Слушание. Виды слушания

Принципы и условия речевого общения.

Принцип последовательности ( смысловое соответствие ответной речевой реакции.

Принцип кооперации (готовность партнеров к сотрудничеству). Этот принцип включает четыре постулата: количества, качества, отношения, способа.

Принцип вежливости (максимум такта, великодушия, одобрения, скромности, согласия, симпатии).

Принцип равной безопасности (запрещает оскорбительные выпады в адрес партнера, унижение чувства собственного достоинства).

Принцип децентрической направленности (позволяет искать оптимальное решение без ущерба делу).

Принцип адекватности (избегание намеренного искажения смысла).

Применение данных принципов повышает эффективность общениядостижение адекватного смыслового восприятия и адекватной интерпретации передаваемого сообщения.

Основные факторы, способствующие благоприятному климату общения: признание не на словах, а на деле, плюрализм мнений, предоставление равных возможностей высказать свою точку зрения, равный доступ к необходимой информации, выстраивание конструктивного диалога, нацеленного не на победу над партнером, а на решение проблемы, умение найти то, что объединяет, а не разъединяет.

Главная причина затруднений в речевом общении – стереотипно-догматическое мышление, нетерпимость к чужому мнению. Как правило, эта трудность связана с личностными особенностями (культура личности, о которой говорилось на предыдущих лекциях): эгоизмом, амбициозностью, уверенностью в собственной непогрешимости, категоричностью в суждениях, неспособностью идти на компромисс, отсутствием здравого смысла, непониманием реальных процессов.

Слушание – процесс восприятия, осмысления и понимание речи говорящего. Умение слушать предполагает: сосредоточение на речи партнера, способность выделить из его сообщения идеи, мысль, эмоции, отношение говорящего. В целом это психологическая готовность к контакту с другим человеком. Способность слушать зависит от личности собеседника, характера и интересов, пола, возраста, служебного положения.

Различают два вида слушания: рефлексивное и нерефлексивное.

Нерефлексивное состоит в умении слушать молча и внимательно, не вмешиваясь в речь собеседника своими вопросами и замечаниями. Рефлексивный вид слушания предполагает активное вмешательство в речь собеседника с целью оказать ему помощь в выражении мыслей и чувств. Этот вид слушания позволяет достигать наилучшего понимания, но и может преследовать цель запутать собеседника, сбить его с мысли

В процессе слушания важны формы невербальных контактов: зрительный контакт, поза собеседников, межличностное пространство (расстояние между беседующими).

Рекомендуемые учебники и учебные пособия:

1. Голуб И. Б. Русский язык и культура речи. М., 2003;

2. Плещенко Т.П., Федотова Н.В., Чечет Р.Г. Стилистика и культура речи. Минск, 2001.

3. Русский язык и культура речи (под ред. В.Д. Черняк). М., 2003;

Дополнительная литература:

1. Введенская Л.А. Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. Ростов н/Дону, 2004;

2. Трофимова Г.К. Русский язык и культура речи. М., 2004;

3. Русский язык и культура речи (под ред. В.И. Максимова). М., 2002.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: