Пути сокращения бюджетного дефицита и сбалансирования бюджета
Источники финансирования бюджетного дефицита
Развитие бюджетного дефицита в РБ
Учебник Сорокиной 2003/2004 гг., стр. 254
Источниками финансирования бюджетного дефицита являются как внутренние, так и внешние финансовые ресурсы.
Внутренние подразделяются на:
– инфляционные (выпуск денег в обращение);
– неинфляционные – до 1 января 2007 г. В качестве такого источника были кредиты НБРБ (с 1 января 2007 года такие кредиты были отменены), выпуск государственных ценных бумаг (большинство развитых стран прибегает к выпуску государственных ценных бумаг).
В 1993/1994 гг. основным источником покрытия бюджетного дефицита в РБ были внешние займы. В 1995 г размер внешнего финансирования бюджетного дефицита стал снижаться. В этот период Правительство приняло решение об использовании эмиссионных кредитов Национального банка. В 1997 г. вновь стали привлекаться внешние займы. Параллельно в середине 90-х гг. Правительство РБ стало выпускать государственные ценные бумаги. В результате 1998-2001 гг. покрытие бюджетного дефицита обеспечивалось в основном за счет внутренних источников. В 1999 г. 70% общего общего объема внутреннего финансирования бюджетного дефицита покрывалось эмиссионными кредитами Национального банка. А развитие РЦБ в начале 2000-х годов обеспечило финансирование примерно 49% от объема бюджетного дефицита. Достоинством этого источника является безинфляционное финансирование бюджетного дефицита.
|
|
Существенным источником покрытия бюджетного дефицита в условиях переходной экономики являются поступления от приватизации.
Одним из источников являются также внешние займы.
Сорокина, стр. 264
Бюджетные дефицит план факт
2001 г. 1,4 трлн. руб.
(1,5% к ВВП)
2008 г. 2,190 трлн. руб.
(1,9% к ВВП)
2009 г. сбалансировано
После Указа Президента – 800 млрд. руб.
Государственный долг – это неоплаченная сумма официально признанных долговых обязательств учреждений государственного управления перед другими секторами экономики и остальным миром, возникшая в результате операций в предыдущий период.
В государственный долг также входят обязательства по государственным гарантиям, предоставляемым РБ.
Обязательства должны быть погашены посредством операций в будущем или переоформлены в бессрочный долг.
Обслуживание государственного долга происходит посредством выплаты % или погашения основной суммы долга.
Государственный долг включает:
− текущие долги;
– капитальные долги.
Текущие долги – расходы по выплате кредиторам доходов по всем долговым обязательствам государства.
|
|
Капитальные долги – вся сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств на определенную дату, включая начисленные проценты.
Государственный долг делится на внутренний и внешний. Внутренний государственный долг − сумма долговых обязательств страны перед резидентами. Внешний государственный долг – сумма всех долговых обязательств перед нерезидентами.
Размеры государственного долга, как внутреннего, так и внешнего, постоянно меняются.
Внешний государственный долг РБ:
на 1 января 2005 г. – 627,7 млн. $;
на 1 января 2006 г. – 783,8 млн. $;
на 1 января 2007 г. – 820,0 млн. $;
на 1 января 2008 г. – 2036,3 млн. $;
на 1 января 2009 г. – 3718,9 млн. $;
Внутренний государственный долг РБ в млрд. бел. руб.
на 1 января 2005 г. – 2866;
на 1 января 2005 г. – 3683;
на 1 января 2005 г. – 5165;
на 1 января 2005 г. – 6247;
на 1 января 2005 г. – 6427;
Государственный долг РБ в настоящее время постоянно увеличивается, что связано с повышением цен на энергоресурсы и отсутствием у государства возможности выделения необходимого объема средств для финансирования этих закупок.
В РБ в настоящее время выделяются следующие проблемы, связанные с государсвенным заимствованием и управлением долгом:
1) Малый объем внутреннего рынка государственного заимствования по отношению к ВВП;
2) Отсутствуют государственные ценные бумаги для выхода на внешний рынок;
3) Постоянное увеличение государственного долга перед РФ;
4) Большинство кредитов, формирующих внешний государственный долг, предоставляется под гарантии правительства.
В конце 2008 г. МВФ подписал соглашение с РБ на стабилизационный кредит в размере 2,5 млрд. $ США сроком на 15 мес.
В настоящее время все внешние кредита имеют целевую направленность.
Источники финансирования государственного долга:
− средства бюджета;
− средства внебюджетных фондов;
− займы;
− средства размещения ценных бумаг;
– средства юридических и физических лиц в депозитариях.
Государственный кредит – важнейший элемент государственных финансов. Он является дополнительной мобилизацией государственных финансовых ресурсов для финансирования общегосударственных потребностей и выполнения своих функций. Государственный кредит используется для покрытия дефицита бюджета. Он имеет важное значение для формирования финансовых ресурсов государства.
Государственный кредит – совокупность экономической отношений между государством в лице его органов власти с одной стороны и юридическими и физическими лицами с другой стороны, при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора и гаранта.
Государственный кредит выполняет следующие функции:
− распределительная (участвует в формировании централизованных денежных фондов и их расходовании);
− регулирующая (посредством кредита государство оказывает влияние на состояние денежного обращения в стране, на уровень процентных ставок на рынке денег и капитала, на производство и занятость);
− контрольная (контроль охватывает двустороннее движение стоимости на принципах срочности и возвратности).
Государственный кредит по типу размещения может быть 2-ух видов:
1) внутренний (возникающий при осуществлении государственных кредитных операций внутри страны. Здесь, как правило, государство является заемщиком средств, а юридические и физические лица − кредиторами);
2) внешний (возникает при осуществлении государственных кредитных операций в международных отношениях. Здесь государство выступает как в роли заемщика, так и в роли кредитора).
Государственный кредит может осуществляться в 2-ух формах:
1) товарная;
2) денежная (наиболее распространенная).
Государственный кредит в денежной форме может быть:
1) По типу размещения:
|
|
− внутренний;
− внешний;
2) По форме размещения:
2.1. по праву эмиссии:
− правительственный;
− местных властей;
− государственных учреждений;
2.2. по категориям плательщиков:
− физические лица;
− юридические лица;
− универсальные;
2.3. по методам размещения:
− добровольный;
− принудительный.
По форме размещения государственный кредит принимает форму займа.
Государственный займ – форма привлечения временно свободных денежных средств населения, юридических лиц, зарубежных стран и международных организаций для покрытия дефицита бюджета, выпуска и размещения государственных ценных бумаг.
В РБ сложилась определенная система управления государственным кредитом. Управление государственным кредитом − совокупность действий, связанных с подготовкой и выпуском к размещению долгосрочных обязательств государства, обслуживанием и погашением государственного долга, предоставлением ссуд и гарантий.
В процессе управления государственным кредитом решаются следующие задачи:
1) минимизация стоимости задолженности для заемщика;
2) недопущение переполнения фондового рынка заемными обязательствами государства и резкого колебания их курса;
3) обеспечение своевременного возврата кредита.
Оперативное управление государственным кредитом осуществляют: Министерство финансов совместно с Национальным банком РБ.