Принципы и условия речевого общения.
Принцип последовательности ( смысловое соответствие ответной речевой реакции.
Принцип кооперации (готовность партнеров к сотрудничеству). Этот принцип включает четыре постулата: количества, качества, отношения, способа.
Принцип вежливости (максимум такта, великодушия, одобрения, скромности, согласия, симпатии).
Принцип равной безопасности (запрещает оскорбительные выпады в адрес партнера, унижение чувства собственного достоинства).
Принцип децентрической направленности (позволяет искать оптимальное решение без ущерба делу).
Принцип адекватности (избегание намеренного искажения смысла).
Применение данных принципов повышает эффективность общения – достижение адекватного смыслового восприятия и адекватной интерпретации передаваемого сообщения.
Основные факторы, способствующие благоприятному климату общения: признание не на словах, а на деле, плюрализм мнений, предоставление равных возможностей высказать свою точку зрения, равный доступ к необходимой информации, выстраивание конструктивного диалога, нацеленного не на победу над партнером, а на решение проблемы, умение найти то, что объединяет, а не разъединяет.
Главная причина затруднений в речевом общении – стереотипно-догматическое мышление, нетерпимость к чужому мнению. Как правило, эта трудность связана с личностными особенностями (культура личности, о которой говорилось на предыдущих лекциях): эгоизмом, амбициозностью, уверенностью в собственной непогрешимости, категоричностью в суждениях, неспособностью идти на компромисс, отсутствием здравого смысла, непониманием реальных процессов.
Слушание – процесс восприятия, осмысления и понимание речи говорящего. Умение слушать предполагает: сосредоточение на речи партнера, способность выделить из его сообщения идеи, мысль, эмоции, отношение говорящего. В целом это психологическая готовность к контакту с другим человеком. Способность слушать зависит от личности собеседника, характера и интересов, пола, возраста, служебного положения.
Различают два вида слушания: рефлексивное и нерефлексивное.
Нерефлексивное состоит в умении слушать молча и внимательно, не вмешиваясь в речь собеседника своими вопросами и замечаниями. Рефлексивный вид слушания предполагает активное вмешательство в речь собеседника с целью оказать ему помощь в выражении мыслей и чувств. Этот вид слушания позволяет достигать наилучшего понимания, но и может преследовать цель запутать собеседника, сбить его с мысли
В процессе слушания важны формы невербальных контактов: зрительный контакт, поза собеседников, межличностное пространство (расстояние между беседующими).
Рекомендуемые учебники и учебные пособия:
1. Голуб И. Б. Русский язык и культура речи. М., 2003;
2. Плещенко Т.П., Федотова Н.В., Чечет Р.Г. Стилистика и культура речи. Минск, 2001.
3. Русский язык и культура речи (под ред. В.Д. Черняк). М., 2003;
Дополнительная литература:
1. Введенская Л.А. Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. Ростов н/Дону, 2004;
2. Трофимова Г.К. Русский язык и культура речи. М., 2004;
3. Русский язык и культура речи (под ред. В.И. Максимова). М., 2002.