Независимо от стиля менеджмента глобальному менеджеру в любой стране рекомендуется придерживаться единых основ делового этикета, заключающихся в равенстве партнеров независимо от их национальности и убеждений, уважении обычаев любой страны, строгом соблюдении времени назначения деловых встреч. В деловой беседе речь необходимо строить в темпе, позволяющем собеседникам обеих сторон правильно воспринять и обдумать все высказанные мысли, немедленно отвечать на вопросы и запросы партнеров, чтобы не создалось впечатление потери интереса к сотрудничеству.
В своей повседневной деятельности международный менеджер убеждается, что экономические и политические различия между странами часто являются результатом разницы в социально-культурном развитии между этническими группами, населяющими нашу планету. Эти различия оказывают прямое влияние на стиль менеджмента, организацию производства и сбыта, производственные отношения с местными специалистами и в конечном счете - на производительность труда в принимающей стране и на общественное мнение о зарубежном филиале международной компании.
|
|
К грубейшим ошибкам международного менеджера в этическом аспекте следует отнести:
- игнорирование изучения особенностей делового климата и культурной жизни в принимающей стране;
- завышенные ожидания результатов зарубежной деятельности;
- отсутствие стремления к достижению взаимопонимания с зарубежными партнерами;
- нерегулярность общения с зарубежными партнерами;
- разрыв отношений с зарубежным партнером без надлежащего изучения возникших проблем и причин размолвки.
Международный бизнес - это прежде всего доверие партнеров из разных стран, без которого сотрудничество не мыслимо. Этичному ведению бизнеса присущи три основные черты: соответствие бизнеса своим целям; подчинение здравому смыслу; действие на принципах элементарной порядочности.
Важнейшим фактором адаптации к зарубежным условиям выступает налаживание общения с местным населением - устное, письменное и визуальное.
Факторы обычаев, религии, политики правительства в принимающей стране важно учитывать, так как они определяют праздничные дни, перерывы в работе, дискриминацию пола, продвижение по службе, распределение доходов, подбор местного персонала.
Конкуренция в бизнесе допустима и этична.
Этика финансовой деятельности сводится к правдивости всех деловых расчетов, включая бухгалтерские.
Взятки несовместимы с этикой бизнеса.
К требованиям покупателей, административных органов, подчиненных следует относиться с повышенным вниманием и по возможности их выполнять, если они честны, разумны и законны.
Для тех, кто хотел бы преуспеть в международной предпринимательской деятельности, национальные и международные ассоциации бизнесменов - Международная торговая палата, "Круглый стол бизнеса России", Совет отраслевых объединений производителей и экспортеров и др. - вырабатывают правила поведения и "кодексы чести".