Философская система Спинозы

Рационалистическая философия Нового времени

Он выходец из испанских евреев. Он уделяет своё внимание трудам Декарта. Спиноза – стоик нового времени.

Первое его сочинение – «Трактат об усовершенствовании разума». Ориентированность на разрешение этических проблем посредством философии. Он подходит к богу и субстанции с проблемы сосуществования одного с другим, с позиции этики. Он защищает свой способ мысли и свой способ жизни. Есть необходимость очищения разума от страстей. От неё и сходится истина и действительность, к которой и мы должны стремиться посредством очищения нашего разума от действия страстей. Он считает, что необходимо использовать тот самый язык, который распространён у большинства аудитории, здесь он выражает нейтральность, предотвращающую от оголтелых обвинений в тех или иных пороках. Порок для него – это следствие неких причин, которые по незнанию оседают в людях.

Второе его правило касается богатств, славы. Всего того, что обретается через накопительство. Он считает, что необходимо не выделяться из толпы и использоваться богатство для более возвышенных целей. Очищение разума – нравственный и духовный образ.

Спиноза представляется как монист. Он утверждает одну единственную субстанцию: для него совершенно достоверна лишь одна субстанция.

Второй его труд – «Этика». Методом его философствования становится дедуктивно-геометрический способ рассуждения. Первый пункт – противостояние схоластического учения. Он противостоит схоластической учёности, которая излишне абстрактна и спекулятивна. Через теоремы и доказательства мы достигаем желаемого. Второй пункт – противостояние риторичности гуманистов эпохи возрождения. Третьим пунктом здесь является противостояние многословности равинистического изложения.

В этике утверждается единственность божественной субстанции. С его точки зрения Декарт оказывается втянут в противоречие. Бог позволяет существовать мышлению и при этом имеет протяжённость. Эти две субстанции обусловлены бытием бога. Соответственно, эти две реальности не могут претендовать на звание субстанции и этой субстанцией оказывается бог как некая необходимость. Бог не является личностью, он безличен. Он является неким рационалистическим принципом философии. Он и есть некая необходимость. Мышление и протяжённость есть атрибуты. Атрибут есть форма, через которую представляется бесконечность божественной субстанции. Человеческое сознание конечно и ограничено и оно не может вместить в себя эту полноту бесконечности бога. На самом деле это следует из логики: т.к. бог бесконечен, то атрибуты тоже бесконечны. Человеку по слабости его ума даны только мышление и протяжённость. Помимо атрибутов есть ещё и модусы. Модусы есть проявление атрибутов божественной субстанции. Они могут быть как бесконечными так и конечными. К атрибутам мышления можно отнести бесконечную волю, а воление будет конечным модусом. Атрибут протяжённости: модус – тела и предметы. Некие качества могут просматриваться как бесконечным модусом, так и конечным. Определение с точки зрения Спинозы есть отрицание. Всё есть бог. Но та или иная вещь, которая также является богом, проходит через отрицание всего того, что ею не является, поэтому определение и есть отрицание. Вся концепция оказывается пантеистической, ибо всё есть бог. Просто он предстаёт человеку либо с точки мышления, либо с точки материи и протяжённости. Если всё есть бог, то природу можно свести к богу, тогда природа это бог, но она имеет особый статус. Здесь у него вырисовывается двоякое отношение: природа творящее и производящее, тогда бог есть природа; природа есть форма некого следствия, то беж, сотворённая природа, но и сотворённая и природотворящая есть та же самая природа.

Следствием этого является интересная концепция познания. Бог является причиной самой себя (causa sui). В природе нет никакого абсолютно ложного знания. Здесь оно подразделяется на определённые градации, они связаны со степенью ясности понимания действительности. Таким образом. То, что для нас, привыкших оперировать крайними позициями, для Спинозы является внешним знанием. Никто не может быть назван порочным существом. Есть три способа познания.

1. Путь мнений и воображений. Мнение указывает на парменидовскую традицию, а вот воображение указывает на определённо новое веяние в культуре и философии в области познания. Речь идёт о монистическом способе рассуждения.

2. Рассудочный. Человек обретает истину и отчётливо ясные знания, которые достигаются через посредника – рассудок.

3. Мистическое созерцание без посредников. Истинная необходимость, т.е. бог.

Свобода есть осознанная необходимость. Разум человека надо очищать от страстей.

Лейбниц утверждает множественность субстанций. Его философская концепция – «монадология» - каждый предмет. Каждое явление, каждая реальность одухотворена. Монада – духовная сущность любой реальности. Он пытается противостоять материалистическим способам истолкования реальности. Для него важной задачей становится необходимость поиска конечной причины. Ничто из материального не является конечной причиной, побуждающей к некоему действию. Лейбниц иерархизирует монады и критерием к разграничению становится степень отчётливости восприятий. Разум – человек – восприятие. Монады характеризуются через сосуществование друг друга, они существуют как реальности без «окон» и «дверей». Влиять на нечто мы имеем возможность через последствие материальности. Монада не есть материя, она есть идеальная духовная сущность любого предмета. Возникает вопрос, связанные с питанием воздействия на монаду. Духовность не преемствует реальность. Здесь утверждается теория параллелизма.

Бог используется как подпорка всей этой теоретической системы, он синхронизирует монады так, чтобы без прямого воздействия они испытывали те или иные влияния без этого непосредственного влияния. Лейбниц говорит, что наш мир является наисовершенейших миров, ибо все монады без непосредственной связи оказываются взаимосвязанными.

С точки зрения Спинозы порядок и связь вещей то же самое, что и порядок и связей идей. Поэтому мышление и познаёт протяжённость без соотнесения с ней.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: