Тема 7. Социализация, социальные нормы и контроль

Социальный контроль представляет собой механизм поддержания общественного порядка. Это процесс, посредством которого общество пытается обеспечить конформность в отношении доминирующих в данном обществе ценностей и норм. Это фундамент стабильности в обществе. Его отсутствие или ослабление ведут к аномии, беспорядкам, социальной дезорганизации.

Контроль может быть внешний и внутренний. Внешний контроль - совокупность институтов и механизмов, гарантирующих соблюдение общепринятых норм поведения и законов. Внешний контроль бывает:

неформальный (внутригрупповой) - осуществляется родственниками, друзьями и др., основан на силе общественного мнения;

формальный (институциональный) – его осуществляют социальные институты, призванные поощрять конформизм среди членов общества (суд, армия, образование, производство, правительство).

Методы контроля зависят от применяемых санкций и бывают: жесткие и мягкие, прямые и косвенные (СМИ). В организациях также существует общий и детальный контроль (надзор).

Внутренний контроль (самоконтроль): индивид самостоятельно регулирует свое поведение, согласовывая его с общепринятыми нормами. В процессе социализации нормы усваиваются так прочно, что люди, нарушая их, испытывают чувство неловкости или вины. В таком случае обычно возникает чувство вины, и тогда говорят о муках совести.

Норма социальная - общепринятые правила поведения людей; предъявляемые обществом или социальной группой требования, пожелания и ожидания соответствующего поведения. Нормы различаются масштабом. Одни возникают в малых группах (семье, коллективах и т.п.). Это - “групповые привычки”. Другие нормы возникают в больших группах или в обществе в целом.

Нормы интегрируют людей в единую общность. Нормы выполняют определенные функции в зависимости от того, в каком качестве они себя проявляют, - как стандарты поведения (обязанности, правила) или как ожидания поведения (реакции других людей). Выделяют, поэтому нормы-требования (обязанности одного лица по отношению к другому или другим лицам) и нормы-ожидания (от человека окружающие ждут однозначного поведения в соответствии с нормой).

Таким образом, нормы формируют сеть социальных отношений в группе, обществе; формируют систему социального взаимодействия.

Санкции – средства утверждения социальных норм. Санкции существуют в виде поощрений и наказаний, которые могут быть формальными и неформальными.

Нормы и санкции - элементы социального контроля. В системе социального контроля социальные санкции выполняют ключевую роль. Если у какой-то нормы отсутствует сопровождающая ее санкция, то она перестает регулировать социальное поведение.

Социализация - процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для успешной деятельности в данном обществе.

Поскольку на протяжении жизни нам приходится осваивать не одну, а множество ролей, продвигаясь по возрастной и служебной лестнице, процесс социализации продолжается всю жизнь. Ресоциализацией называется процесс усвоения личностью новых знаний, ролей, навыков вместо прежних.

Выделяют первичную и вторичную социализацию. Первичная социализация осуществляется под влиянием ближайшего окружения человека, ее осуществляют те, кто связан с нами личными отношениями. Вторичная социализация осуществляется под воздействием учреждений и институтов, формального окружения.

Агенты социализации - люди и учреждения, ответственные за обучение культурным нормам и усвоение социальных ролей. Агенты первичной социализации - родителя, родственники, братья и сестры, учителя, друзья и т.п. Агенты вторичной социализации - администрация школы, университета, армия, церковь, СМИ и т.п.

Агенты первичной социализации универсальны, выполняют множество функций; агенты вторичной - одну-две функции.

З. Фрейд выделил психологические механизмы социализации: имитацию, идентификацию, подкрепление, чувство стыда и вины.

Имитация - осознанная попытка ребенка копировать определенную модель поведения (родителей, родственников, друзей). Идентификация - это осознание принадлежности к той или иной общности. Через идентификацию дети принимают поведение окружающих, их нормы, ценности как свои собственные. Подкрепление - поощряя определенное поведение ребенка, наказывая его за нарушение правил, родители внедряют в его сознание систему норм, знание о том, какие из них одобряются, какие - нет. Стыд и вина подавляют или запрещают некоторые образцы поведения.

Воспитание в семье очень влияет на социализацию. Почти 70% "неблагополучных" родителей сами же воспитывались в тех же условиях. Негативные условия: низкий культурный, образовательный, часто и профессиональный уровень, примитивный круг интересов, пьянство, наркотики, семейные скандалы, жестокость в детьми, воспитание детей без родителей, внебрачное рождение ребенка, вовлечение детей родителями в попрошайничество, проституцию, преступную деятельность.

Девиантное поведение (от лат. deviatio - уклонение) - отклоняющиеся от общепризнанных норм социальные действия, поступки людей или социальных групп, приводящие к нарушению этих норм и вызывающие необходимость соответствующего реагирования со стороны социальной группы или общества в целом.

В широком смысле девиантное поведение включает любые отклонения от норм - как в положительную, так и в отрицательную сторону. В узком смысле под девиантным поведением понимается только негативное отклонение от утвержденных норм. Представление о девиантном поведении относительно. В разных странах, в разные эпохи и в разных социальных группах свое представление о девиации. Делинквентное поведение - преступное поведение.

Отклонения могут быть индивидуальные (человек отвергает принятые в его среде нормы) и групповые. В каждом обществе есть отклоняющиеся субкультуры, нормы которых осуждаются доминирующей моралью общества. Отклонения также могут быть первичные и вторичные. Под первичным отклонением понимается отклоняющееся поведение личности, которое в целом соответствует нормам, принятым в обществе. Совершаемое индивидом отклонение незначительно и терпимо и он не классифицируется как девиант. Вторичным отклонением называют отклонение от существующих в группе норм, которое социально определяется как девиантное. Личность при этом воспринимается как девиант.

Социальные отклонения играют в обществе противоречивую роль. С одной стороны, они представляют угрозу стабильности общества. С другой стороны, девиантное поведение является одним из путей адаптации культуры к социальным изменениям. Отклоняющееся от старых норм поведение большого числа индивидов может стать началом создания и распространения новых нормативных образцов.

Неоднозначным является вопрос о причинах девиантного поведения. Причинами культурно одобряемых отклонений (героизм, самопожертвование, гениальность и другие отклонения, связанные с возвеличиванием над другими) считают: выдающиеся личные качества, особые способности, сверхмотивация (повышенное стремление к успеху, славе).

Причинами культурно осуждаемых отклонений также могут стать множество факторов. Поэтому существует целый ряд теорий, по-разному объясняющих возникновение девиантного поведения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: