Система налогов и сборов в РФ

Виды налогов

Коренной признак налогов - их принудительный характер. С этой точки зрения, к ним относятся не только те платежи, в названии которых присутствует слово "налог", например, налог на добавленную стоимость, налог на доходы физических лиц и т.д. Налогами яв­ляются также таможенные пошлины, обязательные отчисления в го­сударственные внебюджетные фонды, например, в пенсионный фонд, и т.д. Все эти платежи в совокупности образуют налоговую систему.

В большинстве стран наряду с налогами, поступающими в бюджет и внебюджетные фонды, которыми располагает центральное правитель­ство, имеются налоги, поступающие в распоряжение региональных и местных властей. Обычно региональные и местные представительные органы участвуют в установлении перечня или хотя бы размера таких налогов. Особенно это характерно для федеративных государств. Так, в России наряду с федеральными налогами существуют налоги рес­публик в составе Российской Федерации, налоги краев, областей, ав­тономной области, автономных округов, а также местные налоги.

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ: Основные виды налогов в РФ

Налоговая система РФ включает: федеральные налоги и сборы, налоги и сборы субъектов Российской Федерации (региональные налоги) и местные налоги. В основу классификации налогов положен признак компетенции органов государственной власти в применении налогового законодательства.

Федеральные налоги и сборы - это налоги и сборы обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации.

К федеральным налогам и сборам относятся:

1) налог на добавленную стоимость;

2) акцизы;

3) налог на доходы физических лиц;

4) единый социальный налог;

5) налог на прибыль организаций;

6) налог на добычу полезных ископаемых;

7) водный налог;

8) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

9) государственная пошлина.

Региональные налоги - это налоги, вводимые в действие законами субъектов Российской Федерации и обязательные к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.

К региональным налогам и сборам относятся:

1) налог на имущество организаций;

2) транспортный налог;

3) налог на игорный бизнес;

Местные налоги- это налоги, устанавливаемые органами местного самоуправления, и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.

К местным налогам относятся:

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических лиц;

Кроме перечисленных выше налогов устанавливаются специальные налоговые режимы, которые могут предусматривать федеральные налоги, не указанные выше. Специальные налоговые режимы могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов. Выделяют следующие виды специальных налоговых режимов:

1) единый сельскохозяйственный налог;

2) упрощенная система налогообложения;

3) единый налог на вмененный доход;

4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Налоговые платежи подразделяются на прямые и косвенные. Пря­мыми налогами облагаются непосредственно физические и юридические лица, а также их доходы; косвенными - ресурсы, виды деятельности, товары и услуг. Иными словами, прямой налог увязывается непо­средственно с характеристиками плательщика, а косвенный - с той деятельностью, которой он занимается.

Типичными примерами прямых налогов являются налог на доходы физических лиц и налог на прибыль с предприя­тий. К числу косвенных налогов относятся, в частности, налог на добав­ленную стоимость, акцизы, регистрационные, лицензионные и иные сборы и т.п.

В целом ряде стран важнейшим источником средств для обществен­ного сектора выступает прямое налогообложение личных доходов граждан и прибыли предприятий. Это относится, в частности, к Новой Зеландии, Дании, Австралии, Финляндии, Канаде, Японии, Швеции, США, Швейцарии и др. Целевые платежи по социальному страхова­нию особенно весомы во Франции, Нидерландах, Германии, Италии, Бельгии, тогда как в некоторых других странах социальные нужды в большей степени удовлетворяются за счет бюджетных ассигнований, финансируемых на основе прямых и косвенных налогов, непосред­ственно не имеющих целевого характера. В России наибольшее место в совокупных доходах общественного сектора занимают налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, акцизы и платежи в различные внебюджетные фонды. Для федераль­ного бюджета роль важнейшего источника поступлений играет налог на добавленную стоимость. В условиях становления новой налоговой системы доли поступлений из различных источников из года в год суще­ственно менялись. В дальнейшем предполагается стабилизация этих долей, которая, по-видимому, будет сопровождаться некоторым повы­шением удельного веса налогообложения граждан и соответствующим снижением доли платежей предприятий.

4.3 Пропорциональное, прогрессивное и регрессивное налогообложение

Налог называется пропорциональным, если он возрастает в той же пропорции, как доход плательщика. Наряду с пропорциональным широ­ко распространено также прогрессивное налогообложение, при кото­ром доля налога в доходе растет по мере его увеличения. В то же время некоторые налоги (как правило, косвенные) фактически имеют регрессивный характер; иными словами, в доходах менее обеспечен­ных групп населения доля этих налогов выше, чем у более обеспе­ченных.

Это происходит в тех случаях, когда, например, акциз устанавли­вается в виде фиксированной суммы на единицу товара (скажем, на 1 пачку сигарет независимо от сорта и стоимости). Тогда для тех, кто покупает товар более низкого качества (а это характерно для лиц с низкими доходами), доля акциза в расходах оказывается, при прочих равных условиях, выше. Более того, если даже акциз пропорционален цене, но при этом товар, на который он установлен, в большей степени потребляется малообеспеченными, то данный акциз фактически может относиться к числу регрессивных налогов. Во многих странах Запада ныне именно так обстоит дело с налогообложением табачных изделий.

Приведенные примеры помогают понять, что когда речь идет о пропорциональном, прогрессивном или регрессивном характере косвен­ного налога, как правило, имеется в виду не формула, с помощью которой налог начисляетсяпо отношению к цене, объему продаж, добавленной стоимости и т.п., а его фактическое соотношение с дохо­дами плательщиков. Так, мы видели, что акциз, начисляемый пропор­ционально цене товара, способен выступать в качестве регрессивного налога по отношению к доходам. Акциз может быть также прогрес­сивным налогом, если он устанавливается, например, на ювелирные изделия.

Различия между пропорциональными, прогрессивными и регрессив­ными налогами связаны с неодинаковыми соотношениями предельных и средних норм налогообложения. Норма налогообложения характеризует ту часть дохода, которая изымается в виде налога. При пропорцио­нальном налогообложении предельная норма постоянна и равна средней при любой величине дохода. При прогрессивном налогообложении сред­няя норма растет, при регрессивном снижается. Очевидно, это возмож­но, и в том случае, когда предельная норма остается постоянной в некотором интервале.

Постоянство предельной нормы, разумеется, не относится к числу обязательных свойств ни прогрессивного, ни регрессивного налогообло­жения. Например, с увеличением дохода не только средняя, но и пре­дельная норма может возрастать. Средняя норма - это отношение величины налога к доходу, предельная норма - производная налога по доходу. Очевидно, росту предельной нормы соответствует такое увели­чение доли налоговых отчислений в доходах, которое все более ускоря­ется по мере их повышения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: