double arrow

Место религии и церкви в жизни средневекового общества


Цивилизация Древнего Рима

Цивилизация Древней Греции

Греческая цивилизация пост. расширяла свои границы. Около 500 г. до н. э. начинается великая греческая колонизация (процесс завоевания колоний и расширения террит. метрополии). Во второй пол. 4 века до н. э. благодаря походам Александра Македонского Греция превратилась в гигантскую империю.

Полис - город-государство. Оно сост. из самого города и прилег. к нему территории. Полис представлял собой общину, включ. в себя и гор., и сельское население. Полноправным гражданином полиса являлся грек по национальности, свободный и владеющий частной собственностью. Полис жил в соотв. с идеей автаркии (самообеспеченности). Рабы в Греции стояли на низшей ступени социальной лестницы, не имели никаких прав и приравнивались к «говорящим орудиям труда». Были лишены всякой собств., являлись предметом купи-продажи, не могли закл. брак, дети рабынь назыв. приплодом и тоже считались рабами.

Два центра цивилизации – Афины и Спарта. Полит. жизнь Афин шла по пути демократизации, а жизнь Спарты протекала в непрер. войнах с соседними общинами, государство было военизированным




8 - 6 в. н.э. – царский период в истории Рима. 509 г. н.э. – в Риме установилась республика

В 1 в. н.э. стала зарождаться единоличная власть диктатора. Окончательно императорская единоличная власть установилась в 27 г. н.э. Во главе государства встал Октавиан Август, эпоху которого называют «Золотым веком» империи. Август хотел воскресить древнюю чистоту нравов и ввёл законы об ограничении роскоши. В обществе была достигнута определённая стабильность, необычайно высокого расцвета достигла римская литература. Август был покровителем искусства и науки. При нём в Риме был проложен водопровод, развёрнуто строительство великолепных храмов

Духовная жизнь и менталитет феодального общества Западной Европы отличались глубокой религиозностью. Католическая церковь являлась могущественным феодальным институтом

В 6 веке, когда Римская империя стояла на краю гибели, церковь превращалась в «государство в государстве». Определяющая роль христианской религии и церкви во всех областях общественной и культурной жизни составляла принципиальную особенность европейской средневековой культуры. Церковь подчинила себе политику, мораль, науку, образование и искусство. Весь мировоззрение человека средневековья был теологическим

В это время разработалась догматика христианского вероучения. В первоначальном христианстве очень сильна была вера в скорое второе пришествие Иисуса Христа, Страшный суд и конец грешного мира. Однако время шло, ничего подобного не происходило, и на место этой идеи в приходит идея утешения - загробного воздания за хорошие или плохие поступки, то есть ада и рая.



Начиная с 6 века, в Западной Европе стали появляться монастыри. На протяжении нескольких веков они были единственными центрами просвещения. При монастырях обычно организовывались библиотеки. Кроме Библии переписывались книги христианских богословов, жизнь святых, уцелевшие античные произведения (без такого переписывания к нам эти произведения просто бы не дошли). Здесь складываются хроники - описания событий по годам. Школы течение раннего средневековья открывались только при церквях и монастырях. Постепенно складывается школьная программа. Она не менялась потом веками. В нее входили семь свободных искусств »: три вводные дисциплины -« тривиум »- грамматика, риторика (овладение красноречием, диалектика (овладение правильным красноречием, т.е. формальная логика); четыре дисциплины высшего цикла -« квадриум » - арифметика, геометрия, астрономия, музыка

В конце 4 – начале 5 века римские епископы присвоили себе право называть папами, то есть главами церкви, и воспринимались как преемники апостола Петра, первого епископа Рима







Сейчас читают про: