IV. Анализ обработанной информации

Обычно анализ данных сводится к следующему:

* группировка и классификация;

* вычисление средней арифметической, моды, среднего квадратического отклонения, дисперсии, коэффициентов вариации;

* выявление корреляционных зависимостей.

V. Подготовка отчета по результатам исследования. Заканчивается исследование написанием отчета, где излагаются выводы и даются рекомендации по разрешению проблемной ситуации.

Социологическое исследование начинается с разработки программы и плана анализа обследуемого объекта. Программа - это теоретический документ, в котором излагается логика, контур исследования. Программа строится в зависимости от масштаба и направленности исследования (теоретическое или прикладное исследование).

Программа содержит следующие разделы:

Постановка проблемы.

Цели и задачи исследования.

Объект и предмет исследования.

Интерпретация основных понятий.

Предварительный системный анализ объекта исследования.

Гипотезы.

Операционализация понятий.

Методы исследования.

План исследования.

Постановка проблемы. В данном разделе обосновывается актуальность данной темы, описывается проблемная ситуация.

Цель ориентирует на конечный результат. Цели могут быть теоретические и прикладные. Теоретическая - дать описание или объяснение социальной проблеме (ее возникновение, причины, функционирование и т.п.). Реализация теоретических целей ведет к приращению научного знания. Прикладные цели направлены на разработку практических рекомендаций для разрешение противоречия.

Задачи - отдельные частные шаги исследования, которые способствуют достижению целей. Постановка задач означает в некоторой степени план действий по достижению поставленной цели.

Объектом является носитель противоречия, то, что порождает проблемную ситуацию. Все действующие лица проблемы могут быть выбраны в качестве объекта (совокупность лиц, предприятие, явление). Им может быть социальный процесс, социальные взаимоотношения, содержащие конфликт, противоречие.

Предмет - наиболее существенные характеристики и качества объекта, которые содержат это социальное противоречие, и которые подлежат непосредственному изучению. При этом остальные стороны или особенности объекта остаются как бы вне поля зрения исследователя.

Все понятия, термины в исследовании должны трактоваться одинаково. Для этого их уточняют, уясняют смысл употребляемых терминов. Это истолкование понятий называется интерпретация.

Предварительный системный анализ объекта исследования – это "моделирование" исследуемой проблемы, расчленение ее на элементы, детализация проблемной ситуации. Это позволяет более четко и определенно представлять предмет исследования.

Гипотеза - это вероятностное предположение о причинах явлений, взаимосвязях между изучаемыми социальными явлениями, структуре изучаемой проблемы, возможных подходах к решению социальных проблем.

Сердцевиной любого исследования является проверка гипотез. Исследование должно подтвердить, опровергнуть или откорректировать гипотезу.

Теоретические понятия часто трудно измерить, они не имеют количественных признаков, не операциональны. Операциональным является то понятие, для которого существует стандартная процедура измерения (например, понятия "длина", "масса" операциональны). Исследователю приходится изобретать процедуры измерения свойств. Это процедура называется операционализацией - перевод теоретических показателей в показатели, имеющие числовые значения и доступные измерению. Эмпирической референтой называется наглядный, хорошо измеримый признак изучаемого свойства.

Указывается, какими методами будет собираться информация (опросы, наблюдения, эксперимент, анализ документов). Обосновывается выборка единиц наблюдения.

В плане исследования указываются сроки проведения исследования, исполнители, материальные ресурсы.

Методы исследования - различные способы получения первичных данных о свойствах объекта. Основные методы сбора социологической информации: опрос, наблюдение, анализ документов, эксперимент. В качестве источников получения информации применяют также "активные" методы. Они позволяют создать имитационную модель профессиональной деятельности.

Целесообразно пользоваться несколькими методами параллельно для большей достоверности результатов. Применение каждого из методов предполагает разработку инструментария.

Анализ документов. Любое исследование начинается с анализа материалов, уже имеющихся по данной проблеме. Под документами в социологии понимают любые специально созданные предметы, которые хранят и передают информацию. Существуют различные виды документов:

По способу фиксации информации: письменные тексты (печатные, машинописные, рукописные), иконографические (кино-, видео-, фотодокументы, произведения живописи и т.д.); фонетические (магнитофонные записи, пластинки).

В зависимости от статуса: официальные (отчеты, статистические данные, документы организаций) и неофициальные (анкеты, жалобы, письма).

Первичные (необработанные документы, составленные на базе прямого наблюдения или опроса) и вторичные (обработанные, сделанные на основе данных первичных источников); личные (заявления, анкеты) и безличные (протоколы).

Способы анализа документов: традиционный, классический, качественный анализ (умственные операции по интерпретации информации, содержащейся в документе) и количественный метод - контент-анализ.

Контент-анализ - метод извлечения информации из больших текстовых массивов с помощью выделения и подсчета смысловых единиц. В их качестве могут быть определенные понятия, темы, имена известных людей, события и т.п. Это перевод текстовой информации в количественные показатели. В качестве единиц счета может выступать количество печатных знаков или абзацев текста, число строк, печатная площадь в квадратных сантиметрах.

Разновидностью метода анализа документов является биографический метод, когда с помощью личных документов (писем, дневников, мемуаров) извлекается информация, позволяющая представить себе не только данную личность, но через нее жизнь общества на различных этапах его развития.

Достоинство метода анализа документов: иногда это единственный способ получить информацию; дают возможность оценить уже имеющийся объем знаний.

Hедостатки: данные могут быть неточны (особенно в личных, неофициальных документах); возможна ложная интерпретация (не всегда исследователь может правильно истолковать документ), субъективизм оценок как создателя документа, так и социолога, отсутствие репрезентативности данных.

Под наблюдением в социологии понимают непосредственное целенаправленное восприятие и регистрацию социальных процессов. Типы наблюдений:

В зависимости от положения наблюдателя - включенное (соучаствующее) и невключенное (простое) наблюдение. Включенное - социолог становится членом группы. Hевключенное - наблюдение со стороны. Открытое (группа знает, что за ними наблюдают) и инкогнито (не знают). По степени формализованности выделяют неконтролируемое (нестандартное, бесструктурное) и контролируемое (стандартизированное, структурное) наблюдение. По условиям организации наблюдения - полевые (в естественных условиях) и лабораторные (в экспериментальной ситуации).

Достоинство: иногда это единственно возможный метод (наблюдение за толпой). Hа этапе составления программы наблюдение может дать предварительные данные об объекте.

Hедостатки: субъективное толкование событий исследователем; факт наблюдения при открытом наблюдении может изменить поведение наблюдаемых; сложно или даже невозможно получить информацию об оценках, суждениях, мнениях.

Эксперимент - метод выявления причинно-следственных связей между изучаемыми явлениями посредством внесения целенаправленных изменений в изучаемые объекты. Сопоставляются два или более ряда факторов, или переменных. Исследователи изменяют один фактор (независимую переменную) и изучают, как при этом изменится другая переменная (зависимая).

Различают естественные (полевые) и лабораторные эксперименты.

Достоинства: позволяют выявить причинно-следственные связи.

Hедостатки: сложность и дороговизна организации.

Опросы - незаменимый прием получения информации о субъективном мире людей, их склонностях, мотивах деятельности, мнениях. Он является почти универсальным методом, лучшим источником знания о внутренних побуждениях людей.

Четыре вида опроса: анкетирование (письменный опрос); интервью (устная беседа); социометрический опрос; экспертный опрос. Как отдельный вид можно назвать психологические тесты.

Анкетирование - наиболее распространенный метод сбора информации. Преимущество: можно в короткие сроки собрать информацию о мыслях, чувствах людей, их мнениях, настроениях. Опрашиваемых лиц называют респондентами.

Различают зондажные, или экспресс-опросы, при опросе общественного мнения, которые содержат 3-4 вопроса и несколько пунктов, связанных с социальными и демографическими характеристиками респондентов. Выделяют опрос по почте и опрос на месте; радиотелевизионные опросы и телефонные.

Интервью - проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом. Виды интервью:

1. По содержанию - документальные (о фактах) и интервью мнений (выявление оценок).

2. Интервью в зависимости от жесткости схемы, по которой строится беседа, делится на стандартизированные (формализованные) - заранее подготовленные вопросы, и нестандартизированные (свободные) - вольная беседа.

3. Групповые (редко применяются) и индивидуальные интервью.

Экспертный опрос - интервью с особо компетентными по данной проблеме лицами (экспертами). Этот опрос не анонимен.

Социометрический опрос - метод выявления межличностных отношений в группах, лидеров, степени разобщенности. Метод предназначен для диагностики эмоциональных связей, т.е. взаимных симпатий и антипатий между членами группы, обнаружения неформальных организаций.

Активные методы в социологии: деловые игры (производственные, исследовательские, учебные); ролевые игры и социодрама; организационно-деятельностные (решение региональных проблем); инновационные (решение задач, не имеющих аналогов); рефлексивные (снятие стереотипов); поисково-апробационные (выработка конкретной программы деятельности коллектива).

Обычная структура анкеты:

Введение, где указывается, кто проводит опрос, с какой целью, как будут использованы данные, дается гарантия анонимности, приводится инструкция по заполнению.

Вступительные вопросы. Они должны заинтересовать респондента и помочь ему включиться в работу. Не надо начинать с беспокоящих вопросов, в частности с оценочных; трудных вопросов; с открытых вопросов; с "паспортички". Лучше всего начинать с простых событийных вопросов.

Сложность вопросов постепенно нарастает. После вступительных вопросов ставят сложные событийные, затем - сложные оценочные. Потом спад сложности - снова событийные, в конце - один-два сложных оценочных и “паспортичка” (вопросы о социально-демографических характеристиках респондента). Надо учитывать, что, работая с анкетой, человек постепенно утомляется. Наиболее острые, сложные или интимные вопросы располагают в последней трети анкеты. Открытые вопросы, как более сложные, чем закрытые, следует помещать ближе к середине анкеты.

Вопросы сопровождаются инструкциями, как отвечать: отметить пункты, отвечать в свободной форме, можно выделить несколько пунктов и т.п.

Существуют важные правила формулирования вопросов:

1. Вопрос должен служить целям опроса. Не должно быть лишних вопросов.

2. Каждый вопрос должен быть логически отдельным. Нельзя соединять несколько идей в одной фразе.

3. Вопросы должны соответствовать уровню развития респондентов. Следует избегать узкоспециальных терминов (кроме опроса специалистов).

4. Избегать длинных вопросов и длинных ответов в закрытых вопросах.

5. Чем абстрактнее и непонятнее вопрос и ответ, тем меньше вероятность, что вопрос будет прочтен и меньше вероятность выбора ответа.

6. Вопрос не должен внушать ответ. Он должен формулироваться нейтрально.

7. Должен быть соблюден баланс положительных и отрицательных ответов. Иначе можно внушить респонденту направленность ответа.

8. Обязательно должны быть варианты ответов типа “Не могут сказать”, “Затрудняюсь ответить”, то есть у респондента должна быть возможность уклониться от ответа.

9. Первые ответы выбираются чаще, поэтому на первые места надо ставить ответы наименее предпочтительные для респондента.

10. Следует учитывать эффект “монотонного “да” (галло-эффект) - многократное повторение одной и той же оценки (человек, ответив “да” на один вопрос, потом отвечает “да” и на второй, и на третий и т.д.). Формулировать вопросы и ответы надо так, чтобы не вызвать у респондента монотонность. Для этого используют, в частности, “глушители”.

11. Ответы должны быть на одной стороне, чтобы человек мог охватить взглядом весь перечень ответов.

12. Следует стремиться к тому, чтобы вопросы заинтересовывали, стимулировали к участию в опросе.

13. Следует избегать стереотипных формулировок вопросов и ответов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: