Меры безопасности при производстве взрывных работ
Наибольшее количество опасных ситуаций при ведении взрывных работ возникает по вине лиц, производящих эти работы.
Причинами несчастных случаев общего характера являются:
необеспечение вывода людей из опасной зоны;
преждевременный вход людей в опасную зону;
загромождение выработок неубранной отбитой горной массой, вагонетками и
различными предметами;
небрежная подготовка средств взрывания и некачественное заряжание шпу –
ров (скважин).
В целях предотвращения несчастных случаев:
до начала ведения взрывных работ устанавливаются границы опасной зоны, зависящей от величины взрываемых зарядов ВВ, объёма взрываемой горной породы, размеров выработки и способов ведения взрывных работ;
все люди, не связанные с ведением взрывных работ, выводятся в безопасные места с нор-мальным проветриванием и защищённые от обрушения и разлёта обломков;
в местах возможных подступов к месту ведения взрывных работ выставляются посты ох раны из специально проинструктированных и дисциплинированных работников;
выработки с исходящей вентиляционной струёй, по которым направляются газообразные продукты взрыва, закрещиваются и вывешиваются запрещающие знаки входа в них;
на расстоянии 20м от места взрыва выработки расчищаются от всевозможных загромож-дений, затрудняющих проветривание забоя и выход из него;
для каждого места и вида взрывных работ готовится обязательный к исполнению паспорт буровзрывных работ;
подготовка зарядов ВВ, монтаж взрывных сетей, а также взрыв производятся собственно-ручно взрывником;
зарядов подготавливается столько, сколько будет взорвано за один приём;
обязательно применяется забойка, которая повышает эффект взрывания и предотвращает попадание в горную массу невзорвавшихся патронов, а также горение ВВ;
патроны-боевики изготовливают только на месте взрывных работ и строго по числу заря-дов;
патроны-боевики массой более 300г изготавливают в специально отведенном месте по усмотрению лица, ответственного за взрыв;
обеспечивается обязательная подача звуковых и световых сигналов;
осмотр забоя после взрывания призводится взрывником вместе с лицом технического над зора по истечению времени разжижения продуктов детонации, но не реже чем через 15мин. Мастер-взрывник может производить осмотр самостоятельно;
допуск рабочих к месту взрыва производится только после разрешения мастера-взрывни-ка или лица технического надзора.
Причинами несчастных случаев являются грубые нарушения ПБ: попытка сесть в пассажирский вагон или выйти из него во время его движения, проезд на неприспособлен –ных транспортных средствах, переход между вагонеткми с одной стороны выработки на другую, передвижение по рельсовым путям, работа вблизи натяжных и приводных головок конвейеров, не имеющих ограждений, не правильные приёмы разгрузки скребковых конвей-еров и т.п.
Большая часть несчастных случаев на транспорте происходит с обслуживающими его людьми.
Основные причины травматизма на внутришахтном транспорте условно можно разделить на три группы: технические, организационныеи личностные.
К техническим причинам относятся конструктивные несовершенства транспортных средств, неудовлетворительное освещение пути при маневровых работах, ненадёжное крепление батарейного ящика, отсутствие н электровозах скоросемеров, ручная сцепка и расцепка вагонов, ручной перевод стрелок, несовершенство системы натяжения конвейерных лент загрузочных конвейеров, неудовлетворительные конструкции по очистке ленты, расштыбовке и пр.
К организационным причинам относятся неудовлетворительное состояние выработок и рельсовых путей, эксплуатация неисправных транспортных средств, отсутствие или неисправность предупредительной сигнализации и путевыз знаков, нарушение технологии транспортирования, слабая трудовая дисциплина, неудовлетворительно поставленное обу-чение безопасным приёмам работы, недостаточный котроль за работой и пр.
Число несчастных случаев с тяжёлыми последствиями происходит в результате непра –вильных, ошибочных, рискованных приёмов работы и действий рабочих при обслуживании транспортных средств, выполнении такелажных, погрузочно-разгрузочных работ и пр., т.е. по личностным причинам.
Анализ производственного травматизма показывает, что машинисты электровозов часто травмируются из-за следующих ошибочных действий: превышения скорости, несвоевремен-ного и резкого торможения электровоза, управления стоя или вне кабины, выпрыгивания из кабины электровоза на ходу, трогания без сигналов инесвоевременной подачей сигналов.
Основными причинами травматизма при обслуживании транспорта в наклонных выработках являются: превышение числа одновременно спускаемых или поднимаемых транспортных сосудов, использование нестандартных устройств и работа при отсутствии или неисправных стопоров и барьеров, также нахождение людей в выработке при использовании канатной откатки.
При эксплуатации ленточных и скребковых конвейеров главные причины травматизма кроются в применении опасных приёмов труда на операциях при работающем конвейере или
незаблокированном пускателе.