double arrow

Тема 1. Международный бизнес и международный менеджмент

Содержание

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

Восканян Л.В.

к.э.н., доцент

по дисциплине

«МЕЖДУНАРОДНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ»

Направление подготовки: 080100 «Экономика»

Профиль подготовки: «Мировая экономика»

Форма обучения: очная

Тула 2011 г.


Рассмотрено на заседании кафедры «Мировая экономика»

протокол № 7 от 30 августа 2011 г.

Зав. кафедрой «Мировая экономика»______________В.И. Белоцерковский


Тема 1. Международный бизнес и международный менеджмент. 4

1.1. Международный бизнес: сущность, развитие, характерные черты.. 4

1.2. Международный менеджмент: сущность, структура, задачи, особенности развития. 15

1.3. Цели международной интеграции. 17

1.4. Риски в условиях зарубежного предпринимательства. 18

Тема 2. Интегрированные корпоративные структуры в международных фирмах. 19

2.1.Основные формы корпоративной интеграции в международном бизнесе. 19

2.2. Виды международных корпораций и их отличительные черты.. 21

2.2.1. Разновидности международных корпораций. 22

2.2.2. Определение национальности ТНК.. 28

Тема 3. Эффективные формы международного предпринимательства. 33

3.1. Франчайзинг. 33

3.2. Лицензионная торговля. 36

3.3. Экспорт. 39

Тема 4. Выход в сферу внешнеэкономической деятельности. 41

4.1. Выбор сферы деятельности международной компании на внешнем рынке. 41

4.2. Выбор принимающей страны.. 45

4.3. Выбор зарубежного партнера. 50

4.4. Принципы подхода государства к деятельности на его территории международных компаний 54




Тема 5. Управление деятельностью фирмы и зарубежных филиалов. 60

5.1. Основные виды структур организации международного производства. 60

5.2. Организационная структура управления международными компаниями. 62

5.3. Этапы развития отношений головной компании с зарубежными филиалами. 63

5.4. Основные формы организационной структуры и принципы управления внешнеэкономической деятельностью международных компаний. 66

5.5.. Организационные формы бизнеса в зарубежных правовых системах. 72

Тема 6. Управление персоналом международных фирм.. 78

6.1. Кадровая политика в международном бизнесе. 78

6.2. Психология и этика международного бизнеса. 89

6.3. Организация деловых контактов с иностранными партнерами. 96

Тема 7. Стратегическое планирование в международной фирме. 104

7.1. Содержание стратегического плана международной корпорации. 104

7.2. Стратегические решения по международной деятельности. 106



7.3. Алгоритм стратегического планирования в международной фирме. 106

Тема 8. Конкурентоспособность продукции филиала многонациональной компании на мировом рынке 108

8.1. Методы оценки конкурентоспособности продукции на мировом рынке. 108

8.2. Разработка конкурентной стратегии. 112

Тема 9. Международный маркетинг. 118

9.1. План маркетинга компании при выходе на зарубежный рынок. 118

9.2. Особенности проведения маркетинговых исследований при выходе на зарубежные рынки. 121

9.3. Среда международного маркетинга. 124

9.4. Стратегии международного маркетинга. 129

Тема 10. Управление финансами в международных фирмах. 132

10.1. Валютно-финансовая среда международного менеджмента. 132

10.2. Основные концепции международных финансов. 136

10.3. Финансовый менеджмент международной фирмы. 137

Тема 11. Международное научно-техническое сотрудничество. 141

11.1. Глобализация научно-технической деятельности. 141

11.2. Международное научно-техническое сотрудничество как форма международных экономических отношений. 143

Библиографический список. 147


1.1. Международный бизнес: сущность, развитие, характерные черты

На рубеже ХХ-ХХ1 вв. международный бизнес стал настолько всеобъемлющим и всепроникающим феноменом современной цивилизации, что дать этому сложнейшему явлению мировой экономики однозначное определение, по-видимому, практически невозможно. Поэтому ниже приводится так называемое конструктивное определение, то есть набор тех характерных черт, которыми категория “международный бизнес” может достаточно полно описываться:

1. Поскольку речь идет о деловых операциях, то международный бизнес, как и внутристрановый, имеет главной своей целью извлечение прибыли.

2. Несмотря на то, что есть немало примеров международного бизнеса, в которых партнерами выступают, с одной стороны, частная фирма, а с другой — некое правительственное учреждение другой страны, все же более характерным следует считать либо межфирменные операции такого рода, либо внутрифирменные — в том случае, когда разные подразделения фирмы расположены в ряде стран и эти подразделения взаимодействуют между собой (наиболее типичны в этом случае так называемые мультинациональные корпорации).

Иными словами,международный бизнес — это, в первую очередь, деловое взаимодействие частных фирм либо их подразделений, находящихся в различных странах.Все вышесказанное относится к бизнесу как таковому, но необходим ответ на главный вопрос: что заставляет бизнес становиться международным, что предопределяет целесообразность, полезность, а нередко и необходимость вы­хода фирмы за границы собственной страны?

3. Международный бизнес базируется на возможности извлечения выгод именно из преимуществ межстрановых деловых операций, то есть из того факта, что продажи данного товара в другой стране, или налажива­ние фирмой одной страны производства в другой, или предоставление услуг совместно фирмами двух стран — третьей и т. д. обеспечивают вовлеченным в бизнес сторонам большие преимущества, чем они бы име­ли, ведя дело только в своих странах. Это — ключевой момент не только в понимании природы и специфики собственно международного бизнеса, но и в объяснении возникновения и развития международного менеджмента как такового.






Сейчас читают про: