Экономическая система Республики Беларусь как объект государственного регулирования
Впервые системную характеристику белорусской модели развития дал Президент страны А.Г. Лукашенко в своем выступлении 22 марта 2002 г.
• сильная и эффективная государственная власть,
• равенство различных форм собственности,
• многовекторность внешнеэкономической политики
• активизация интеграционных процессов со странами СНГ и Россией;
• сильная социальная политика государства,
Экономика Беларуси в качестве национальной хозяйственной системы суверенного государства возникла на базе народного хозяйства БССР путем его вычленения из единого народно-хозяйственного комплекса СССР и перекоординации в направлении построения новых экономических институтов рыночной экономики, обеспечения социально-экономического развития страны, создания эффективной и конкурентоспособной экономики.
Стартовые условия и особенности становления белорусской национальной экономики:
• мощный производственно-промышленный потенциал,
• современное машино- и приборостроение,
• развитые строительный комплекс и АПК,
• высокообразованный научный и инженерный корпус,
• профессионально подготовленные рабочие кадры,
• эффективная система управления производством
• небогатые энергетические и минерально-сырьевые ресурсы,
• выгодное географическое и геоэкономическое положение.
В составе ЕНХК СССР народное хозяйство республики выполняло функции «сборочного цеха» советской страны. Эти факторы определили специфику белорусской экономики.
Период становления и трансформации экономики Беларуси можно разделить на следующие этапы:
1991—1995 годы — период глубокого затяжного экономического кризиса;
1996—2000 годы — выход экономики из кризисного состояния и углубление рыночных отношений;
2001—2005 годы — стабильный рост экономики и создание предпосылок для перехода на инновационный путь развития;
2006 -2010 годы — стабильный рост экономики и социальной сферы, активные меры по переходу на инновационный путь развития.
2011-2015 годы – современный период
Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011—2015 годы предусматривает: формирование национальной инновационной системы; создание благоприятных условий для развития предпринимательской инициативы и увеличения притока инвестиций в экономику; развитие государственно–частного партнерства в целях обеспечения устойчивости государственной финансовой системы; расширение самостоятельности и ответственности региональных и местных органов управления в решении социально–экономических проблем.
Приоритеты социально–экономического развития Республики Беларусь на 2011 — 2015 годы:
• Развитие человеческого потенциала.
• Предпринимательство и инициатива
• Инновационное развитие и структурная перестройка экономики, создание новых наукоемких, высокотехнологичных производств.
• Рост экспорта товаров и услуг, сбалансированность и эффективность внешней торговли.
• Устойчивое развитие регионов.
• Качественное и доступное жилье.
• Эффективный агропромышленный комплекс.
Реализация Программы предусматривает повышение реальных располагаемых денежных доходов населения в 2015 году к уровню 2010 года в 1,7 — 1,76 раза на основе обеспечения роста ВВП — в 1,62 — 1,68 раза, производительности труда — в 1,63 — 1,68 раза, объемов промышленного производства — в 1,54 — 1,6 раза, сельского хозяйства — в 1,39 — 1,45 раза, удельного веса отгруженной инновационной продукции организациями, основным видом деятельности которых является производство промышленной продукции, в общем объеме отгруженной продукции до 20 — 21 процента в 2015 году, инвестиций в основной капитал за пятилетие — в 1,9 — 1,97 раза, основная часть которых будет направлена на создание и модернизацию более одного миллиона рабочих мест.
Будет предпринят комплекс эффективных мер для того, чтобы страна не позднее 2015 года вошла в число пятидесяти стран с наиболее высоким уровнем развития человеческого потенциала.
Все это позволит Республике Беларусь к 2015 году войти в тридцатку стран с наиболее благоприятными условиями ведения бизнеса, в том числе привлекательными и для зарубежных инвестиций
События и научные дискуссии последних лет свидетельствуют о том, что в дальнейшем модель развития (ее концептуальный каркас, общая философия, или идеология, стратегия) будет интенсивнее продвигаться в своих характеристиках от мобилизационно-административного управления к государственному дирижизму (например, французского типа) с индикативным планированием и регулированием. Для этого потребуются масштабные институциональные и структурные изменения в экономике, государстве и в обществе наряду снеобходимостью преодоления чрезмерного патернализма, уравнительности и других черт «советской» ментальности.
Экономическая система — это способ организации и ведения хозяйства, совокупность субъектов и объектов, видов, средств и методов хозяйственной деятельности, составляющих единый хозяйственный организм (комплекс) по достижению системообразующих целей.
Наиболее распространена классификация экономических систем по характеру экономических отношений, стадиям и уровню их развития, степени участия в международном разделении труда и торговом обмене.
По характеру экономических отношений экономические системы делят на две группы: рыночные (рыночная экономика свободной конкуренции, или чистый капитализм, и современная рыночная экономика, или смешанная экономика) и нерыночные (традиционная экономика и административно-командная экономика).
Традиционная экономика — первичный тип экономической системы: социально-экономические отношения в обществе, при которых цели и способы производства формируются под влиянием традиций и обычаев, освященных временем; экономические роли индивидуумов определяются наследственностью и кастовой принадлежностью; многоукладность экономики, когда сосуществуют различные формы производства — от патриархально-общинной и мелкотоварной до кооперативной и монополистической; активная роль государства.
Административно-командная экономика существовала в СССР, странах Восточной Европы: государственная (общественная) собственность на экономические ресурсы; отсутствие конкуренции и, как следствие, монополизация экономики; коллективное принятие решений; государственный аппарат руководит хозяйственной деятельностью с помощью преимущественно административных методов.
Экономическая система чистого капитализма (капитализм свободной конкуренции) сформировалась в XVIII в. и прекратила свое существование в конце XIX в. Экономическая система способствует эффективному использованию ресурсов, стабильности производства и занятости, экономическому росту. Основные черты: частная собственность на средства производства, доминирующая в структуре собственности (материальные ресурсы составляют собственность частных лиц и частных институтов); рыночный механизм управления экономикой (главным координирующим механизмом капиталистической экономики служит рынок, или рыночная система ценообразования); личный интерес как стимул экономического развития; свобода предпринимательства и свобода выбора; ограниченная роль государства, так как считается, что капиталистическая экономика является саморегулирующейся системой, поэтому отсутствует необходимость во вмешательстве правительства в ее функционирование, при этом роль государства ограничивается защитой частной собственности и установлением правовой структуры, облегчающей функционирование свободных рынков.
Современная (смешанная) рыночная экономика (современный капитализм) присуща экономически развитым странам, где частная собственность сочетается с государственной. Ко второй половине XX в., широко развернулась НТР, быстрое развитие получили производственная и социальная инфраструктуры. Государство вмешивается в экономику в виде госрегулирования, на отдельных предприятиях применяются плановые методы хозяйствования в виде маркетинга.
По уровню экономического и технологического развития выделяют:
развитые: 7 ведущих стран мира (G7); другие страны еврозоны, новые индустриальные азиатские экономики. Для них, наряду с высоким среднедушевым доходом (более 9266 дол. США), характерна отраслевая структура с долей услуг (третичного сектора) в ВВП от 55 до 77 %.
развивающиеся: 132 страны Азии, Африки и Латинской Америки с низким (менее 775 дол. США) и средним (до 9265 дол. США) доходом.
страны с переходной экономикой: 28 государств. Первая подгруппа представлена странами Центральной и Восточной Европы (и Албанией), вторая — странами СНГ и Монголией. Беларусь относится к странам с переходной экономикой.
По критерию участия страны в мирохозяйственных процессах выделяются открытые и закрытые хозяйственные системы.
Закрытая экономика - развитие определяется исключительно внутренними тенденциями и не зависит от процессов, происходящих в мировом хозяйстве (автаркия), доля экспорта к ВВП составляет менее 10 %. Северная Кореи, Куба
Открытая экономика - все субъекты экономических отношений могут без ограничения совершать операции на международных рынках товаров, услуг, капиталов, исключает государственную монополию в сфере внешней торговли, доля экспорта к ВВП свыше 35 %. Гонконг, Сингапур, Новой Зеландия, Швейцария. Беларусь имеет высокую степень открытости экономики, доля экспорта товаров и услуг к ВВП около 55 %.