double arrow

Философская концепция И. Канта. Субъективные и объективные условия познания


Исторические условия возникновения немецкой классической философии.

Общая характеристика немецкой классической философии.

Контрольные вопросы

1. Рождение научного естествознания. Механико-материалистическая картина мира.

2. Бэкон и Декарт: две концепции научного метода.

3. Антитеза эмпиризма и рационализма.

4. Субъективный идеализм Дж. Беркли: аргументы и контраргу­менты.

5. Что такое агностицизм? Ваше отношение к концепции Юма.

6. Дуализм метафизики Декарта. Теория врожденных идей.

7. Лейбниц: монадология - учение об «истинах факта» и «исти­нах разума».

8. Представления о субстанциях во взглядах Декарта, Спинозы, Лейбница.

9. Учение Бэкона об «идолах» человеческого ума.

10. Как относились философы-просветители к религии?

11. Каковы общественно-политические идеалы Просвещения?

12. Как вы оцениваете мысли Ж.-Ж. Руссо о противоречии цивили­зации и преимуществах «естественной» жизни людей?

13. Идеи гражданского общества и общественного договора.

14. Сравните понятия «просвещение» и «просвещенчество».

Вопросы для самостоятельного изучения (СРС)

1. Индуктивный метод Ф. Бекона и дедуктивный метод Р. Декар­та.




2. Философские и социально-политические взгляды Дж. Локка.

3. Характеристика эмпиризма и рационализма, их значение в развитии философии и науки.

4. Научная революция 17-го века и ее философские последствия.

5. Т. Гоббс об обществе и государстве.

6. Теория общественного договора и общественно-правовой иде­ал Просвещения.

7. Французские материалисты Гольбах, Гельвеции, Ламберт о мире, человеке и познании.

8. Философские взгляды и просветительская деятельность Д. Дидро.

9. Французские ученые-энциклопедисты и их вклад в духовную культуру человечества.

10. Ж-Ж Руссо как родоначальник критики науки и цивилизации.

11. Философия Просвещения. Идея совершенствования общества на основе разума. Ее критика в философии постмодернизма XX в

Учебная, учебно-методическая и дополнительная литература

1. История философии в кратком изложении / Пер. с чеш.И.И. Богута. — М., 1994.

2. Мир философии. Книга для чтения: В 2 ч. / Под ред. П.С. Гуревича и В.И. Столярова. - М., 1991. Ч. 1.

3. Бэкон Ф. Новый Органон // Соч. в 2 т. — М., 1972.Т. 2.

4. 4. Гоббс Т. Основы философии. Часть третья. О гражданине // Гоббс. Соч. в 2-х т. - М., 1989. Т. 1.

5. 5. Декарт Р. Рассуждения о методе // Избранные фило­софские произведения. — М., 1950.

6. Кампанелла Т. Город Солнца. – М., 1994.

7. Мор Т. Утопия.- М., 1978.

8. Косарева А.М. Социокультурный генезис науки Нового времени.(Философский аспект проблемы). – М., 1989.

9. Нарский И.С. Западноевропейская философия XVII века. – М., 1974.

10. Пивоев В.М. История философии. – СПб., 2002.

11. Соколов В.В. Европейская философия XV-XVII веков. – М., 1994.



12. История философии в кратком изложении./пер. с чеш. И.И. Богута— М., 1994.

13. Краткая философская энциклопедия. – М., 1994.

14. Руссо Ж.Ж.Избранное. – М., 1976.

15. Барг М.А. Эпохи и идеи: Становление историзма. — М., 1987.

16. ГриненкоТ.В. История философии. – М., Юрайт, 2003.

17. Горбачев В.Г. История философии. Краткий курс лекций. – Брянск, 1998.

18. Кузнецов В.Н.Французский материализм XVIII века. – СПб., 2004.

19. Манфред А.З. Три портрета эпохи Великой французской революции. — М., 1989.

20. Мамджян Х.Н.Французское просвещение XVIII века. – СПб.,2004.

21. Нарский И.С. Западноевропейская революция XVIII века.- М., 1974.

22. Французское Просвещение и революция / М.А. Киссель, Э.Ю. Соловьев, Т.И. Ойзерман и др. — М., 1989.

23. Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир – эпоха Просвещения. – М., 1991.

Лекция 2.4 Немецкая классическая философия

Дидактические единицы:

2.2.4 Основные проблемы немецкой классической философии

1. Общая характеристика немецкой классической философии.

2. Исторические условия возникновения немецкой классической философии.

3. Философская концепция И. Канта. Субъективные и объективные условия познания.

4. Развитие кантовских идей Фихте и Шеллингом.

5. Система объективного идеализма Гегеля.

6. Антропологический материализм Л. Фейербаха.

7. Марксистская философия: истоки, особенности и содержание.

8. Историческая судьба марксизма. Неомарксизм.

Немецкая классическая философия представляет собой величественное и многогранное явление общественной мысли человечества. Она существовала в период с конца XVIII до 70-х гг. последующего столетия и явилась вершиной рационалистического мышления Нового времени. Немецкая классика представлена творчеством та крупных мыслителей, как И.Кант, Г.Гегель, Л.Фейербах и др.



Идейные (теоретические)источники этой философии разнообразны. Немецкие философы к числу своих авторитетов относили Платона и Спинозу, французских просветителей XVIII века. Из своих соотечественников они выделяли Н.Кузанского и Г.Лейбница, И.Гердера, Ф.Шиллера.Немецкая классическая философия развивалась под непосредственным и активным влиянием Великой французской революции и ее важнейших идей. Однако в Германии того времени еще отсутствовали необходимые предпосылки подобных социальных преобразований. Страна была раздробленной, а буржуазия слабой в экономическом и политическом отношении. Эти и иные обстоятельства обусловили повышенный интерес немецкой философии к теме духовногово всех его проявлениях (индивидуальное и общественное сознание), а не практической общественной мысли.

Немецкая классика –это преимущественно философский идеализм(за исключением творчества Л.Фейербаха) в различных его формах. В его рамках большое развитие получила диалектика какметод философского мышления и теория развития всего сущего. Наибольший вклад в осмысление понятий, принципов и законов диалектики внес Г.Гегель, создавший грандиозную теоретическую систему. Начиная с Гегеля, важнейшие положения диалектики (в том числе принцип историзма) получили широкое применение в естественных и общественных науках. Что же касается Л. Фейербаха, то он многое сделал для развития философской антропологиикак общей Теории человека. К числу особенностей немецкой классики следует отнести также ее энциклопедичность, всесторонность охвата предмета своего исследования.

Немецкие философы существенно продвинули вперед представления о сущности и природе человека. Они рассматривали его преимущественно как существо духовное и деятельное, созидателя мира культуры. Ими были подвергнуты глубокому анализу познавательные способности человека, формы общественного сознания, механизмы и логика развития всемирной истории. В немецкой классической философии подчеркивалось, что философия должна иметь все признаки науки: строгость, точность, доказуемость. Несмотря на определенные слабости и внутренние противоречия, немецкая классика представляет собой одну из крупнейших вех в истории мировой общественной мысли.

Немецкую классическую философию принято считать вершиной в развитии европейской философской мысли Нового времени. В ней оказались наиболее полно представленными важнейшие типы философствования - материализм и идеализм; получили всестороннее развитие все области философского знания: учение о бытии, теория познания, диалектика, антропология, социальная философия и культурология, этика. Немецкая классика дала миру философии не только гигантов мысли (И.Кант, Г.Гегель, Л.Фейербах),но и активно повлияла на последующее развитие мировой философской мысли. Развитие философии на немецкой почве обрело ряд существенных признаков науки - четкое определение предмета своего исследования, строгость ме­тода, обращение к конкретным фактам, логичность и точность рассуждений, разветвленность понятийного аппарата.

Классическая философия Германии возникла в конце XVIII века под непосредственным влиянием Великой французской революции, а ее расцвет пришелся на первую треть следующего столетия. Она зародилась тогда, когда феодализм на немецкой земле экономически был уже надломлен, а политически еще не был побежден. Германия того времени оставалась слабой страной, раздробленной почти на 300 небольших государств.

Поэтому революции политической и со­циальной здесь предшествовала революция духовная: прежде всего и сфере литературы и философии. Германия на разломе двух веком была, по определению Ф.Энгельса,«страной поэтов и мыслителей» (Гете, Шиллер, Гердер и др.). Философские учения в Германии име­ли возможность опираться на передовые идеи французских просве­тителей и других прогрессивных мыслителей Нового времени. Характер общества того времени придал немецкой классике специфический характер, что проявилось в основном в следующих ее чертах.

Во-первых, немецкая классическая философия явно тяготеет не к исследованию «земли» (природы), а к познанию «неба», т.е. сферы Духа в различных его проявлениях. Она явилась (за исключением творчества Л.Фейербаха) расцветом философского идеализма, как объективного (Ф.Шеллинг, Г.Гегель), так и субъективного (И.Кант, И.Фихте). Немецкие философы искусно владели, по выражению их соотечественника, поэта XIXв. Г.Гейне,«воздушным царством мечты».

Во-вторых, в ней систематически обоснована философская идея развития, которая была применена к исследованию духа, общества и процесса познания. Принцип историзма стал одним из ведущих в творчестве немецких мыслителей этого периода.

В-третьих, сама философия в эту эпоху стала рассматриваться как строгая и доказательная система знания, имеющая свой метод и понятийный аппарат, т.е. как наука. Философское знание воспри­нималось в качестве «критической совести» духовной культуры эпо­хи, ее теоретического ядра.

В-четвертых, в немецкой классике подчеркивалось (учения И.Канта, Л.Фейербаха) особое значение знаний о человеке в струк­туре философии. Антропология здесь выделяется в особую область философского знания, определяется ее предметное поле. Было отме­чено, что человек — это высший предмет философии, особого рода ценность и цель общества.

В-пятых, немецкая классическая философия разрабатывала и подчеркивала принцип деятельности и свободы, характеризующий природу человека как существа активного и творящего. Человек - это созидатель мира культуры, продукт собственной деятельности.

Ему присущи высокие духовные качества и способности.

Основателем немецкой классической философии считается Иманнуил Кант (1724 - 1804 гг.), «первый философ» Германии начала XIX века. Он родился в Кенигсберге, окончил философский факультет и работал домашним учителем, а позже - профессором университета в этом городе. Важнейшие работы Канта - «Всеобщая естественная история и теория неба», «Критика чистого разума», «Критика практического разума». Более всего немецкого философа интересовали, по его признанию, «звездное небо надо мной» и «моральный закон во мне». Этот интерес обу­словил наличие в творчестве Канта двух основных блоков: тео­рии познания, а также учения о морали и нравственности. Наря­ду с этим, немецкий мыслитель занимался и проблемами естест­венных наук. Лейтмотивом всей философии Канта являются три его знаменитые вопроса: «Что я, могу знать?». «Что я должен делать?» и «На что я могу надеяться?».

В творчестве И.Канта принято выделять два периода.

Первый («докритический») - до начала 70-х гг. XVIII века, когда ученый обращался к философским проблемам естествознания.

Второй период в творчестве И.Канта называется «критическим». Это связано с тем, что здесь философ сделал предметом своего пристального и критического исследования человеческий разум, его структуру и познавательные возможности. Кант раскрывал природу человеческого знания и его источники, используя так называемые «трансценденталии», т.е. отвлеченные от действительности логические понятия. В рамках этого периода он разработал также учение о морали и нравственности. В качестве образца достоверного знания он брал ньютоновское естествознание и математику. Немецкий философ исходил из тезиса о том, что в существует и независимый от человека и его сознания мир вещей(«вещи в себе»). Процесс познания начинается с того, что эти вещи действуют на органы чувств и вызывают у человека ощущения. На базе ощущений формируются понятия и суждения рассудка, а также идеи разума. Однако теоретическое знание, воплощенное в Математике и естествознании, еще не несет в себе достоверных сведений о предметах. Математика и естествознание содержат в себе знания лишь о внешних сторонах и отношениях между вещами, или явлениях. В связи с этим «вещи в себе» остаются за пределами под­линного теоретического познания и не превращаются в «вещи для нас» (познанные, раскрытые).

Исследуя природу знания, Кант подчеркивал, что оно всегда выражается в форме суждений,которые в свою очередь бывают аналитическими и синтетическими. Первые из них не прибавляют новых знаний о предметах, а вторые способствуют получению та­кого знания. Синтетические суждения бывают апостериорными(зависящими от чувственного опыта) и априорными (не зависящими от такого опыта). По Канту, теоретическое знание основано на априорных суждениях, существующих в сознании человека как доопытные (врожденные) формы созерцания вещей, например, поня­тие о пространстве и времени.

Названные виды суждений соответствуют трем основным по­знавательным способностям человека: чувственности, рассудку («практический разум») и разуму. Чувственность означает способ­ность ощущать вещи; рассудок — способность к простым поняти­ям и суждениям о вещах; разум же — это способность к умозаклю­чениям и идеям (высшим понятиям).

Положительной стороной учения Канта о чувственности и рас­судке является раскрытие органичной связи между ощущениями и категориями рассудка. Ощущения без категорий «слепы», а логи­ческие категории без ощущений «пусты». Рассудок как бы конст­руирует игрой ума реальные связи между вещами, хотя на самом деле эти связи объективно существуют и они лишь выводятся («извлекаются») в ходе их познания человеком.

Особое место в своей теории познания Кант отводил человече­скому разуму.

Кант делал вывод о слабости человеческого разума и всегда противоречивом его состоянии, за кото­рым наступают неизвестность, хаос и неустойчивость. Следовательно, «вещи в себе» можно познать лишь в рамках чувственности и рассудка, а за пределами этих ступеней познания они остаются для человека «вещами в себе». Такой результат порожден непонятными притязаниями «самоуверенного» разума. Полагая такое, Кант тем самым делал уступок агностицизму. По его собственному признанию, он ограничил знание, чтобы уступить место вере. С другой стороны, немецкий философ обратил внимание на проти­воречивость рационального познания мира, которое упорно стре­мится «схватить» противоречивость самого мира и выразить этот факт в системе логических понятий и суждений. В этом смысле слабость разума является как бы обратной стороной его силы и неисчерпаемой энергии.

В своем учении о морали и нравственности (оно называется «практическим разумом») И.Кант исследовал проблему свободы человека. Он рассматривал человека как существо, способное к само­стоятельному (автономному) поведению и нравственному совершен­ствованию, к выбору альтернатив. Однако свобода, по убеждению философа, должна предполагать не произвол, а самоограничение и уважение к свободе и интересам других членов общества.

Человек- это существо нравственное, и его нравственность не может быть вы ведена (сформирована) извне. Она проистекает априорно изнутри, из его собственной природы. Каждый человек несет в себе нравственный закон, который обладает принудительной силой и носит характер заповеди. Этот закон, единый для всех, Кант назвал категорическим императивом и сформулировал его следующим образом «Поступай так, чтобы правило твоего личного поведения стало примером поведения для всех». Или же «...поступай так, чтобы использовать человека всегда как цель и никогда как средство».

Этот закон предписывает соблюдать неприкосновенность другого человека «...другой человек должен быть для тебя святым». Категорический императив носит жесткий и обязательный характер и поэтому «...голос его заставляет даже самого смелого преступника трепетать и смущаться перед его взором» — подчеркивал немецкий философ.

Подлинно нравственное поведение всегда предполагает ограничение собственного эгоизма во имя сохранения целостности общества. Уважение к закону должно быть одним из высших чувств человека. Свобода на деле это не произвол, а умение добровольно подчиниться нравственному закону и следовать долгу, понятие которого является одним из важнейших в этическом учении Канта. Долг есть сознательное выполнение индивидом установленных в обществе требований, это обязанность.

Долг является незыблемой опорой нравственности в любых ситуациях жизни человека, а совесть — внутренним инструментом для самоконтроля. Нравственно лишь то, что соответствует долгу, а не личной выгоде. Подлинная мораль может быть только общечеловеческой (единой для всех), а не узко групповой. Кант подчеркивал, что его идея категорического импе­ратива адресована всем народам и на все времена.







Сейчас читают про: