double arrow

Библиографический список. Международное научно-техническое сотрудничество как форма международных экономических отношений


Международное научно-техническое сотрудничество как форма международных экономических отношений

Глобализация научно-технической деятельности

Долгосрочные вложения фирмы

Долгосрочные вложения фирмы могут быть связаны с инвестициями в капитальные и долгосрочные ценные бумаги и с осуществлением инвестиционных проектов за рубежом.

Задачей финансового менеджмента является достижение поступательного роста максимально возможного дивиденда по обыкновенной акции при сохранении устойчивого уровня безопасности доходов компании.

Финансовая стратегия предприятия представляет собой концепцию того, как будут использоваться привлекаемые предприятиями финансовые ресурсы для достижения устойчиво высокого дивиденда или поступательного роста курса акций на фондовых рынках; как и на каких условиях будут привлекаться нужные финансовые ресурсы; как будет происходить расчет по привлеченным средствам; на каких условиях будет строиться налоговая политика. Стратегия также включает в себя обязательный анализ возможного изменения государственной политики в области финансов и оценку релевантности (соответствия во временном разрезе) стратегии и целей компании.




Долгосрочные решения финансового менеджера сводятся к следующим видам: бюджетирование капитала, политика дивидендов, выбор типов роста и диверсификации; выбор источников долгосрочного финансирования.

Бюджетированием капитала называется процесс, связанный с выбором и оценкой соответствующей структуры затрат капитала, которая в наибольшей мере соответствовала бы задаче максимизации доходов акционеров.

Тема 11. Международное научно-техническое сотрудничество

В 90-х годах усилился приток иностранного капитала в сферу НИОКР промышленно развитых стран. ТНК создают новые исследовательские центры, приобретают доступ к зарубежным лабораториям путем слияний и покупок национальных компаний.

По данным за 2000 г., в Великобритании на долю иностранных источников приходится 14,3% общих расходов на НИОКР, во Франции – 8,3, в Италии – 3,9, Германии – 1,8, Японии – 0,1%. В Испании около 40%, а в Ирландии 60% промышленных НИОКР проводятся на филиалах иностранных фирм.

Идет процесс взаимного проникновения иностранного капитала Западной Европы и США, при этом, как правило, фирмы создают заграничные исследовательские центры в областях, где они уже добились признания на мировых рынках (имеющиеся данные свидетельствуют о том, что международные монополии ведущих западноевропейских государств расходуют на НИОКР в США больше или практически столько же, сколько американские корпорации в этих странах – см. таблицу 11.1.).



Таблица 11.1.– Расходы на НИОКР филиалов иностранных компаний в США и американских компаний в странах Западной Европы

Расходы на НИОКР филиалов иностранных компаний в США и американских компаний в странах Западной Европы (2000 г., млрд долл.)
Страна Расходы на НИОКР
Западноевропейских Компаний в США Американских Компаний в Западной Европе
Германия 3,98 2,81
Швейцария 3,09 -
Великобритания 2,48 2,18
Франция 1,64 1,36
Нидерланды 0,84 0,42
Швеция 0,81 -

Зарубежные капиталовложения служат как бы “усилителем” технологической специализации компании-инвестора.

Так, германские монополии вкладывают средства в американские НИОКР в электроприборостроении, фармацевтике, химии. В Великобритании иностранные инвестиции сосредоточены в электронно-информационном комплексе, производстве медицинского оборудования, автомобильной и пищевой промышленности, сфере финансовых услуг.

Активное развитие межфирменной кооперации началось в 80-х годах. В 90-х годах появилась новая форма сотрудничества – стратегические альянсы компаний разных стран, нередко даже конкурирующих между собой. Объединение научных и производственных ресурсов дает возможность партнерам, сохраняя полную самостоятельность, разрабатывать новые идеи, достигать экономии времени и издержек, снижать риски.

Альянсы создаются в наиболее передовых отраслях (микроэлектронике, телекоммуникациях, биотехнологии, автомобилестроении и аэрокосмической промышленности), где конкуренция носит крайне жесткий характер, однако издержки по созданию новых технологий столь высоки, что их не могут позволить себе даже компании-лидеры. По оценкам, количество стратегических альянсов увеличивается ежегодно на 25%. Вместе с тем большинство подобных объединений, как правило, преследует краткосрочные задачи, что служит одной из причин распадения 60% из них.



Альянсы организуются в основном между западноевропейскими и американскими компаниями, однако в русле стратегии укрепления европейского бизнеса растет их число в самой Западной Европе. Стратегические альянсы действуют в рамках программы “Эврика”, Европейского космического агентства. Ярким примером может служить решение об интеграции европейских лидеров аэрокосмического и военного производства.

Важное проявление глобализации – растущая кооперация между национальными университетами и иностранными промышленными фирмами.

Так, в Великобритании в начале 90-х годов доля иностранных источников в проведении НИОКР в университетах составила 5% (при доле промышленности в 7%), при этом примерно 60% средств поступило по линии ЕС, а остальные 40% от зарубежных компаний. Достижения английских ученых в области фундаментальных наук привлекают иностранные фирмы в университеты. Японская компания “Тошиба” открыла свой первый европейский исследовательский центр в Кэмбридже еще в 1991 г. Исследовательские центры имеют в Англии компании “Хитачи” и “Шарп”.

В результате такого сотрудничества появился ряд университетов, постоянно получающих средства от промышленности, и научная “периферия”, лишенная такой поддержки. В долгосрочной же перспективе механизм кооперации с иностранными университетами способен ударить и по самим промышленным компаниям. Систематическая ориентация на зарубежные источники знаний чревата лишением промышленности притока специалистов, которых готовят местные научные учреждения.

В будущем международное сотрудничество может стать единственным способом реализации крупных научных проектов из-за постоянного роста стоимости исследований. В настоящее время в условиях сокращения бюджетного финансирования науки правительства пересматривают свое отношение к подобным проектам, выдвигая на первый план соображения экономического и социального характера. Перерастание регионального сотрудничества в глобальное активизирует работы в области “большой” науки.

НТП не только произвел переворот в структуре междуна­родного разделения труда, но и расширил сферу его развития, привел к появлению новой формы экономических отношений — международного научно-технического и производственного со­трудничества.

Каждые 7—10 лет происходит удвоение расходов на научные разработки, но наиболее дорогостоящими являются не столько сами научные исследования, сколько доведение их до непосред­ственного промышленного применения. По расчетам специалистов, затраты на научные исследования, разработки на разных этапах их проведения соотносятся следующим образом: 1:3:6:100, где 1 — затраты на чисто научные фундаментальные исследования; 3 — затраты на фундаментальные исследования, ориентирован­ные в практические сферы применения; 6 — затраты на при­кладные исследования; 100 — затраты на конкретные техноло­гические разработки.

Такие затраты непосильны сегодня ни одной стране мира: ни одна из них не может обеспечить себе передовые позиции во всех или во многих отраслях науки и техники. Это не только невозможно, но и экономически не целесообразно. Развитие международного научно-технического и производственного со­трудничества в этих условиях — единственный и разумный выход.

Международная передача технологий — это совокупность экономических отношений между фирмами различных стран в области использования зарубежных научно-технических дости­жений.

Понятие «технология» включает в себя:

1) собственно технологию, понимаемую как набор конструкторских решений, методов и процессов производства това­ров и оказания услуг;

2) материализованную технологию, т. е. технологию, вопло­щенную в машинах, оборудовании и т. п.

По определению экспертов ЮНКТАД, работавших над Кодексом передачи технологии, к международному обмену технологий относятся сделки на основе «соглашений между сторонами независимо от их правовой формы, которые преследуют в качестве цели или одной из своих целей уступку по лицензии или передачу своих прав на промышленную собственность, продажу или любой другой вид передачи технических услуг».

Международный обмен технологиями известен с начала XX в., однако формирование мирового рынка технологий прихо­дится на 50—60-е годы. Именно к этому времени объем международных коммерческих операций с технологиями превзошел масштабы национального обмена. По сведениям Международно­го валютного фонда, занимающегося учетом платежей и поступ­лений за лицензии, число стран, участвующих в этом обмене с 1960 по 1985 г. возросло с 22 до 71, расширился национальный состав как продавцов (с 18 до 37), так и покупателей (с 49 до 71 страны).

Возникает вопрос: чем объясняется появление и интенсивное развитие международного технологического или, говоря други­ми словами, и это вытекает из сущности обмена технология­ми, — международного научно-технического обмена в XX веке?

Ответ на этот вопрос требует анализа предпосылок и целе­сообразности этой новой формы международных экономических отношений.

Международное производственное и научно-техническое со­трудничество имеет два уровня предпосылок:

— предпосылки на уровне страны;

— локальные предпосылки на уровне фирм, предприятий и организаций.

Предпосылки на уровне страны определяются тем, что объективная дифференциация инновационного процесса в фир­мах разных стран обусловливает различия технологического уровня национальных экономик и, как следствие, различные позиции государств на мировом рынке технологий. Межстрановые различия носят количественный и качественный характер.

Количественные различия касаются объемов средств, выделя­емых на научно-техническое развитие и импорт технологий.

Качественные же различия касаются направлений исследо­ваний, разработок, ориентации экспорта и импорта научно-тех­нической продукции и т. д.

Сформированный в стране научно-технический потенциал, выражаемый через товарные или технологические характери­стики, и возможности международной передачи технологий предполагают поиск оптимального сочетания собственных НИОКР, нововведений и заимствованных научно-технических результатов. Такое сочетание проявляется в селективном науч­но-техническом развитии государства или отдельной фирмы. В тех областях науки и техники, которые не входят в сферу спе­циализации данной страны (фирмы), повышение технического уровня достигается за счет зарубежных технологий.

Анализ стран, добившихся успехов в реализации нововведе­ний, выпуске и экспорте наукоемкой продукции, позволяет вы­делить некоторые типы стратегий инновационного развития.

Стратегия «переноса» заключается в использовании зару­бежного научно-технического потенциала и перенесении ново­введений в собственную экономику. Она осуществлялась, напри­мер, в послевоенный период Японией, которая закупала у США, Англии, Франции и России лицензии на высокоэффективные технологии для освоения производства новейшей продукции, имевшей спрос за рубежом, и на этой основе создавала собствен­ный потенциал, обеспечивший в дальнейшем весь инновацион­ный цикл — от фундаментальных исследований и разработок до реализации их результатов внутри страны и на мировом рынке. В итоге экспорт японских технологий превысил их импорт, а страна, наряду с некоторыми другими, обладает передовой фундаментальной наукой.

При этом Япония является ярким примером реализации се­лективной научно-технической политики, о чем свидетельствует целевой характер приобретения лицензий ее фирмами: 50-е годы — повышение качества продукции и эффективности; 60-е годы — снижение трудоемкости; 70-е годы — снижение затрат энергии, топлива и сырья; 80-е годы — то же плюс достижение технологической независимости.

Стратегия «заимствования» состоит в том, что, располагая дешевой рабочей силой и используя собственный научно-техни­ческий потенциал, страны осваивают производство продукции, производившейся ранее в более развитых странах, последова­тельно наращивая собственное инженерно-техническое обеспе­чение производства. Далее становится возможным проводить свои научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, сочетая государственную и рыночную формы собственности. Та­кая стратегия принята в Китае и ряде стран Юго-Восточной Азии. Классический пример — создание конкурентоспособной автомо­бильной промышленности, высокоэффективных средств вычис­лительной техники, бытовой электроники в Южной Корее.

Стратегии «наращивания» придерживаются США, ФРГ, Англия, Франция. Она заключается в том, что на базе исполь­зования собственного научно-технического потенциала, привлечения зарубежных ученых и специалистов, интегрирования фундаментальной и прикладной науки страны постоянно создают новый продукт, высокие технологии, реализуемые в производстве и социальной сфере.

Таким образом, на уровне страны приобретение технологии за рубежом можно рассматривать как своего рода «компенса­тор» недостаточного объема затрат на НИОКР в непрофильных областях.

Локальные предпосылки международного научно-техничес­кого обмена на уровне предприятий и организацийвключают в себя:

повышение порога ресурсов, необходимых для решения конкретных научно-технических проблем;

— узость материально-технической базы отдельного пред­приятия, института, лаборатории;

— неподготовленность имеющихся производственных систем к использованию новых технических решений;

— несоответствие полученных научно-технических резуль­татов стратегии развития предприятия;

— новые стратегические возможности, открывающиеся в ре­зультате участия в международной передаче технологии.

Особенно значимыми являются международный научно-тех­нический обмен и сотрудничество для технологически ориенти­рованных предприятий и организаций, сделавших ставку на высокую конкурентоспособность выпускаемой продукции и пре­доставляемых услуг. Они часто придерживаются стратегии «вы­пускать не то, что относительно дешевле или качественнее, а то, что больше никто (пока) выпускать не может».

Анализ вопроса о целесообразности международной переда­чи технологии предполагает ответы на два вопроса: экономичес­кая целесообразность экспорта технологии и ее импорта.

Экономическая целесообразность экспорта технологии в том, что он есть:

1) средство увеличения дохода. Если нет условий для реали­зации новой технологии в форме производства и сбыта той или иной продукции, следует хотя бы реализовать технологий в качестве самостоятельного продукта. Это повысит финансовые возможности для последующих НИОКР, ос­воения производства на вновь реконструируемых или вво­димых в строй мощностях, проведения маркетинга на внутреннем и зарубежном рынках.

2) форма борьбы за товарный рынок. Первоначально из-за отсутствия капитала выпуск продукта и его реализацию за рубежом трудно организовать в достаточных количествах. В то же время покупатели на зарубежном рынке уже зна­комы с товаром, который ранее выпускался по лицензии.

3) способ обойти проблемы экспорта товара в материальной форме: уменьшаются проблемы транспортировки и сбыта продукции, преодолеваются таможенные барьеры.

4) средство расширения товарного экспорта, если заключается комплексное лицензионное соглашение, предусматривающее поставку оборудования, материалов, компонентов.

5) способ установления контроля над зарубежной фирмой через такие условия лицензионного соглашения, как объем производства, участие в прибылях, контроль технических условий, а также посредством сопряженного экспорта сы­рья и компонентов и использования в качестве лицензион­ного вознаграждения ценных бумаг и акций лицензиата.

6) способ обеспечения доступа к другому новшеству через перекрестное лицензирование фирм.

7) возможность более эффективного совершенствования объекта лицензии с участием партнера-покупателя, что нередко предусматривается лицензионным соглашением.

Экономическая целесообразность импорта технологий в том, что он есть:

1) доступ к новшествам высокого технического уровня.

2) средство экономии затрат на НИОКР, в том числе и во времени;

3) средство уменьшения расходов на товарный импорт и одновременно средство привлечения национального капи­тала и рабочей силы;

4) условие расширения экспорта продукции, выпускаемой по зарубежным технологиям. Как показывает опыт, во многих странах доля изделий, выпускаемым по лицензи­ям, в валютном экспорте превышает долю национальных изделий. Одна из причин этого — высокое качество лицен­зионных изделий.

Все вышеизложенное определило возникновение и интенсивное развитие мирового рынка технологий, имеющего своеобразную структуру и особенности.

Основная литература

1. Полякова В.В. Мировая экономика и международный бизнес: бизнес-экспресс курс электронная версия/ В.В. Полякова, Р.К. Щенин - КноРус, 2010.(электронная версия книги)

Дополнительная литература

1. Внешнеэкономическая деятельность: организация и управление : учеб. пособие для вузов / О.Н.Воронкова, Е.П. Пузакова; под ред. Е.П. Пузаковой .— М. : Экономистъ,

2006 .— 495с.

2. Вологдин А.А. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности : учеб. пособие для вузов / А. А. Вологдин; ВАВТ .— 2-е изд., испр. и доп .— М. : Юрайт, 2011 .— 426 с

3. Герчикова И.Н. Менеджмент: учебник для вузов / И.Н. Герчикова .— 4-е изд., перераб. и доп. — М. : ЮНИТИ, 2008 .— 511с

4. Деловое администрирование: Практические ситуации. Деловые игры. Упражнения : Учеб. пособие / Под. общ. ред. О.А.Страховой .— СПб. и др. : Питер, 2001 .— 176с.

5. Клейнер Г.Б. Стратегия предприятия / Г. Б. Клейнер ; Акад. нар. хоз-ва при Правительстве РФ, Центр. экон.-матем. ин-т РАН .— М. : Дело, 2008 .— 568 с.

6. Пивоваров С.Э. Международный менеджмент : учебник для вузов / С.Э.Пивоваров, Л.С. Тарасевич, А.И. Майзель .— 3-е изд. — М.и др. : Питер, 2006 .— 656с

7. Покровская В.В. Внешнеэкономическая деятельность : учебник / В. В. Покровская .— М. : Экономистъ, 2009 .— 672 с.

8. Прокушев Е. Ф. Внешнеэкономическая деятельность : учебник для экон. вузов / Е. Ф. Прокушев .— 7-е изд., испр. и доп. — М. : Дашков и К⁰, 2010 .— 500 с.

9. Стратегический менеджмент : учебник для вузов / под ред. А.Н.Петрова .— М.[и др.] : Питер, 2006 .— 496с.

10. Философова Т.Г. Конкуренция. Инновации. Конкурентоспособность : учеб. пособие для вузов / Т.Г. Философова, В.А.Быков; под ред.Т.Г. Философовой .— 2-е изд., перераб. и доп. — М. : ЮНИТИ, 2008 .— 295с

11. Цыпин И.С., Веснин В.С. Мировая экономика : учебник для вузов / И.С.Цыпин, В.Р.Веснин.— М. : Проспект, 2006 .— 248с.


[1] Довгань В.В. Франчайзинг: путь к расширению бизнеса: (Организация, технология, методы, аспекты). С. 40

1 О. Новосельцев. Оценка коммерческой концессии.// «Хозяйство и право» №3 2000 г. с.104-105.







Сейчас читают про: