double arrow

Неофициальный характер общения. Бессознательное и автоматическое использование речевых средств


Виды планов.

Основные этапы подготовки речи. Приемы поиска материала.

Особенности аудитории. Виды аргументов.

У аудитории есть ряд особенностей: а) степень однородности-неоднородности (по полу, возрасту, национальности, образованию, интересам); б) количественный состав (больше аудитория – единодушнее реагирует); в) мотивы (интеллектуально-познавательные, моральные, эмоционально-эстетические).

Для убеждения аудитории используются аргументы (обоснование суждений, оценок).

Виды аргументов: логические (факты, аксиомы и постулаты, законы науки, определение основных понятий и др.) и психологические (аргументы к невежеству, к силе, к выгоде, к состраданию, к верности и др.)

В современных риториках рассматриваются следующие этапы подготовки к выступлению:

– выбор темы и определение цели;

– подбор материала, его изучение и анализ (официальные документы, научная и научно-популярная литература, справочники, энциклопедии, словари);

– разработка плана выступления;

– работа над композицией (вступление, главная часть, заключение);




– написание текста выступления (черновик, беловик);

– овладение материалом выступления (перечитать, заучить фрагменты, выучить последовательность частей, произнести вслух).

Выделяют три вида планов: предварительный, рабочий и основной.

Основная цель создания предварительного плана – определиться с аспектами темы, сформулировать круг основных вопросов, наметить собственное решение данной темы.

Рабочий план составляется после изучения литературы, обдумывания темы, собирания фактического материала. В рабочем плане формулируются отдельные положения, указываются примеры, факты, приводятся цифры, оттачивается структура выступления, намечается баланс между частями.

Основной план пишется не столько для оратора, сколько для слушателей, чтобы облегчить им восприятие выступления.

Лекция 7. Разговорный стиль

1. Неофициальный характер общения. Бессознательное и автоматическое использование речевых средств.

2. Речевые привычки и формы языкового творчества в РС.

3. Языковые особенности РС.

4. Экспрессивные стили в СРЛЯ.

РС используется в неофициальном общении, характеризуется непринужденностью, поэтому для него не характерен предварительный отбор языковых средств. РС свойственен речевой автоматизм, экспрессивность, диалогическая форма и, по преимуществу, бытовая тематика.

Все эти языковые особенности обусловлены формами мышления в РС: конкретно-бытовое мышление, где с каждой вещью, явлением связана определенная схема отношений. Человек, соприкасаясь с такой легко узнаваемой вещью, действует автоматически и нередко бессознательно. Достаточно лишь намека, чтобы с «полуслова» уловить мысль или желание собеседника. Отсюда и такие странные языковые проявления РС: «рваные» короткие фразы, отсутствие важнейших членов предложения, например, подлежащего и сказуемого, несогласованность грамматических форм, нечеткое произношение слов, смысл которых тем не менее легко угадывается благодаря привычке (закон экономии речевых средств).