double arrow

Языковые особенности РС

Речевые привычки и формы языкового творчества в РС.

Если собеседников отличает большое сходство опыта, то в их разговорной речи чрезвычайно сильно действуют речевые привычки. Это активизирует речевые клише, сводящиеся лишь к намеку на фразу: «Чаю?» «Я в школу!», «Смотри у меня!». То же касается фонетической стороны РС (лишь намек на звуковую оболочку слов).

Значительно большую речевую активность вызывают, как правило, относительно новые явления повседневной жизни (назначение нового начальника, собственные перспективы по службе, покупка новой вещи и т.п.). По поводу такого рода событий может возникнуть целый рассказ, история и даже «драматическое действие» с довольно развернутым диалогом.

Говорящий пользуется языком спонтанно и в то же время по инерции, следуя одновременно речевым привычкам и стихии собственного языкового творчества. Такая двойственность РС проявляется во всех его структурах. Они, с одной стороны, ориентированы на нейтральные стандарты литературного языка, а с другой, передают эмоционально-оценочное отношение говорящего.

Особенности интонирования: следование произносительным нормам, которые органически сочетаются с резкими повышениями и понижениями тона, растягиванием гласных, скандированием слогов, паузами, перепадами темпа речи.

Та же двойственность наблюдается и в лексическом составе (общеупотребительные слова + разговорные). Не исключается употребление просторечий, профессионализмов, диалектизмов, жаргонизмов. Узок круг книжных слов, отвлеченной лексики, терминов и малоизвестных заимствований. Значительна роль эмоционально-экспрессивной лексики (фамильярной, ласкательной, неодобрительной, иронической).

В РС действует закон «экономии речевых средств» ( вместо словосочетаний употребляется одно слово: сгущенное молоко – сгущенка).

РС богат фразеологие й (разговорного типа и даже просторечного). Фразеологизмы имеют яркую образность и экспрессивную окраску.

Для словообразования в РС характерна то же стремление к экспрессивности (суффиксы с значениями: ласкательности, неодобрения, увеличительности и др.).

Для морфологии РС характерно использование большого количества глаголов (даже чаще, чем существительные). А также личных и указательных местоимений.

В РС отдается предпочтение формам существительных с вариантным окончанием (в цеху, в отпуску, на дому, цеха, слесаря). Те же варианты наблюдаются у глаголов (прочту, а не прочитаю, подымать, а не поднимать, не видать). В беседе часто встречаются усеченные формы глаголов: хвать, прыг, скок, стук. Нередки разговорные формы степеней сравнения прилагательных и наречий (получше, покороче, труднее всех). Встречаются усеченные формы обращений (мам, Кать, Вань).

Синтаксис РС также ярко экспрессивен. Здесь преобладают простые предложения, часто неполные, самой разной структуры (определенно-личные, неопределенно-личные, безличные). Нередки пропуски членов предложения.

Из сложных предложений чаще других употребляются бессоюзные.

Необычен порядок слов в живой речи. На первое место довольно часто ставится самое важное слово: Компьютер мне купи. Употребляются слова-предложения (Ладно. Ясно. Можно.). Активны вводные слова (может быть, кажется, к счастью, знаете). Имеют место лексические повторы (вот-вот, далеко-далеко, быстро-быстро).

В целом разговорная речь образованных людей вполне литературна, хоть и резко отличается от книжной.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: