Тема пятнадцатая. Организация работы российской электроэнергетики

К организациям технологической инфраструктуры российской электроэнергетики относятся:

- компания, управляющая единой национальной электрической сетью (ОАО «Федеральная сетевая компания»),

- организация, осуществляющая диспетчерское управление (ОАО «Системный оператор Единой энергетический системы»),

- межрегиональные распределительные сетевые компании (МРСК).

В коммерческую инфраструктуру входит ОАО «Администратор торговой системы» и его дочерняя организация ОАО «Центр финансовых расчётов». Деятельность инфраструктурных организаций, в том числе ценообразование и условия взаимодействия с контрагентами, подлежит государственному регулированию.

Генерирующие компании осуществляют выработку и реализацию электроэнергии на оптовом или розничных рынках сбытовым организациям либо крупным конечным потребителям – участникам оптового рынка.

Сбытовые организации приобретают электроэнергию на оптовом и розничных рынках и продают её конечным потребителям. Купля и продажа электроэнергии и мощности генерирующими компаниями, сбытовыми организациями, сетевыми организациями и крупными потребителями-участниками оптового рынка электроэнергии и мощности осуществляется в соответствии установленными постановлением Правительства Российской Федерации №643 от 24.10.2003 Правилами работы оптового рынка электроэнергии и мощности и Договором о присоединении к торговой системе оптового рынка электроэнергии и мощности.

Подписание Договора о присоединении и вступление в саморегулируемую организацию участников оптового рынка электроэнергии и мощности (Некоммерческое партнёрство «Совет рынка») является обязательным условием участия в купле-продаже электроэнергии и мощности на оптовом рынке.

В соответствии с федеральным законом совмещать деятельность по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и купле-продаже электрической энергии с 2011 года группам лиц и аффилированным лицам в границах одной ценовой зоны оптового рынка запрещается. Таким образом, совмещение в пределах одной ценовой зоны естественно-монопольных видов деятельности с конкурентными не допускается, в то же время в конкурентных видах деятельности объединение разных видов деятельности возможно (например, генерирующая компания может владеть сбытовыми организациями, но не может владеть сетями).

Вместе с тем на территориях, не объединённых в ценовые зоны, где условий для создания конкурентного рынка электроэнергии и мощности пока не создано (неценовые зоны и изолированные энергосистемы Дальнего Востока и Севера России) ограничений на совмещение видов деятельности нет, при этом реализация электроэнергии и мощности осуществляется только по устанавливаемым ФСТ тарифам.

Так, в холдинг ОАО «РАО Энергетические системы Востока», действующий на территории Дальневосточного федерального округа, входят генерирующие, сбытовые и сетевые компании. По регулируемым ценам (тарифам) поставляется электроэнергия также в Архангельской и Калининградской областях, Республике Коми, а также (с 2010 года) в республиках Северного Кавказа.

Диспетчерское управление

Оперативно-диспетчерское управление в единой энергосистеме России осуществляет Системный оператор (ОАО «СО ЕЭС»).

Главная функция Системного оператора – контроль за соблюдением технологических параметров функционирования энергосистемы. Для исполнения этой функции Системный оператор может отдавать обязательные к исполнению команды генерирующим и сетевым компаниям, потребителям с регулируемой нагрузкой. Также Системный оператор контролирует очерёдность вывода в ремонт генерирующих и сетевых мощностей, осуществляет контроль за исполнением инвестиционных программ генерирующими и сетевыми компаниями.

Системный оператор участвует в обеспечении функционирования оптового рынка электроэнергии и мощности: осуществляет актуализацию расчётной модели, на основе которой Коммерческий оператор производит расчёт объёмов и цен торговли на оптовом рынке электроэнергии, проводит конкурентный отбор мощности (КОМ) и обеспечивает функционирование балансирующего рынка – торговли отклонениями от плановых объемов производства и потребления электроэнергии.

100% голосующих акций ОАО «СО ЕЭС» принадлежит государству.

Сетевая инфраструктура рынков электроэнергии

Сетевые организации осуществляют два основных вида деятельности:

- передачу электрической энергии по электрическим сетям и

- технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителей электроэнергии, энергетических установок генерирующих компаний и объектов электросетевого хозяйства иных владельцев к электрическим сетям.

Оба эти вида деятельности являются естественно-монопольными и регулируются государством.

Регулирование включает не только установление в той или иной форме соответствующих тарифов (платы) за оказанные с надлежащим качеством услуги, но и обеспечение недискриминационного доступа потребителей услуг сетевых организаций к электрическим сетям.

Услуги по передаче электрической энергии предоставляются сетевой организацией на основании договора о возмездном оказании услуг по передаче электрической энергии. Договор на оказание услуг по передаче является публичным, то есть его существенные условия определяются Правительством РФ. Публичные договоры являются обязательными для заключения со стороны сетевой организации по обращению потребителя услуг.

Договор на оказание услуг по передаче должен содержать следующие существенные условия:

- величину максимальной мощности энергопринимающих устройств по каждой точке присоединения;

- величину заявленной мощности, в пределах которой сетевая организация принимает на себя обязательства обеспечить передачу электрической энергии в указанных в договоре точках присоединения;

- ответственность потребителя услуг и сетевой организации за состояние и обслуживание объектов электросетевого хозяйства, в границах балансовой принадлежности сетевой организации и потребителя;

- обязательства сторон по оборудованию точек присоединения средствами измерения электрической энергии, соответствующими установленным законодательством Российской Федерации требованиям, а также по обеспечению их работоспособности.

Кроме того, Правилами недискриминационного доступа, утверждаемыми постановлением Правительства РФ, определяются основные обязательства сетевой организации и потребителя услуг при исполнении договора на передачу электрической энергии.

По специфике основных условий среди договоров на передачу могут быть выделены следующие группы:

1) Договоры «сетевая организация - конечный потребитель».

Договорные отношения с конечными потребителями электроэнергии получили название «прямые договоры на передачу». Таких договоров очень мало. Это вызвано рядом факторов:

- большинство потребителей имеют договоры энергоснабжения с гарантирующими поставщиками или энергосбытовыми компаниями;

- в условиях перекрёстного субсидирования существует сопротивление со стороны гарантирующих поставщиков (энергосбытовых компаний);

- невозможность расчётов отдельно за услуги по передаче и за потреблённую электроэнергию вследствие отсутствия установленных раздельных тарифов;

- снижение эффективности воздействия на потребителя-неплательщика со стороны энергосбытовой компании в случае заключения «прямого договора».

2) Договоры «сетевая организация - гарантирующий поставщик (энергосбытовая организация)».

Отличием договоров данной группы состоит в том, что в них предусматриваются не только условия взаимодействия между сетевыми и энергосбытовыми организациями, но и дополнительные условия, описывающие порядок взаимодействия по обслуживанию большой массы мелких и средних потребителей.

3) Договоры «сетевая организация - сетевая организация».

Такой тип договоров должен содержать дополнительно перечень объектов электросетевого хозяйства межсетевой координации, в отношении которых необходимо осуществлять совместный мониторинг эксплуатационного состояния, координацию ремонтных работ и прочие мероприятия.

Для ОАО «ФСК ЕЭС» плательщиками по договору являются владельцы присоединённых к ней сетевых объектов, в том числе иные владельцы ЕНЭС, если они самостоятельно оказывают услуги по передаче электрической энергии. То есть, территориальные сетевые организации обязаны оплачивать владельцам ЕНЭС, в том числе ОАО «ФСК ЕЭС», их долю услуг по передаче электрической энергии.

Для территориальных сетевых организаций условия взаиморасчётов (направление платежа, размер платежа) по договорам «сетевая организация - сетевая организация» существенным образом зависят от принятой в субъекте РФ модели установления тарифов на услуги по передаче. С 2008 года для всех потребителей, находящихся в субъекте Российской Федерации, стало обязательным установление единых (котловых) тарифов по уровню напряжения.

Система тарифов на услуги по передаче электрической энергии основана на следующих двух главных принципах:

Каскадный принцип: часть необходимой валовой выручки (НВВ) сетевых организаций на высоком уровне напряжения учитывается вместе с НВВ сетевых организаций на среднем напряжении при формировании тарифа на среднем уровне напряжения и так далее по цепочке до низкого уровня напряжения. Соответственно, для потребителя услуг по передаче тариф включает расходы по оплате услуг по передаче всей «вышестоящей» сетевой инфраструктуры, с использованием которой осуществлялась (могла осуществляться) передача электроэнергии для этого потребителя;

Принцип единых («котловых») тарифов. Тарифы на услуги по передаче электрической энергии для потребителей в одном регионе на одном классе напряжения (а также в иных сопоставимых условиях) должны быть равны, вне зависимости от того, к сетям какой сетевой организации они присоединены.

Два указанных выше принципа отвечают на вопрос, как осуществляется распределение необходимой валовой выручки (НВВ) между потребителями услуг.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: