Предметной области ИС

МЕТОДЫ ДИНАМИЧЕСКОГО ОПИСАНИЯ

Разработка требований к проектируемой ИС строится на основе статического и динамичного описания компании. Статическое описание компании, рассмотренное в предыдущей лекции, проводится на уровне функциональных моделей и включает описание бизнес-потенциала, функционала и соответствующих матриц ответственности.

Дальнейшее развитие (детализация) бизнес-модели происходит на этапе динамичного описания компании на уровне процессных потоковых моделей.

Любая деятельность компании может быть представлена с помощью процессной потоковой модели. В основе этой модели лежит процесс, который имеет своего потребителя: внешнего (клиента) или внутреннего (сотрудников или подразделения компании), реализующих другие процессы. На стадии описания процессов и выявляется значимость каждого процесса. На этом этапе выбираются ключевые процессы для потокового описания, которое необходимо для создания информационной системы предприятия.

Важнейшим шагом при структуризации любой компании является выделение и классификация бизнес-процессов. Целесообразно основываться на следующих классах процессов:

· основные;

· процессы управления;

· процессы обеспечения;

· сопутствующие;

· вспомогательные;

· процессы развития.

Рассмотрим модель деятельности компании, при описании которой используют процессы управления, основные бизнес-процессы и процессы обеспечения.

Основные бизнес-процессы — это процессы, ориентированные на производство товаров и услуг, представляющие ценность для клиента и обеспечивающие получение дохода. Основные процессы образуют "жизненный цикл" продукции компании. Критериями эффективности таких процессов являются обычно качество, точность и своевременность выполнения каждого заказа. Таких процессов, при развитой деятельности компании, может быть много. Все они описываются по производственно-коммерческим цепочкам: "первичное взаимодействие с клиентом и определение его потребностей реализация запроса (заявки, заказа, контракта и т.п.), послепродажное сопровождение и мониторинг удовлетворения потребностей". Этот процесс может быть декомпозирован на следующие подпроцессы — процессы более низкого уровня:

разработка (проектирование) продукции;

закупка (товаров, материалов, комплектующих изделий);

транспортировка (закупленного);

разгрузка, приемка на склад и хранение (закупленного);

производство (со своим технологическим циклом и внутренней логистикой);

приемка на склад и хранение (готовой продукции);

отгрузка (консервация и упаковка, погрузка, доставка);

пуско-наладка;

оказание услуг (предусмотренных контрактом на поставку или имеющих самостоятельное значение) и т.п.

Процессы управления – это процессы, охватывающие весь комплекс функций управления на уровне каждого бизнес-процесса и системы в целом. Процессы управления имеют своей целью выработку и принятие управленческого решения. Данные управленческие решения могут приниматься относительно всей организации в целом, отдельной функциональной области или отдельных процессов, например:

· стратегическое управление;

· организационное проектирование (структуризация);

· маркетинг;

· финансово-экономическое управление;

· логистика и организация процессов;

· менеджмент качества;

· персонал.

Для реализации процессного описания исключительно важным является то, что любая управленческая деятельность развертывается по так называемому "управленческому циклу", который включает:

· сбор информации;

· выработку решения;

· реализацию;

· учет;

· контроль;

· анализ;

· регулирование.

Процессы обеспечения – это процессы, предназначенные для жизнеобеспечения основных и сопутствующих процессов и ориентированные на поддержку их универсальных средств. Например, процесс финансового обеспечения, процесс обеспечения кадрами, процесс юридического обеспечения — это вторичные процессы. Они создают и поддерживают необходимые условия для выполнения основных функций и функций менеджмента. Клиенты обеспечивающих процессов находятся внутри компании.

На верхнем уровне детализации можно выделить примерно следующие стандартные процессы обеспечения:

· обеспечение производства;

· техобслуживание и ремонт оборудования;

· обеспечение теплоэнергоресурсами;

· обслуживание и ремонт зданий и сооружений;

· технологическое обеспечение;

· метрологическое;

· техника безопасности;

· экологический контроль и т.п.

· обеспечение управления;

· информационное обеспечение;

· обеспечение документооборота;

· коммуникационное обеспечение;

· юридическое обеспечение;

· обеспечение безопасности;

· материально-техническое обеспечение управления;

· хозяйственное обеспечение;

· обеспечение коммунальными услугами;

· транспортное обслуживание и т.п.

В качестве основного каркаса, объединяющего и систематизирующего все знания по бизнес-модели, можно использовать референтную модель.

Референтная модель — представляют собой эталонные схемы организации бизнеса, разработанные для конкретных бизнес-процессов на основе реального опыта внедрения в различных компаниях по всему миру. Они включают в себя проверенные на практике процедуры и методы организации управления. Референтные модели позволяют исследователям бизнес-модели компании начать разработку собственных моделей на базе уже готового набора функций и процессов.

Референтная модель бизнес-процесса представляет собой совокупность логически взаимосвязанных функций. Для каждой функции указывается исполнитель, входные и выходные документы или информационные объекты.

`


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: