Психология и этика международного бизнеса

Национальные особенности, включая культуру, психологию, обычаи, накладывают отпечаток на стиль менеджмента как способ понимания и решения социально-экономических задач и создания необходимых организационных условий для эффективного функционирования предприятий. В сферу деятельности глобального менеджера входит организация работы на основе современных методов давления в разных странах с учетом специфики манеры общения, производственных отношений, поведения на переговорах. Международный менеджер сталкивается с особенностями стиля менеджмента принимающей стране с первых же шагов своей деятельности. Специалисты по глобальному менеджменту выделяют семь основных элементов внешнеэкономической сделки, которые могут вызвать трудности в первый период деятельности международного менеджера в придающей стране.

1. Атмосфера переговоров с новым иностранным партнером. Здесь преимущество имеют партнеры, на территории страны которых проходят переговоры. Они несут меньшие расходы в период переговоров и лучше обеспечены оперативной информацией о состоянии местного рынка.

2. Культурные и исторические особенности принимающей страны. Их знание помогает быстрее адаптироваться к деловому климату, легче ходить общий язык с местными потребителями и поставщиками.

3. Идеология принимающей страны (национализм, исламский фундаментализм, китайский патриотизм и т.д.) оказывает значительное влияние на организацию бизнеса и функционирование иностранного предприятия.

4. Бюрократические традиции могут затянуть становление предпринимательской деятельности в принимающей стране на длительное время. Например, переговоры об организации ресторанов «Макдональдс» в России длились около 10 лет. По оценке экспертов, в 90-е оды переговоры об организации в Китае совместного предприятия фирмы с иностранной в среднем длились около двух лет.

5. Законы принимающей страны должны быть изучены международным менеджером и строго соблюдаться.

6. Разные денежные системы в значительной степени осложняют деятельность зарубежного филиала международной компании в принимающей стране.

7. Политическая и экономическая нестабильность в принимающей стране может служить причиной неожиданных и резких изменений в деятельности зарубежного филиала международной компании в принимающей стране.

С большой долей юмора менеджеры из Европейского Союза показали на плакате, вывешенном в штаб-квартире ЕС в Брюсселе, трудности международного менеджера, сталкивающегося в своей работе с резко отличающимися друг от друга национальными особенностями рабочих и служащих на предприятиях стран — членов ЕС.

Попробуйте создать общеевропейский стиль менеджмента, если:

немцы не понимают юмор,

финны молчаливы,

пища англичан состоит из немыслимых смесей,

у люксембуржцев звездная болезнь,

французы за рулем непредсказуемы,

испанцев распирает гордость,

итальянцы эмоциональны,

голландцы скупы,

бельгийца не застанешь на рабочем месте,

технику сложнее кувалды португальцы освоить не могут,

шведы чересчур прямолинейны,

греки неорганизованны,

ирландцы любят выпить,

австрийцы нетерпеливы.

Различают два основных стиля менеджмента на нашей планете:

западный и восточный.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: