Источники доходов

Доходы общественного сектора

Государство благосостояния

Функции общественного сектора, связанные с обеспечением всех индивидов, во-первых, минимально приемлемым уровнем гаран­тированного дохода, во-вторых, защитой на случай болезни, безрабо­тицы и т.п., в-третьих, доступом к благам, обладающим особыми достоинствами, ассоциируются с понятием государства благосос­тояния.

Фактически государства едва ли не во все времена были в какой-то степени причастны к осуществлению этих функций, однако целостная и стабильная политика социальной поддержки и развития - характерная черта XX века. При этом элементы государства благосостояния созда­вались в разных странах неодинаковыми темпами. Пионером в данной области еще в конце XIX века выступила Германия. В начале XX века лидерство в значительной мере перешло к Великобритании, затем к Швеции и другим Скандинавским странам, тогда как, например, США и Канада долго воздерживались от введения широких соци­альных программ.

Для характеристики масштабов государства благосостояния часто используют долю общественных расходов на социальные нужды в ва­ловом внутреннем продукте.

Относительный упадок государства благосостояния был обусловлен первоначально угрозой стагфляции, а затем - стремлением в большей степени стимулировать экономический рост и изменением ценностных ориентации западных обществ. Однако само это изменение, связанное с утверждением неолиберальных идей, стало в значительной мере ре­зультатом того нового баланса экономических возможностей и социальных гарантий, который принесло государство благосостояния. Вместе с тем необходимо отметить, что программы государства благо­состояния далеко не всегда демонстрировали высокую эффективность и в конечном счете обеспечивали лишь относительный прогресс.

Как позитивный, так и негативный опыт создания государства благо­состояния в условиях развитой рыночной экономики представляет непосредственный интерес для России и других стран, находящихся в процессе перехода к рынку. Осуществление политики перераспреде­ления и социальных гарантий, которая бы не ослабляла стимулов экономической активности, но при этом удерживала в приемлемом диапазоне уровень жизни всех граждан, - одна из ключевых задач переходного периода.

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ: ОПЫТ СОЗДАНИЯ ГОСУДАСРТСВА БЛАГОСОСТОЯНИЯ В РАЗНЫХ СТРАНАХ

Доходы общественного сектора складываются из налоговых поступ­лений, а также доходов принадлежащих государству предприятий и организаций.

Налоги в данном случае понимаются широко. Они вклю­чают все виды доходов, аккумулируемых государством на регулярной основе с помощью принадлежащего ему права принуждения. Изучение специфики налоговых поступлений, их видов и способов формирования, влияния налогов на хозяйство и путей оптимизации налоговой системы относится к числу важнейших задач экономики общественного сектора.

Доходы государственных предприятий образуются на основе тех же закономерностей, что и доходы предприятий частного сектора. Если доля национализированных предприятий велика, их доходы во многом определяют финансовое состояние общественного сектора. Однако не все доходы государственных предприятий нахо­дятся в непосредственном распоряжении государственных органов. Так как предприятие функционирует по законам рыночной системы, его финансы обособлены от финансов государства. Оно самостоя­тельно выплачивает заработную плату, возмещает другие издержки и, как правило, инвестирует часть прибыли в собственное развитие.

При прочих равных условиях, доходы государственного предприятия тем позитивнее отражаются на доходах общественного сектора, взятого в целом, чем меньше рыночное поведение этого предприятия отличается от поведения его конкурентов, находящихся в частной собственности. Говоря упрощенно, если бы государственное предпри­нимательство служило только способом пополнения казны, то наи­лучшей его формой была бы покупка акций высокодоходных частных компаний при минимальном вмешательстве в их оперативную деятельность. Конечно, производство товаров и услуг в общественном секторе имеет, как правило, другие доминирующие цели и связанные с ними особенности, которые будут рассматриваться позже. Но при анализе этих особенностей проблема госу­дарственных доходов, оставаясь важной, все же не играет центральной роли.

Когда же на первом плане находится именно эта проблема, эко­номист должен, не оставляя без внимания доходы государственных предприятий, в первую очередь анализировать налоговую часть поступлений. Именно в ней в наибольшей степени проявляется спе­цифика экономической роли государства. Формирование этой части государственных доходов подчиняется особого рода закономерностям, которые детально изучает теория общественных финансов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: