Тема 9. Общественное мнение

Общественное мнение - состояние массового сознания, заключающее в себе скрытое или явное отношение различных социальных общностей к проблемам, событиям, к деятельности отдельных личностей, организаций, групп и т.п. Это совокупность представлений, мнений, разделяемых большинством членов социальной группы или общества. К общественному мнению можно отнести и “народную мудрость” - пословицы, поговорки, основанные на здравом смысле суждения о жизни.

Активное изучение общественного мнения началось во второй половине XIX века. Однако широкое его изучение началось в 20 веке в связи с демократизацией жизни общества, развитием эмпирической социологии, развитием средств массовой информации.

В развитии методики и техники изучения общественного мнения большую роль сыграла деятельность “Американского института общественного мнения” Дж. Гэллапа, который в 30-х годах ХХ в. стал проводить массовые общенациональные опросы. Гэллапу удалось добиться доверия к результатам исследований, т. к. его прогнозы выборов оказывались точными.

Общественное мнение изучается с помощью опросов, в том числе телефонных, через СМИ, по почте и референдумов. Используются экспресс-опросы, при которых респондентам предлагают ответить на три-четыре вопроса.

Сложность изучения общественного мнения связана с трудностями обеспечить репрезентативность выборки (понятие репрезентативности выборки раскрыто в теме 11). Чтобы получить точную оценку, допустимо отклонение от основных характеристик генеральной совокупности в пределах 5%. Чем больше выборка, тем меньше возможная ошибка. Однако опрос большой выборки требует значительных расходов.

Функции общественного мнения: интегрирующая (объединяет на основе идентичных оценок большие аудитории); регулятивная (оказывает влияние на социальное поведение); экспертная (служит экспертом по различным вопросам).

Социальная коммуникация - процесс взаимодействия между социальными субъектами путем непосредственного общения или обмена информацией с использованием соответствующих средств. Это исторически сложившийся и развивающийся во времени технически опосредованный процесс создания, хранения, распространения, восприятия информации и обмена его между социальным субъектом (коммуникатором) и объектом (коммуникантом).

Когда употребляют термин “массовая коммуникация”, предполагают, что общаются не отдельные люди, а большие социальные группы. Иначе говоря, массовая коммуникация – это, прежде всего, общение больших социальных групп.

Социальная коммуникация выполняет жизнеобеспечивающую роль в обществе. Массовая коммуникация вплетена в ткань современного общества, в его экономику, политику, культуру; охватывает международные, межгрупповые и межличностные отношения.

Канал информации играет здесь особую роль, так как именно опосредованность общения техническими средствами определяет специфические особенности массовой коммуникации как разновидности общения.

Массовая коммуникация выполняет следующие социальные функции:

1. Просвещает, информирует население.

2. Формирует общие взгляды на действительность.

3. Интегрирует общество, обеспечивая связь между различными социальными группами.

4. Служит политической и экономической системе.

5. Выполняет идейно-воспитательную функцию.

6. Является средством социализации членов общества, поддерживая соблюдение норм и традиций.

7. Передает из поколения в поколение ценности культуры; распространяет культурные инновации.

8. Обеспечивает население развлекательной, познавательной информацией.

9. Удовлетворяет некоторые социально-психологические потребности людей: потребность в информации, в реализации социальной активности, в социальной идентификации (принадлежности к группе, сопричастности с ней), в самопознании и самореализации.

Социальная информация - это циркулирующая в обществе совокупность знаний, сведений, данных о социальной жизни. Источником социальной информации является человеческая деятельность: политика, экономика, культура, наука, образование и т.д. Основной канал распространения - средства массовой коммуникации. Социальная информация рождается в массовой аудитории, распространяется по массовым каналам, потребляется массовой аудиторией. Основная проблема - полнота, обоснованность и достоверность социальной информации, так как на ее содержание влияет субъективное восприятие и она подвергается сознательным искажениям.

К системе средств массовой информации обычно относят: прессу, радио, телевидение, рекламу. Понятие СМК можно считать более емким, включая в его содержание также фотографию, моду, дизайн, театр, кинематограф и даже почту, телефон, телеграф. Все перечисленное служит формой и средством связи, способствующей расширению контактов. Общим в них является производство информации, рассчитанной на массовую и специализированную аудиторию.

Ошибочно полагать, что общественное мнение представляет истину. Во-первых, возможности общественного мнения ограничены уровнем развития страны, особенно уровнем и качеством жизни ее населения, развитием его общей и социально-политической культуры. Население должно быть политически, экономически, психологически грамотным, чтобы высказывать верные суждения. Во-вторых, в общественном мнении часто преобладают стереотипы. Социальный стереотип - упрощенный схематизированный образ какого-либо социального объекта. В основе стереотипов часто лежат различные предубеждения, сформировавшиеся без достаточной информации и усвоенные без критического осмысления. В-третьих, общественное мнение легко поддается манипулированию. Манипулирование - целенаправленное воздействие на общественное мнение и социальное поведение людей с целью изменения их сознания, позиций и действий вопреки их интересам.

СМИ не просто сообщают разнообразные сведения, но и активно участвуют в его формировании. Наибольшими возможностями манипулировать сознанием массовой аудитории обладают комментаторы и обозреватели. Особенно сильными манипулятивными возможностями обладает телевидение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: