МЕТОДЫ ДИНАМИЧЕСКОГО ОПИСАНИЯ
Разработка требований к проектируемой ИС строится на основе статического и динамичного описания компании. Статическое описание компании, рассмотренное в предыдущей лекции, проводится на уровне функциональных моделей и включает описание бизнес-потенциала, функционала и соответствующих матриц ответственности.
Дальнейшее развитие (детализация) бизнес-модели происходит на этапе динамичного описания компании на уровне процессных потоковых моделей.
Любая деятельность компании может быть представлена с помощью процессной потоковой модели. В основе этой модели лежит процесс, который имеет своего потребителя: внешнего (клиента) или внутреннего (сотрудников или подразделения компании), реализующих другие процессы. На стадии описания процессов и выявляется значимость каждого процесса. На этом этапе выбираются ключевые процессы для потокового описания, которое необходимо для создания информационной системы предприятия.
Важнейшим шагом при структуризации любой компании является выделение и классификация бизнес-процессов. Целесообразно основываться на следующих классах процессов:
|
|
· основные;
· процессы управления;
· процессы обеспечения;
· сопутствующие;
· вспомогательные;
· процессы развития.
Рассмотрим модель деятельности компании, при описании которой используют процессы управления, основные бизнес-процессы и процессы обеспечения.
Основные бизнес-процессы — это процессы, ориентированные на производство товаров и услуг, представляющие ценность для клиента и обеспечивающие получение дохода. Основные процессы образуют "жизненный цикл" продукции компании. Критериями эффективности таких процессов являются обычно качество, точность и своевременность выполнения каждого заказа. Таких процессов, при развитой деятельности компании, может быть много. Все они описываются по производственно-коммерческим цепочкам: "первичное взаимодействие с клиентом и определение его потребностей реализация запроса (заявки, заказа, контракта и т.п.), послепродажное сопровождение и мониторинг удовлетворения потребностей". Этот процесс может быть декомпозирован на следующие подпроцессы — процессы более низкого уровня:
разработка (проектирование) продукции;
закупка (товаров, материалов, комплектующих изделий);
транспортировка (закупленного);
разгрузка, приемка на склад и хранение (закупленного);
производство (со своим технологическим циклом и внутренней логистикой);
приемка на склад и хранение (готовой продукции);
отгрузка (консервация и упаковка, погрузка, доставка);
|
|
пуско-наладка;
оказание услуг (предусмотренных контрактом на поставку или имеющих самостоятельное значение) и т.п.
Процессы управления – это процессы, охватывающие весь комплекс функций управления на уровне каждого бизнес-процесса и системы в целом. Процессы управления имеют своей целью выработку и принятие управленческого решения. Данные управленческие решения могут приниматься относительно всей организации в целом, отдельной функциональной области или отдельных процессов, например:
· стратегическое управление;
· организационное проектирование (структуризация);
· маркетинг;
· финансово-экономическое управление;
· логистика и организация процессов;
· менеджмент качества;
· персонал.
Для реализации процессного описания исключительно важным является то, что любая управленческая деятельность развертывается по так называемому "управленческому циклу", который включает:
· сбор информации;
· выработку решения;
· реализацию;
· учет;
· контроль;
· анализ;
· регулирование.
Процессы обеспечения – это процессы, предназначенные для жизнеобеспечения основных и сопутствующих процессов и ориентированные на поддержку их универсальных средств. Например, процесс финансового обеспечения, процесс обеспечения кадрами, процесс юридического обеспечения — это вторичные процессы. Они создают и поддерживают необходимые условия для выполнения основных функций и функций менеджмента. Клиенты обеспечивающих процессов находятся внутри компании.
На верхнем уровне детализации можно выделить примерно следующие стандартные процессы обеспечения:
· обеспечение производства;
· техобслуживание и ремонт оборудования;
· обеспечение теплоэнергоресурсами;
· обслуживание и ремонт зданий и сооружений;
· технологическое обеспечение;
· метрологическое;
· техника безопасности;
· экологический контроль и т.п.
· обеспечение управления;
· информационное обеспечение;
· обеспечение документооборота;
· коммуникационное обеспечение;
· юридическое обеспечение;
· обеспечение безопасности;
· материально-техническое обеспечение управления;
· хозяйственное обеспечение;
· обеспечение коммунальными услугами;
· транспортное обслуживание и т.п.
В качестве основного каркаса, объединяющего и систематизирующего все знания по бизнес-модели, можно использовать референтную модель.
Референтная модель — представляют собой эталонные схемы организации бизнеса, разработанные для конкретных бизнес-процессов на основе реального опыта внедрения в различных компаниях по всему миру. Они включают в себя проверенные на практике процедуры и методы организации управления. Референтные модели позволяют исследователям бизнес-модели компании начать разработку собственных моделей на базе уже готового набора функций и процессов.
Референтная модель бизнес-процесса представляет собой совокупность логически взаимосвязанных функций. Для каждой функции указывается исполнитель, входные и выходные документы или информационные объекты.
`