, который каждое из них считает возможным для себя согласовать.

- Услуги не способны к хранению: имеет место одновременное производство и потребление.

- Услуги эластичны по спросу: нет спроса – нет и услуги. Товар же ориентируется на объективные закономерности спроса.

Особенности услуг

1. Невозможно защитить нац услуги посредством установления тарифов

2. Сильная связь между услугой и лицом, оказывающим услугу. Часто требуется присутствие последнего.

3. Высокие первоначальные инвестиции. Например, сколько нужно затратить денег, чтобы вырастить хирурга

4. Высокая необходимость в регулировании сферы услуг (медицина, образование)

5. В основном применяется нац регулирование.

4 режима оказания услуг:

1. Трансграничная поставка, т.е. с территории одного члена на территорию любого другого члена ВТО. Например, юр заключение юристу на территорию другого государства.

2. Потребление за рубежом. Например, обучение в СПбГУ иностранцев.

3. Путем коммерческого присутствия. Поставщик услуг из одного государства обеспечивает коммерческое присутствие на территории другого государства. Ст 28 ГАТС определяет коммерческое присутствие как любая форма делового или профессионального учреждения, включая: учреждение, приобретение или сохранение юр лица; создание или использование филиала или представительства с целью поставки услуги.

4. Путем присутствия ФЛ. Поставщик услуг обеспечивает присутствие своих ФЛ на территории другого государства. Например, инженеры датской компании оказывают услуги на строительстве ЗСД в СПб.

Критерий дифференциации – способ доставления услуги потребителю, а если точнее – взаимное расположение потребителя услуги и оказывающего услугу. Трансграничная поставка – по разные стороны границы. Второй режим – потребление на территории иностранного государства, либо потребитель находится в родном государстве, но получает услугу посредством ЮЛ из иностранного государства или его ФЛ.

Вертикальные и горизонтальные ограничения. Вертикальные – в отд секторах, горизонтальные – на все виды. Никаких ограничений доступа в качестве общих нет. Среди горизонтальных, например, субсидии из бюджета получают только ФЛ и ЮЛ РФ.

Вертикальный пример по юр услугам. В отношении трансграничной поставки ограничений нет: шведская фирма может присылать люб заключения. Аналогично по получении услуг иностранцем. По присутствию: ограничение по ОПФ.

И этот документ проверялся нашим КС. Раз в этом разделе про КС ничо не написано, говорит КС, значит и никаких ограничений в отношении представительства в КС.

РФ не принимаем на себя обязательства по доступу ФЛ. Рынок труда – забота государства, наши миграционные ограничения могут быть ожесточены в любой момент. Исключения (мы обязались пускать иностранцев с трудовыми визами в случаях):

- Внутрифирменный перевод. На территории РФ имеется коммерческое присутствие иностранной фирмы и они переводят людей из американского отделения в наше. И мы обязаны дать въездную визу на срок до 3 лет в ряде случаев.

- Деловые посетители. До 90 дней. Например, между Газпромом и РЖД заключается контракт. Для его заключения нужны юридические услуги. Для заключения договора на оказание услуг организуется тендер, в котором принимает участие английская фирма, то ее представитель для ведения переговоров (но не самого оказания услуг) может безоговорочно въехать.

Также любые ограничения могут вводится в отношении национального режима. Общий принцип соглашения – все всех везде пускают, по общему правилу. Но по услугам действует принцип прогрессивной либерализации, т.е. все стремятся, но пока могут вводить ограничения.

Эти исключения вполне имеют отношение к юр бизнесу. Также существуют специальные ограничения для адвокатов. Основы законодательства об адвокатуре говорит, что иностранному адвокату достаточно быть внесенным в реестр нашего Минфина. Теперь же ему нужно заморачиваться с формой (создавать свою или присоединяться к другим). За этим стоят корпоративные стандарты. Качество услуг включает в себя не только сдачу экзаменов, но и подчиненность корпоративным стандартам.

Ст 2 ГАТС предоставляет режим наибольшего благоприятствования. Поэтому КС не имел права говорить, что РФ не приняла на себя обязательства самим фактом присоединения к ВТО. Только оговорив ограничения в Перечне специфических обязательств, можно от них отказаться. Ст 16 ГАТС (доступ на рынок) еще раз подчеркивает, что в отношении доступа на рынок посредством способов поставки также предоставляется режим наибольшего благоприятствования, за искл перечня ограничений, которые названы в самой ст 16. Ст 28 ГАТС – мера. Мера, которая может быть предметом оспаривания, – это волеизъявление публ субъекта, которое должно быть определенным. Другое значение слова «мера» - это регулятив. Не только инд акт, но и публичные правила.

Например, утилизационный сбор с 01.11.2012. Это ст 24.1 Закона Об отходах производства и потребления. Он платиться за уничтожение автомобиля на территории РФ. Платить его должен тот, кто ввозит АМ на территорию РФ или производится в РФ. Экономическая функция – компенсация сниженной утилизационной пошлины. Не платить сбор могут организации, кот является российскими ЮЛ, если возьмут на себя обязательства по созданию утилизационных пунктов. Если иностранец готов их создать – возможности нет. Кроме того, почему это экологическая мера – временная?!

Это пример барьера, который запрещен соглашением ГАТТ. Другой пример связан с сахаром. Делают его из тростника и свеклы. Поэтому РФ имеет собственное производство сахара. И чхать она хотела на мировой рынок сахара. Нам нужны 10% рентабельности, и мировые цены мы держать не хотим (а годы бывают урожайные и нет), но скользящие импортные сборы не допустимы. Что не помешало нам их ввезти. Чтобы любой ввозимый сахар стоил 370 долларов.

Мясо. Установлены тарифные квоты. Например, в год на территорию РФ можно ввести не более 30.000 тонн мяса крупного рогатого скота. Внутри квот появляются лицензии – доля соотв импортера в импортной квоте. Из них 29 тысяч из Евросоюза. И новому игроку на этот рынок не войти, так как импортеры получают свою долю по традиции.

Поэтому поговорим о спорах.

Наднациональный о-н принимает обязательное для РФ решение. КС: само по себе это не является неконституционным.

Договоренность о правилах и процедурах (раздатка 7). Система регулирования споров – способ обеспечения безопасности и предсказуемости многосторонней торговой системы (ст 3 Договорённости). Является ли прецедент источником права ВТО?! Формально нет, но предсказуемость того требует.

Ключевое понятие системы разрешения споров – уменьшение выгоды. Оно происходит в результате мер других участников. Понятие меры см выше.

ОРС – орган по разрешению споров. Это общее собрание всех членов ВТО.

П 8 ст 3 закрепляет доказательственную презумпцию. Но и недостаточно просто заявить о том, что такая-то мера нарушает соглашение ВТО, нужно представить обоснование и убедить в этом третейскую группу, что нарушение имеет место (ч 2 ст 6),т.е. дать первичное обоснование. Заявитель должен выполнить первичное бремя доказывания. И вот если выполнено первичное бремя, тогда вступает в силу презумпция.

Но все начинается с консультаций (ст 4). – это волеизъявление публ субъекта, которое должно быть определенным.

В результате создается доклад (ст 16), который считается утвержденным на основе принципа единогласия. Принцип консенсуса считается достигнутым, если ни одно из государств не заявило возражений. Молчание в ВТО считается согласием. Если есть хотя бы одно возрождение – решение не считается принятым. Т.е. любой обладает правом вето, вне зависимости от отношения к спору.

Компенсация и приостановление уступок – резервные механизмы, которые ничего не оставляют от режима свободной торговли. Некоторые соглашения могут запрещать механизм приостановления уступок.

Существует 3 вида споров:

- Неисполнение обязательств по охваченным соглашениям

- Споры вне связи с нарушением обязательств по охваченным соглашениям. Откуда тогда берется жалоба или спор?! Например, Япония запретила продавать фотопленки в мелкой рознице, где компания Кодак пользовался большой популярностью. Антимонопольное регулирование находится вне сферы ВТО. Но арбитры решили, что здесь имеет место дискриминация по месту происхождения товара. Отсутствие конкретного запрещающего меру торговой политики положения, в каком-либо из соглашений ВТО не имеет решающего правового значения при оценке совместимости этой меры торговой политики с торговыми выгодами, которые получает государство в силу членства в ВТО => хотя действие и не запрещено, Япония дело проиграло. По такой категории жалоб (нарушение духа, а не буквы соглашений ВТО) заявитель должен доказать, что он не мог разумно предвидеть оспариваемую меру (американцы не могли предвидеть, что японцы запретят торговать пленками в рознице) и что в результате этой меры выгода заявителя от членства в ВТО была аннулирована или сокращена.

- Прочие (ситуационные) жалобы. Тоже жалобы, поводом к которым может стать любая гос. Мера (действие публ властей), если она привела к аннулированию или сокращению блага. При этом речь не о нарушении соглашений, а о конфликтах в результате макроэкономических чрезвычайных ситуаций. Например, общая депрессия, высокая безработица или дефолт. Правила (ст 26.2) устанавливают, что заявитель обязан представить подробное обоснование по каждому аргументу жалобы (сам несет бремя доказывания). Ни одного реального примера такого дела не существует.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: