В любом случае Бог есть то, больше чего нельзя помыслить. Божественность здесь связывается с абсолютностью. Философский аналог бога – абсолют. Таким образом, признавая абсолютность бога, мы не имеем права отрицать его существование в реальности.
Фома Аквинский. Его учение становится официальной доктриной католической церкви. Его философия становится томизмом. Его основополагающее сочинение – сумма теологии и сумма философии. Фома Аквинский становится приверженцем теории двойственной истины. Разум полноправен в решении вопросов, которые ему подвластны. Познавая творение, мы познаём замысел творца, а в последствие и творца. Ряд истин теологии (троичность, воскресение, благовещение) они сверхразумны, но это не отменяет притязание разума постичь то, что ему подвластно. Это подразумевает возможность использования философии в нужных для этого целях. Но так как разум ограничен, полностью на неё опереться нельзя. Философия – служанка богословия. В рамках данных рассуждений мы видим, что позиция Фомы Аквинского расходится с идеями Августина, а также с модными на данный момент представлениями Пьера Абеляра.
|
|
Фома утверждает свою умеренную позицию, ориентируя на Аристотеля. Он реабилитирует его. Опора на платонизм тяготит к пантеизму. Пантеизм не видит различие между творцом и творением. Пантеизм – это религиозно-философское течение. Отождествляющее бога и мир. Мир – это и есть божество. Все нечистоты этого мира также являются божественностью и мы тоже должны им поклоняться.
Если каждый из нас не субстанция, мы не должны стремиться ни к чему, ни к обожению, ни к спасению. Пантеизм, сам по себе, разлагает человеческую душу, поэтому он и противен христианству, отстаивающему уникальность каждого из нас. Дабы побороть пантеизм Аквинский опирается не на Платона, а на Аристотеля. С опорой на последнего, он формулирует 5 доказательств бытия Бога:
1. Опирается на Аристотельское понятие причины. Всё, что движется, имеет причиной своего движения что-то другое. Первой причиной является Бог.
2. Выходит из доказательства Аристотеля продуктивной причины. Ничего не возникает из неоткуда и не исчезает в никуда. Производящая причина – Бог.
3. Оспаривает случайное возникновение вселенной. Поскольку мир существует, должна существовать абсолютно необходимая причина его возникновения. Этой причиной может быть бог.
4. Оперирует к существованию в мире различных степеней сравнения. В абсолютном мире может быть только Бог.
5. Связывает причинность и целенаправленность. Если мир причинно обусловлен. То он целенаправлен. Есть некое начало, которое целенаправляет. Существом. Которое целенаправляет может быть только бог.
|
|
Эти доказательства, которые претендуют быть научными, критикуются Кантом. Он полагает некую основу для фундаментального в науке. Все эти доказательства перепрыгивают и тем самым мы из имперический области оказывается в транцендентной, о которой ничего не знаем. Он считает. Что в Бога надо только верить. Религия базируется не на разуме. Если богу было бы угодно захватить мир, то он давно бы это сделал. Бог жаждет любви, а не подчинения и необходимости. Кант требует исходить из идеи бога.
Пьер Абеляр. Вера должна найти опору в знании, в разуме. Этим утверждается крайняя позиция, связанная с рационалистическим пониманием и существованием бытия. Абеляр требует, чтобы вера проверялась разумом.
Он пишет исповедь – «История моих бедствий».
Она складывается с противостоянием науки.
Благо |
Благо