Государственный кредит и государственный долг. Пути сокращения бюджетного дефицита и сбалансирования бюджета

Пути сокращения бюджетного дефицита и сбалансирования бюджета

Источники финансирования бюджетного дефицита

Развитие бюджетного дефицита в РБ

Учебник Сорокиной 2003/2004 гг., стр. 254

Источниками финансирования бюджетного дефицита являются как внутренние, так и внешние финансовые ресурсы.

Внутренние подразделяются на:

– инфляционные (выпуск денег в обращение);

– неинфляционные – до 1 января 2007 г. В качестве такого источника были кредиты НБРБ (с 1 января 2007 года такие кредиты были отменены), выпуск государственных ценных бумаг (большинство развитых стран прибегает к выпуску государственных ценных бумаг).

В 1993/1994 гг. основным источником покрытия бюджетного дефицита в РБ были внешние займы. В 1995 г размер внешнего финансирования бюджетного дефицита стал снижаться. В этот период Правительство приняло решение об использовании эмиссионных кредитов Национального банка. В 1997 г. вновь стали привлекаться внешние займы. Параллельно в середине 90-х гг. Правительство РБ стало выпускать государственные ценные бумаги. В результате 1998-2001 гг. покрытие бюджетного дефицита обеспечивалось в основном за счет внутренних источников. В 1999 г. 70% общего общего объема внутреннего финансирования бюджетного дефицита покрывалось эмиссионными кредитами Национального банка. А развитие РЦБ в начале 2000-х годов обеспечило финансирование примерно 49% от объема бюджетного дефицита. Достоинством этого источника является безинфляционное финансирование бюджетного дефицита.

Существенным источником покрытия бюджетного дефицита в условиях переходной экономики являются поступления от приватизации.

Одним из источников являются также внешние займы.

Сорокина, стр. 264

Бюджетные дефицит план факт

2001 г. 1,4 трлн. руб.

(1,5% к ВВП)

2008 г. 2,190 трлн. руб.

(1,9% к ВВП)

2009 г. сбалансировано

После Указа Президента – 800 млрд. руб.

Государственный долг – это неоплаченная сумма официально признанных долговых обязательств учреждений государственного управления перед другими секторами экономики и остальным миром, возникшая в результате операций в предыдущий период.

В государственный долг также входят обязательства по государственным гарантиям, предоставляемым РБ.

Обязательства должны быть погашены посредством операций в будущем или переоформлены в бессрочный долг.

Обслуживание государственного долга происходит посредством выплаты % или погашения основной суммы долга.

Государственный долг включает:

− текущие долги;

– капитальные долги.

Текущие долги – расходы по выплате кредиторам доходов по всем долговым обязательствам государства.

Капитальные долги – вся сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств на определенную дату, включая начисленные проценты.

Государственный долг делится на внутренний и внешний. Внутренний государственный долг − сумма долговых обязательств страны перед резидентами. Внешний государственный долг – сумма всех долговых обязательств перед нерезидентами.

Размеры государственного долга, как внутреннего, так и внешнего, постоянно меняются.

Внешний государственный долг РБ:

на 1 января 2005 г. – 627,7 млн. $;

на 1 января 2006 г. – 783,8 млн. $;

на 1 января 2007 г. – 820,0 млн. $;

на 1 января 2008 г. – 2036,3 млн. $;

на 1 января 2009 г. – 3718,9 млн. $;

Внутренний государственный долг РБ в млрд. бел. руб.

на 1 января 2005 г. – 2866;

на 1 января 2005 г. – 3683;

на 1 января 2005 г. – 5165;

на 1 января 2005 г. – 6247;

на 1 января 2005 г. – 6427;

Государственный долг РБ в настоящее время постоянно увеличивается, что связано с повышением цен на энергоресурсы и отсутствием у государства возможности выделения необходимого объема средств для финансирования этих закупок.

В РБ в настоящее время выделяются следующие проблемы, связанные с государсвенным заимствованием и управлением долгом:

1) Малый объем внутреннего рынка государственного заимствования по отношению к ВВП;

2) Отсутствуют государственные ценные бумаги для выхода на внешний рынок;

3) Постоянное увеличение государственного долга перед РФ;

4) Большинство кредитов, формирующих внешний государственный долг, предоставляется под гарантии правительства.

В конце 2008 г. МВФ подписал соглашение с РБ на стабилизационный кредит в размере 2,5 млрд. $ США сроком на 15 мес.

В настоящее время все внешние кредита имеют целевую направленность.

Источники финансирования государственного долга:

− средства бюджета;

− средства внебюджетных фондов;

− займы;

− средства размещения ценных бумаг;

– средства юридических и физических лиц в депозитариях.

Государственный кредит – важнейший элемент государственных финансов. Он является дополнительной мобилизацией государственных финансовых ресурсов для финансирования общегосударственных потребностей и выполнения своих функций. Государственный кредит используется для покрытия дефицита бюджета. Он имеет важное значение для формирования финансовых ресурсов государства.

Государственный кредит – совокупность экономической отношений между государством в лице его органов власти с одной стороны и юридическими и физическими лицами с другой стороны, при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора и гаранта.

Государственный кредит выполняет следующие функции:

− распределительная (участвует в формировании централизованных денежных фондов и их расходовании);

− регулирующая (посредством кредита государство оказывает влияние на состояние денежного обращения в стране, на уровень процентных ставок на рынке денег и капитала, на производство и занятость);

− контрольная (контроль охватывает двустороннее движение стоимости на принципах срочности и возвратности).

Государственный кредит по типу размещения может быть 2-ух видов:

1) внутренний (возникающий при осуществлении государственных кредитных операций внутри страны. Здесь, как правило, государство является заемщиком средств, а юридические и физические лица − кредиторами);

2) внешний (возникает при осуществлении государственных кредитных операций в международных отношениях. Здесь государство выступает как в роли заемщика, так и в роли кредитора).

Государственный кредит может осуществляться в 2-ух формах:

1) товарная;

2) денежная (наиболее распространенная).

Государственный кредит в денежной форме может быть:

1) По типу размещения:

− внутренний;

− внешний;

2) По форме размещения:

2.1. по праву эмиссии:

− правительственный;

− местных властей;

− государственных учреждений;

2.2. по категориям плательщиков:

− физические лица;

− юридические лица;

− универсальные;

2.3. по методам размещения:

− добровольный;

− принудительный.

По форме размещения государственный кредит принимает форму займа.

Государственный займ – форма привлечения временно свободных денежных средств населения, юридических лиц, зарубежных стран и международных организаций для покрытия дефицита бюджета, выпуска и размещения государственных ценных бумаг.

В РБ сложилась определенная система управления государственным кредитом. Управление государственным кредитом − совокупность действий, связанных с подготовкой и выпуском к размещению долгосрочных обязательств государства, обслуживанием и погашением государственного долга, предоставлением ссуд и гарантий.

В процессе управления государственным кредитом решаются следующие задачи:

1) минимизация стоимости задолженности для заемщика;

2) недопущение переполнения фондового рынка заемными обязательствами государства и резкого колебания их курса;

3) обеспечение своевременного возврата кредита.

Оперативное управление государственным кредитом осуществляют: Министерство финансов совместно с Национальным банком РБ.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: