Западный стиль менеджмента

К западному стилю менеджмента относится большая индивидуальная ответственность и самоутверждение руководителей отдельных направлений бизнеса на фирме. Наиболее характерными и типичными представителями западного стиля менеджмента выступают американские менеджеры. В частности, общеизвестно, что американские бизнесмены действуют прямолинейно и используют натиск в процессе согласования общего решения на переговорах. Они стараются быстро подойти к сути дела, прагматически классифицируют вопросы, согласовывая один за другим, и стремятся завершить переговоры взаимной договоренностью, ставя основным условием заключения сделки соблюдение Конов, а не достижение убежденности во взаимной выгоде и согласия между партнерами. В состав представителей американской корпорации переговорах обязательно входит руководитель, уполномоченный на принятие решений. Поэтому представители американских корпораций одобряют апломб и уверенность, проявляют даже некоторую растерянность, если их мало организованные партнеры по переговорам обязаны срывать дискуссии и перед принятием решения удаляться для согласования своих действий с отсутствующим на переговорах руководством. Для американского менеджмента характерны следующие особенности:

• сотрудники фирмы не отличаются чувством преданности своей компании и готовы покинуть ее немедленно в случае наличия другой, более выгодной работы;

• решения принимает один руководитель, а его подчиненные помогают ему найти пути к решению на основе анализа издержек производства, сбыта и возможной прибыли;

• производственные отношения никогда не совмещаются с личными, неформальными.

В западном стиле менеджмента можно обнаружить несколько разновидностей. Так, среди представителей европейских стран наблюдаются существенная разница в стиле менеджмента. Увеличившийся в 90-е годы поток инвестиций из ФРГ в Великобританию свидетельствует о том, что издержки производства и сбыта в Великобритании уже, чем в ФРГ, и, следовательно, что английский стиль менеджмента имеет свои преимущества. Если отличительными чертами германского менеджмента выступают дальновидность и высокая дисциплина, то для английского менеджмента характерны:

• повышенное внимание к сокращению издержек производства;

• тщательное проведение НИОКР и ускоренное освоение производства наукоемких изделий (например, достижения английских компаний в области телекоммуникаций и фармацевтики);

• гибкость в использовании технологических процессов (если в Германии изменению принятых технологических инструкций предшествуют длительные согласования, то на английских фирмах модернизация и усовершенствование технологических процессов осуществляйся быстро, без занимающих длительное время бюрократических процедур);

• внимание к деталям и тонкостям производства;

• сравнительно низкая цена рабочей силы (в Германии высокие подоходные налоги — до 25% — на соцобеспечение, непрерывный заработной платы и повышающийся курс немецкой марки в конце 80 годов привели к почти двукратному превышению среднего уровне заработной платы по сравнению с Великобританией).

Кроме того, у англичан установились более конструктивные, чем ФРГ, производственные отношения, предполагающие необходимость моральной поддержки рабочих со стороны менеджеров в процессе производства. Это способствует сохранению в Великобритании более продолжительного рабочего дня и машинного времени эксплуатации оборудования, чем в Германии.

Несмотря на высокий рейтинг в мире японского менеджмента, известны случаи, когда японские фирмы используют возможности западного стиля организации управления производством, и сбытом продукции, в том числе французского. В частности, руководство пережившего в конце 90-х годов нелегкие времена второго в Японии производителя легковых и грузовых автомобилей компании «Ниссан» в 1999 г. приняло решение создать альянс с французской автомобилестроительной фирмой «Рено». Одним из идеологов альянса стал ведущий менеджер «Рено» Карлос Ган, прозванный «убийцей расходов» за успешную реструктуризацию «Рено», произведенную за последние три года и направленную на существенное сокращение расходов.

В рамках альянса японская компания ставит перед собой задачу решения проблемы убытков, долгов, излишних производственных мощностей и недостаточного объема продаж автомобилей за счет использования методов французского менеджмента и объединения усилий по сокращению расходов на научные разработки, по выработке единой стратегии, совместной закупки комплектующих и т.д. Кроме того, стратегически французская и японская компании выигрывают от объединения за счет расширения сферы влияния: позиции «Ниссан» сильны в Азии и Америке, а «Рено» выступает одним из лидеров европейского рынка.

В то же время скептики видят в перспективе альянса возможность столкновения принципов французского менеджмента с его энтузиазмом в сокращении издержек производства и сбыта с принципами японского менеджмента с его консервативными корпорационными традициями, не приветствующими увольнение рабочих и сокращение производственных мощностей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: