double arrow

Разработка стратегии. Постановка целей сверху вниз


Постановка целей сверху вниз

Постановка целей должна идти сверху вниз, обеспечивая ориентиры менеджерам под­разделений всех уровней.

Предположим, что высшее руководство диверсифицированной корпорации запланирова­ло получить в следующем году прибыль в 500 млн. долл. На совещании с руководителями пя­ти предприятий компании было решено, что каждое предприятие должно достичь к концу го­да прибыли в 100 млн. долл. Конечный результат, таким образом, был согласован на двух уровнях управленческой иерархии. Предположим также, что директор предприятия X после совещания со своими менеджерами решил, что прибыль в 100 млн. долл. потребует продажи 1 млн. единиц продукции по средней цене 500 долл. за единицу при средней себестоимости производству утверждают производственный план предприятия — 1 млн. единиц продукции по себестоимости 400 долл. Директор и менеджер по маркетингу определяют цель маркетин­гового отдела — доведение объема продаж до 1 млн. единиц с плановой продажной ценой 500 долл. за единицу. В свою очередь, менеджер по маркетингу распределяет плановый объем продаж в 1 млн. единиц по органам сбыта в регионах, по наименованиям товаров, по продав­цам. Установление целей сверху вниз логично, поскольку общекорпоративные цели и задачи служат ориентиром при формулировке задач в подразделениях низовых звеньев.




Установка целей компании сверху вниз, во-первых, обеспечивает согласованность целей и стра­тегий подразделений разного уровня, а во-вторых, помогает консолидировать внутренние усилия на продвижение компании выбранным стратегическим курсом. Установка целей снизу вверх почти все­гда говорит об отсутствии стратегического руководства со стороны высшего менеджмента.

Стратегия — это ответ менеджеров компании на вопрос о том, как достичь поставленных целей и реализовать стратегическую концепцию компании и ее миссию. Стратегия необходима как всей компании, так и каждому из ее подразделений и функциональных единиц.

Стратегия организации меняется со временем под влиянием новых планов менеджмента и действий, предпринимаемых в ответ на непредвиденные события. Будущее непредсказуемо, поэтому запланировать все заранее невозможно. Сегодня во многих отраслях, особенно вы­сокотехнологических и связанных с Internet, ситуация меняется очень быстро и требует столь же быстрой адаптации стратегии

Стратегия разрабатывается и реализуется на разных уровнях управления:

На крупных предприятиях в принятии ключевых решений (касающихся будущего компании, новых программ и т.п.) участвуют корпоративный менеджмент, руководители подразделений, главы функциональных единиц корпорации (производства, маркетинга и продажи, финансов, кадров и пр.), оперативный менеджмент — менеджеры заводов, региональные менеджеры по сбыту и пр.



В диверсифицированной компании стратегии разрабатываются на четырех организационных уровнях.

Первый уровень — корпоративная стратегия (стратегия для всей компании). Ответственность уровень руководителей подразделений.

Второй — бизнес-стратегия (для каждого направления деятельности компании). Ответственность уровень руководителей бизнес-подразделений.

Третий — функциональная стратегия (для каждого функционального подразделения в рамках каждого направления деятельности). Ответственность руководителей функциональных единиц в рамках подразделений.

Четвертый уровень — операционная стратегия (более узкая стратегия для основных структурных единиц внутри функциональных единиц: заводов, местных и регио­нальных отделов продаж, отделов). Ответственность руководителей предприятий, региональных представительств и линейного менеджмента.

На однопрофильном предприятии по понятным причинам отсутствует корпоративный уровень.

Корпоративная стратегия диверсифицированной компании описывает пути достижения желаемых позиций в каждой из отраслей и улучшения деятельности подразделений.







Сейчас читают про: