Эта концепция получила дальнейшее развитие при рассмотрении ЗОМБАРДОМ проблем развития капиталистической экономики. Согласно этой концепции он поделил историю капитализма на 3 основных периода: - эпоху раннего капитализма (с 16 в. до 3-ей четверти 18 в.);
- эпоху расцвета капитализма (с 18 века до войны 1914 г.);
- эпоху упадка (им почти не рассмотрена).
В 3 томах «Современного капитализма» он подробно рассмотрел лишь первые 2 периода (эпохи раннего капитализма и расцвета), где движущей силой капиталистического производства в этих периодах ЗОМБАРТ считал предпринимателя-капиталиста (а не стремление капитала к воспроизводству как считал Маркс). Он различал 3 вида предпринимателей:
1) тип – профессионала–промышленника;
2) тип – купца;
3) тип – финансиста.
Развитие общества он связывал с раскрытием «духа капитализма» - это стремлению к наживе, деньгам, что вообще считал свойственно человеку.
В. ЗОМБАРТ, являясь одним из авторов реформистской теории «организованного капитализма», считал, что капиталистический уклад возник в Западной Европе, так как отличительной чертой её жителей является сочетание духа предпринимательства с жаждой наживы.
|
|
Расцвет капитализма В.ЗОМБАРТ связывал ещё и с внутренней экономической политикой, которая характеризуется «чрезвычайным вниманием к капиталистическим интересам» путём предоставления свободы, а именно - свободы хозяйственной деятельности, заключения договоров и соглашений, возможность определять собственность. В этих правах отчётливо сказывается окончательная победа индивидуальной воли над общей волей.
Другими публикациями учёного были монографии - «Евреи и экономическая жизнь» (1910г.) и «Буржуа» (1913г.). В годы 1-й мировой войны он встал на позиции немецкого национализма. В 1924 года была опубликована работа «Пролетарский социализм», где ЗОМБАРТ излагает свои взгляды на проблему вождей. Он считает, что пролетарский социализм является «философией ремесленников» и постулирует «анархию». По его мнению, большевизм – есть синтез БАКУНИНА, БЛАНКИ и МАРКСА, синтез еврейского, татарского и славянского духа и идёт под лозунгом «Пусть буржуазная кровь течёт ручьями! Больше крови, как можно больше крови!»
Будучи одним из ведущих представителей «консервативной революции» В. ЗОМБАРТ в начале 30-х гг. развивает идеи особого «немецкого социализма», преодолевающего как либеральный капитализм, так и марксистский социализм. Своей книгой «Немецкий социализм» (1934г.) он приветствовал приход к власти германских «национал-социалистов. Теперь мощь и красота раннего капитализма виделась ему в облике «третьего рейха». В годы первой мировой войны его тяготение к германскому шовинизму проявилось ещё в скандальной книге «Герои и торговцы» (1915г.), где противопоставляет немецкий героизм (характеризующийся завоевательным духом капитализма) утилитаризму англичан, характеризующемуся торгашеским, мещанским духом с приоритетами индивидуального благополучия и комфорта. Он пытался стать одним из идеологов нацизма.
|
|
Его главный философский труд «О человеке» (1938г.) содержит идеи всей исторической школы - это идеи о человеке как о творце и о творении культуры. В этой книге ВЕРНЕР ЗОМБАРТ возвращается от национализма к идеалам гуманизма, что приводит к конфликту с идеологами национал - социализма.
Примечание: в связи с открытой критикой марксизма ЗОМБАРТ был запрещён до 1980-х гг. для изучения в СССР и закрыт для свободного доступа в советских библиотеках.
Вскоре вслед за В. ЗОМБАРТОМ к анализу истоков «капиталистического духа» обратился МАКС ВЕБЕР (1864-1920)– немецкий философ, социолог, историк, экономист, основатель новейшей исторической школы, профессор многих учебных заведений в Берлине, Мюнхене, Фрейбурге, Гейдельберге. Он более строгий исследователь, начавший как историк-экономист и ставший крупнейшим социологом ХХ века, автор многих работ по социологии и религии, по проблемам влияния религиозной морали на экономику, рациональности и анализу бюрократии, методологическим проблемам.
Центральное место в его исследованиях занимают работы по социологии религии. Он оставил несколько трудов по всемирной экономической истории, сформулировал теорию «духа капитализма», которую изложил в книгах «Протестантская этика и дух капитализма» (1905г.) и «Хозяйственная этика мировых религий» (1919г.), в которых обосновывал влияние протестантизма на формирование нового типа делового человека, основными чертами которого считал – бережливость, предприимчивость, умеренность в потреблении, порядочность, честность. Утверждал, что именно этими чертами формировался «дух капитализма», а именно - уважительным отношением к капитализму, где стремление достичь успеха основывалось на кропотливом труде, а не на захвате чужого богатства. Согласно его теории главной чертой современной европейской культуры является рациональность (которая противостоит харизматическому и традиционному способу организации общественных отношений), а государства, в которых действует принцип рациональности, подчиняются не личностям, а законам.
Наибольшую славу ему принесла работа «Протестантская этика и дух капитализма» (1904г.), в которой он рассматривал капиталистическое общество как выражение экономической рациональности, включающее рациональность религии; рациональность знания (науку); рациональность права; рациональность государственного управления с подготовкой чиновников-профессионалов (бюрократии); рациональность организации предприятий, обеспечивающую максимизацию экономической выгоды. Это общество (рациональное - западноевропейское) М.ВЕБЕР считал продуктом уникальных исторических условий, сложившихся на христианском Западе в 16-17 веках.
Он предложил классифицировать мировые религии в зависимости от учения о спасении души, считая, что в восточных религиях спасение души обретается на мистико-созерцательной основе – то есть на медитативных упражнениях, йоги и др.; а в западном христианстве понимание спасения души он рассматривал как религиозное умерщвление плоти, молитвенное служение и трудовая деятельность. (Религиозная реформация 16 в. приравняла труд к одному из видов религиозных обязанностей - религиозному служению).
Наряду со снятием противопоставления церковного и светского, центральным догматом протестантизма стала доктрина избранности к спасению души – т. е предопределение Божественной волей к спасению души одних (ещё до рождения) и к гибели – других, что и предопределяет судьбу каждого человека. Избранность к спасению нельзя заслужить, но в неё нужно уверовать, видя проявление этого в профессиональных успехах – т. е. в росте мастерства и увеличении доходов (как свидетельстве Божьего расположения). Доходы следовало вкладывать в расширение предпринимательства и воспринимать процветание как примету небесного покровительства и одновременно как свою религиозную обязанность, подкрепляемую упорным трудом и самодисциплиной.
|
|
Таким образом, автор считает, что своим появлением на свет капитализм обязан религиозным учениям эпохи реформации – лютеранству и кальвинизму, проповедовавшим экономический успех как следствие избранности Богом, а неудачи – как следствие отверженности. В результате протестантский мирской аскетизм стал «экономической добродетелью», выразившейся в трудовой этике, когда наряду с возникновением современной науки и территориальной экспансией, сложилась и трудовая этика. Это, по мнению М. ВЕБЕРА, обусловило уникальное развитие западного общества, выделив его из остального мира.
В итоге капитализм МАКС ВЕБЕР определял как ведение хозяйства, основанное на ожидании прибыли посредством использования возможностей обмена, т.е. мирного приобретательства. Там, где существует рациональное стремление к прибыли, существует и деятельность, ориентированная на учёт капитала, это значит, что конечный доход предприятия должен превысить стоимость использованных предприятием материальных средств (т.е. всех затрат предприятия).
МАКС ВЕБЕР дал глубокий анализ бюрократии, выдвинув идею о её всесилии. В его исследованиях бюрократия имеет негативную и позитивную стороны. В своих работах он рассматривал общество как совокупность свободных индивидов, при этом, не отводя государству главенствующей роли. Он считал, что с развитием капитализма личность всё более обособляется от государства, происходит отчуждение политики от народа и власть бюрократии усиливается. Вместе с тем, при устранении противоречий в экономике между индивидуальными и общественными интересами, он считал необходимым сохранить регулирующую роль государства.
|
|
Он описывает схему организации, которая гарантирует предсказуемость поведения наёмных работников, считая, что бюрократическая структура делает возможным высокий уровень учёта результатов для руководства организации и для тех, кто связан с ней. Он полагал, что в целях извлечения из бюрократии максимальной выгоды организация (фирма) должна принять определённую стратегию развития, согласно которой наём работника в организацию будет рассматриваться как его карьера и в связи с этим предполагается преданность фирме. При этом бюрократия уже рассматривается как «администрирование» (или бюрократия идеального типа), т. е. не в негативном, а позитивном смысле.
Исследования М.ВЕБЕРА были с одной стороны – это образцом для восхищения и подражания, а с другой стороны – предметом жарких споров и дискуссий (т. к. многие критики усматривали проявление «духа капитализма» в католических государствах Италии ещё в предренессанскую и ренессанскую эпоху). И одним из его критиков был В. ЗОМБАРТ.
Но вместе с тем у них были и общие экономические позиции, которые можно сформулировать в следующих обобщениях:
1) развитию разных народов присущи некие общие законы - модели экономической жизни. Они определяются при помощи идеальных типов - как схем хозяйственного развития, представляющих собой мысленные конструкции исторического процесса, сформированных учёными. Сопоставляя идеальные типы с реальностью и уясняя специфическое отклонение каждого конкретного случая от идеала, можно объяснить ход исторического развития наций. (Возможность существования общих законов для разных народов предопределило возврат представителей новейшей исторической школы к позициям классической политической экономии, что ранее отвергалось представителями исторической школы).
2) Задача экономического анализа заключается в поиске хозяйственного духа эпохи и нации, укоренившихся в нравах, обычаях и религии народа.
3) Необходим поиск сведений о материальной жизни каждого конкретного исторического периода о присущих только ему и экономических воззрениях, поскольку социальное действие может быть объяснено лишь в индивидуальных мотивах людей.
В итоге представители «молодой» исторической школы не отрицали существования экономических законов, но отмечали невозможность их открытия посредством логических обоснований. Обобщения теоретического характера должны опираться на опыт и факты.
ВЫВОД: Таким образом, историческая школа прошла в своём развитии несколько этапов – от простого отрицания методологических положений классической школы политической экономии через собирание громадного фактического и статистического материала – до его обобщения и объяснения, не исключая возможности развития разных народов по общим законам (моделям) экономического развития. В целом исторический метод выступал за национальную политэкономию и представлялся в виде количественных изменений, а качественные скачки в развитии отрицались, на первый план выдвигалось государство, его роль и значение.
Однако отход исторической школы от научных основ экономической теории своего времени не позволил ей аргументировано развенчать теоретические и методологические промахи классической школы и занять должное место в мировой экономической науке. Критикуя историческую школу, К. Маркс назвал её «могилой политэкономии».
Вместе с тем, благодаря старой исторической школе, шло формирование альтернативных классической школе методологических положений, где обосновывалась необходимость применения исторического и др. методов в экономических исследованиях, которых в последствии придерживались все авторы социально-исторического направления, и которые легли в основу методологии нового социально-институционального направления экономической мысли.
Особенностями методологии немецкой исторической школы являются:
1) влияние на экономическое развитие страны человеческого фактора, то есть факторов социальной среды (это таких, как традиций, национальных особенностей, географических условий, исторических случайностей, особенностей культуры, психологии и религии и др.) в отличие от классиков, у которых приоритетное значение отдаётся экономическим факторам (то есть базисным - это экономике и политике);
2) взаимосвязь экономических и неэкономических факторов и категорий;
3) выделение места и роли в развитии общества неклассовых критериев.
Вопрос. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МАРЖИНАЛИЗМА.
В 70-е годы 19 века возникла новая школа экономической мысли, которая заложила основу развития мощного неоклассического направления – маржинализма. Маржинализм возник в результате объективных причин.