double arrow

История развития педагогики


Предмет и задачи педагогики

Введение в педагогику

Профилактика и преодоление девиантного поведения.

1) Первичная профилактика включает в себя:

a. Совершенствование сферы социальных отношений.

b. Устранение социальных факторов, способствующих девиантному поведению.

c. Воспитание социально-ориентированной личности.

2) Определение факторов риска и выделение групп профилактического учета, раннее и активное выявление лиц с нервно-психическими нарушениями и педагогической запущенностью.

3) Третичная профилактика включает в себя медицинскую коррекцию психических расстройств и психологическую коррекцию трудновоспитуемости.

1) Предмет и задачи педагогики

2) История развития педагогики

3) Система педагогических наук и связь педагогики с другими науками.

Термин педагогики употребляется в следующих значениях:

1) Бытовое значение

2) Практическое значение – связано с передачей опыта от старшего поколения к младшему.

3) Педагогика понимается как наука и отрасль гуманитарного знания

4) Педагогика представляет собой учебную дисциплину

Педагогика – это наука об образовании, обучении и воспитании.




Предметом педагогики являются закономерные связи между воспитанием и развитием личности, а также социальные и методические основы воспитания как специально организованного педагогического процесса.

Обучение – деятельность педагога, целью которой является формирование у обучаемых умений, знаний и навыков, а также развитие способностей.

Воспитание – это систематический и целенаправленно построенный процесс педагогических воздействий на индивида с целью формирования и развития его личности.

Задачи педагогики:

1) Теоретические

a. Изучение, теоретическое осмысление и обобщение передового педагогического опыта.

b. Выявление состояния педагогического процесса, успешности и эффективности деятельности педагогов и обучаемых.

c. Экспериментальные исследования педагогической деятельности и построение на их основе моделей развития этой деятельности.

2) Технологические (практические)

a. Проективные задачи – связанные с разработкой методических материалов, учебных планов, программ, учебников, рекомендаций.

b. Преобразовательные задачинаправлены на внедрение достижений педагогической науки в образовательную практику.

c. Корректировочный уровеньпредполагает оценку влияния научных исследований на практику обучения и воспитания.

Основой европейской системы воспитания явилась греческая философия. Древнегреческая философия характеризуется возникновением двух основных направлений – материализм (бытие первично, сознание вторично, Демокрит, 5 век до н.э.) и идеалистическая философия ( сознание первично, Платон)



Демокрит сравнивал внутреннюю природу человека в внешней природой мироздания. Утверждал, что внутренняя природа человека формируется в результате воспитания. Поэтому приобретение знаний и развитие способностей Демокрит рассматривал как результат интеллектуальных упражнений и специальных методов развития мышления.

Главным методом обучения, который использовал Сократ была беседа. А основним приемом в этой беседе был прием пропедевтики. Наиболее известный ученик Сократа, Платон, считал целью обучения и воспитания постижение абсолютной идеи, реализация которой в мыслях и чувствах человека порождает воспринимаемый человеком реальный мир. Платон основал одну из первых научных школ, получивших название Академия.

Развивая педагогические идеи Платона и Сократа, Аристотель выделил в процессе воспитания три основных направления – нравственное воспитание, физическое воспитание, умственное.

Аристотель основал школу, получившую название Лекей ( Лицей).

В средние века обучение и воспитание оказались сосредоточенными в руках церкви.

В позднем средневековье стали возникать, на ряду с монастырскими, городские школы.

В 13 веке на основе наиболее крупных монастырских и городских школ в Европе возникли первые университеты. Самым первым явился Парижский университет в 1200 году (вырос из богословской школы Сорбоны). В 1206 году возник Оксфордский. В 1224 году – неополитанский. В 1231 кембриджский.



В россии перваое высшее учебное заведение – савяно-греко-латинская акадения быа открыта 1 в Киеве, а поздже филиал в могилеве. В 1755 году при активном участии Ломоносова был открыт Мостковский уиверситет, притнем основаны 2 гимназии – дворянский и разночинская.

В 1654 была издана книга выдающегося чешского педагога Яна Амоса Каменского «Великая дидактика», в которой впервые были изложены основные принципы обучения, и систематически описана классно-урочная система обучения.

Классно-урочная система обучения. ЕЕ суть, как специфической формы организации учебной работы состоит в том, что учащиеся одного и того же возраста распределяются по классам , занятия с ними проводятся поурочно по заранее составленного расписания Причем все учащиеся одного класса работают над одни и тем же учебным материалом.

Основные критерии вузовской лекции:

1) Посещаемость лекций студентами

2) Конспектирование лекций

3) Содержательность лекции – оптимальное сочетание научности и популярности

4) Проблемные вопросы, стимулирующие мышление студентов

5) Аргументированность и доказательность основных положений лекции

6) Связь лекции с профилем подготовки специалистов.

7) План лекции, четкость и последовательность изложения материала

8) Манера чтения лекции

9) Отношение преподавателя к студентам

10) Контакт с аудиторией.







Сейчас читают про: