Сущность и основные функции образования

Образование как социокультурный феномен

1) Сущность и основные функции образования.

2) Мировые образовательные тенденции.

3) Система образования в РБ.

Основные факторы повышения роли образования в современном обществе:

1) Образование существенно расширяет возможности удовлетворения потребностей человека, изменяет их характер, обогащает духовно-нравственную сферу личности.

2) Образование стимулирует общение и взаимодействие людей, возникновение общих профессиональных и духовных интересов.

3) Являясь составной частью культуры, образование активно содействует его развитию.

4) Образование способствует укреплению межнациональных контактов и расширению межгосударственных связей.

5) Знания в современном обществе становятся капиталом, а капиталовложения в образование и науку приносят непосредственную прибыль.

Основные функции образования:

1) Образование – это наиболее оптимальный и интенсивный способ вхождения человека в мир культуры.

2) Образование формирует среду общения.

3) Средство развития и становления человека как личности и профессионала.

4) Образование - способ социализации личности и её самоутверждения.

5) Образование – средство обеспечения преемственности поколений.

6) Образование является фактором социального прогресса.

7) Образование ускоряет культурные перемены и преобразования.

Образование может рассматриваться как система, процесс и результат. Образование как система представляет собой сеть учреждений разного типа и уровня, которая обеспечивает подготовку молодых поколений к самостоятельной жизни.

Организационные модели образования:

1) Образование как государственно-ведомственная организация.
Строится по ведомственному принципу с жестким определением целей, содержания образования, номенклатуры учебных заведений и учебных дисциплин. При этом учебные заведения подчиняются и контролируются соответствующими государственными органами.

2) Модель развивающего образования.
Предполагает организацию образования через широкую кооперацию образовательных систем разного типа и уровня, что позволяет наиболее полно удовлетворять потребности различных слоев населения в образовательных услугах.

3) Рационалистическая модель образования.
Предполагает такое усвоение знаний, умений и навыков, которые обеспечивают наиболее эффективное практическое приспособление выпускников к существующему обществу.

4) Феноменологическая модель образования.
Предполагает персональный характер обучения с учетом индивидуально-психологических способностей обучающегося.

5) Неинституциональная модель образования.
Ориентированная на организацию образования вне социальных институтов (образование при помощи интернета и др.).

Национальные образования:

1) Американская:

a. Младшая средняя школа.

b. Средняя школа.

c. Старшая средняя школа.

d. Двухгодичный колледж.

e. Четырехгодичный колледж в структуре университета (бакалавр).

f. Магистратура (магистр)

g. Аспирантура (доктор)

2) Французская модель.

a. Единый колледж.

b. Технологический, профессиональный и общеобразовательные лицеи.

c. Университет.

d. Магистратура.

e. Аспирантура.

3) Немецкая модель.

a. Общая школа

b. Реальные училища, гимназия, основная школа.

c. Институт (бакалавр).

d. Университет (магистр).

e. Аспирантура.

4) Английская модель.

a. Объединенная школа.

b. Грамматическая школа.

c. Современная школа-колледж.

d. Университет.

e. Магистратура.

f. Аспирантура.

5) Российская модель:

a. Общеобразовательная школа.

b. Полная средняя школа-лицей.

c. Колледж.

d. Институт, университет, академия.

e. Аспирантура.

f. Докторантура.

Образование как процесс представляет собой взаимосвязанную систему обучения и воспитания, направленную на формирование и развитие личности обучаемого.

Образование как процесс включает:

1) Цели образования.
Ожидаемые результаты, которые стремится достичь общество с помощью сложившейся системы.

2) Содержание образования.
Включает в себя:

a. Систему знаний о природе, обществе и человеке.

b. Опыт осуществления различных способов деятельности.

c. Опыт ценностного отношения к миру.

3) Способы (формы) получения:

a. Дневная.

b. Вечерняя форма обучения.

c. Заочная форма обучения.

d. Экстернат. Предполагает самостоятельное обучение с последующей сдачей экзаменов в конкретном учебном заведении.

e. Дистанционное обучение.

4) Формы обучения:

a. Индивидуальные контро

b...... переписать...

c..............

d...........................

e. Виды уроков:

f. изложение нового материала

g. Контрольный

h. Повторение.

i. Комбинированный.

j.

k. Экскурсия

l. Семинарские занятия.

m. Лабораторные занятия

5) Субъекты и объекты образовательного процесса.

Образование как результат обучения – это объем систематизированных знаний, умений, навыков, способов мышления и связанных с ним мировоззренческих позиций личности. Образование как результат подразделяется на следующие типы:

1) Гуманитарное.

2) Естественнонаучное.

3) Техническое образование.

4) Художественно-эстетическое.

5) Религиозное образование.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: