Типы экономических систем и модели рыночной экономики

Экономическая система Республики Беларусь как объект государственного регулирования

Впервые системную характеристику белорусской модели развития дал Президент страны А.Г. Лукашенко в своем вы­ступлении 22 марта 2002 г.

• сильная и эффективная государственная власть,

• равенство различных форм собственности,

• многовекторность внешнеэкономической политики

• активизация интеграционных процессов со странами СНГ и Россией;

• сильная социальная политика государства,

Экономика Беларуси в качестве национальной хозяйствен­ной системы суверенного государства возникла на базе народно­го хозяйства БССР путем его вычленения из единого народно-хозяйственного комплекса СССР и перекоординации в направ­лении построения новых экономических институтов рыночной экономики, обеспечения социально-экономического развития страны, создания эффективной и конкурентоспособной экономики.

Стартовые условия и особенности становления белорусской национальной экономики:

• мощный производственно-промышленный потенциал,

• современное машино- и при­боростроение,

• развитые строительный комплекс и АПК,

• высокообразованный научный и инженерный корпус,

• про­фессионально подготовленные рабочие кадры,

• эффектив­ная система управления производством

• небогатые энергетические и минерально-сырьевые ресурсы,

• выгодное географическое и геоэкономическое по­ложение.

В составе ЕНХК СССР народное хозяйство республики выполняло функции «сборочного цеха» советской страны. Эти факторы определили специфику белорусской экономики.

Период становления и трансформации экономики Беларуси можно разделить на следующие этапы:

1991—1995 годы — период глубокого затяжного экономи­ческого кризиса;

1996—2000 годы — выход экономики из кризисного состоя­ния и углубление рыночных отношений;

2001—2005 годы — стабильный рост экономики и создание предпосылок для перехода на инновационный путь развития;

2006 -2010 годы — стабильный рост экономики и социаль­ной сферы, активные меры по переходу на инновационный путь развития.

2011-2015 годы – современный период

Программа социально-экономи­ческого развития Республики Беларусь на 2011—2015 годы предусматривает: формирование национальной инновационной системы; создание благоприятных условий для развития предпринимательской инициативы и увеличения притока инвестиций в экономику; развитие государственно–частного партнерства в целях обеспечения устойчивости государственной финансовой системы; расширение самостоятельности и ответственности региональных и местных органов управления в решении социально–экономических проблем.

Приоритеты социально–экономического развития Республики Беларусь на 2011 — 2015 годы:

• Развитие человеческого потенциала.

• Предпринимательство и инициатива

• Инновационное развитие и структурная перестройка экономики, создание новых наукоемких, высокотехнологичных производств.

• Рост экспорта товаров и услуг, сбалансированность и эффективность внешней торговли.

• Устойчивое развитие регионов.

• Качественное и доступное жилье.

• Эффективный агропромышленный комплекс.

Реализация Программы предусматривает повышение реальных располагаемых денежных доходов населения в 2015 году к уровню 2010 года в 1,7 — 1,76 раза на основе обеспечения роста ВВП — в 1,62 — 1,68 раза, производительности труда — в 1,63 — 1,68 раза, объемов промышленного производства — в 1,54 — 1,6 раза, сельского хозяйства — в 1,39 — 1,45 раза, удельного веса отгруженной инновационной продукции организациями, основным видом деятельности которых является производство промышленной продукции, в общем объеме отгруженной продукции до 20 — 21 процента в 2015 году, инвестиций в основной капитал за пятилетие — в 1,9 — 1,97 раза, основная часть которых будет направлена на создание и модернизацию более одного миллиона рабочих мест.

Будет предпринят комплекс эффективных мер для того, чтобы страна не позднее 2015 года вошла в число пятидесяти стран с наиболее высоким уровнем развития человеческого потенциала.

Все это позволит Республике Беларусь к 2015 году войти в тридцатку стран с наиболее благоприятными условиями ведения бизнеса, в том числе привлекательными и для зарубежных инвестиций

События и научные дискуссии последних лет сви­детельствуют о том, что в дальнейшем модель развития (ее кон­цептуальный каркас, общая философия, или идеология, стратегия) будет интенсивнее продвигаться в своих характеристиках от мобилизационно-административного управления к госу­дарственному дирижизму (например, французского типа) с индикативным планированием и регулированием. Для этого потребуются масштабные институциональные и струк­турные изменения в экономике, государстве и в обществе наряду снеобходимостью преодоления чрезмерного патернализма, уравнительности и других черт «советской» ментальности.

Экономическая система — это способ ор­ганизации и ведения хозяйства, совокупность субъектов и объ­ектов, видов, средств и методов хозяйственной деятельности, составляющих единый хозяйственный организм (комплекс) по достижению системообразующих целей.

Наиболее распространена классификация экономических систем по характеру экономических отношений, стадиям и уров­ню их развития, степени участия в международном разделении труда и торговом обмене.

По характеру экономических отношений экономические системы делят на две группы: рыночные (рыночная экономика свободной конкурен­ции, или чистый капитализм, и современная рыночная эконо­мика, или смешанная экономика) и нерыночные (традицион­ная экономика и административно-командная экономика).

Традиционная эко­номика — первичный тип экономической системы: социально-экономические отношения в обществе, при которых цели и способы производства формируются под влиянием традиций и обычаев, освященных временем; эконо­мические роли индивидуумов определяются наследственностью и кастовой принадлежностью; многоукладность экономики, когда сосуществуют различные формы производства — от пат­риархально-общинной и мелкотоварной до кооперативной и мо­нополистической; активная роль государства.

Административно-командная экономика существовала в СССР, странах Восточной Европы: государственная (об­щественная) собственность на экономические ресурсы; отсут­ствие конкуренции и, как следствие, монополизация экономи­ки; коллективное принятие решений; государственный аппарат руководит хозяйственной деятельностью с помощью преиму­щественно административных методов.

Экономическая система чистого капитализма (капита­лизм свободной конкуренции) сформировалась в XVIII в. и пре­кратила свое существование в конце XIX в. Экономическая система способствует эффек­тивному использованию ресурсов, стабильности производства и занятости, экономическому росту. Основные черты: частная собственность на средства производства, доминирующая в структуре собственности (материальные ре­сурсы составляют собственность частных лиц и частных инсти­тутов); рыночный механизм управления экономикой (главным координирующим механизмом капиталистической экономики служит рынок, или рыночная система ценообразования); лич­ный интерес как стимул экономического развития; свобода предпринимательства и свобода выбора; ограниченная роль государства, так как считается, что капиталистическая эко­номика является саморегулирующейся системой, поэтому от­сутствует необходимость во вмешательстве правительства в ее функционирование, при этом роль государства ограничивается защитой частной собственности и установлением правовой струк­туры, облегчающей функционирование свободных рынков.

Современная (смешанная) рыночная экономика (современ­ный капитализм) присуща экономически развитым странам, где частная собственность сочетается с государственной. Ко второй половине XX в., широко развернулась НТР, быстрое раз­витие получили производственная и социальная инфраструкту­ры. Государство вмешивается в экономику в виде гос­регулирования, на отдельных предприятиях применяются пла­новые методы хозяйствования в виде маркетинга.

По уровню экономического и технологического развития выделяют:

развитые: 7 ведущих стран мира (G7); другие страны еврозоны, новые ин­дустриальные азиатские экономики. Для них, наряду с высо­ким среднедушевым доходом (более 9266 дол. США), характер­на отраслевая структура с долей услуг (третичного сектора) в ВВП от 55 до 77 %.

развивающиеся: 132 страны Азии, Африки и Ла­тинской Америки с низким (менее 775 дол. США) и средним (до 9265 дол. США) доходом.

страны с переходной экономикой: 28 государств. Первая подгруппа представлена странами Центральной и Восточной Европы (и Ал­банией), вторая — странами СНГ и Монголией. Беларусь от­носится к странам с переходной экономикой.

По критерию участия страны в мирохозяйственных процессах выделяются открытые и закрытые хозяйственные системы.

Закрытая экономи­ка - развитие определяется исключительно внутренни­ми тенденциями и не зависит от процессов, происходящих в мировом хозяйстве (автаркия), доля экс­порта к ВВП составляет менее 10 %. Северная Кореи, Куба

Открытая экономика - все субъекты экономических отно­шений могут без ограничения совершать операции на междуна­родных рынках товаров, услуг, капиталов, исключает государственную монополию в сфере внешней торговли, доля экспорта к ВВП свыше 35 %. Гонконг, Сингапур, Новой Зеландия, Швейцария. Беларусь имеет высокую степень открытости экономики, доля экспорта товаров и услуг к ВВП около 55 %.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: