double arrow

Тема 11. Организация и проведение социологического исследования

Социологическое исследование (СИ) – это вид социальных исследований, который рассматривает общество как целостную социокультурную систему и опирается на специальные методы сбора, обработки и анализа первичной социологической информации.

Виды исследований:

Существуют разные основания для классификации СИ. Вид СИ определяет его цель, от которой зависит вся логика его проведения.

По характеру получаемых знаний - теоретические исследования (теоретический анализ явлений, проблемы, обобщение накопленного фактического материала в области социальной жизни) и эмпирические (конкретные) (само накопление, сбор фактического материала в данной области, его первичная обработка). Однако эти типы нельзя противопоставлять, это разные стороны целостного исследования социальных явлений, постоянно дополняющие и взаимообогащающие друг друга.

По целям и задачам СИ бывают фундаментальные и практические (прикладные). Первые направлены на построение и совершенствование теории и методологии, обогащение основ самой социологической науки. Вторые – на выработку рекомендаций по изменению ситуации, решению социальных проблем.

В зависимости от того, сколько раз проводятся СИ делятся на: разовые и повторные. Разовое исследование дает “картину” состояния социального объекта на момент исследования. Повторные проводятся несколько раз по одной методике и позволяют увидеть динамику развития объекта. Разновидность повторного исследования является панельное, когда один и тот же социальный объект изучается по одной программе и методике через определенный интервал с целью установления тенденции его развития.

По познавательным целям и задачам, по широте, глубине получаемых знаний исследования делятся на разведовательные (пилотажные, зондажные), описательные и аналитические. Первые – как правило, довольно упрощенные исследования, часто предшествуют более глубоким исследованиям, позволяя получить предварительную информацию об объекте, проверить и откорректировать инструментарий. Описательные СИ – более основательный тип исследований, проводящийся по полной программе и апробированной методике, позволяющий получить целостное, глубокое представление об объекте. Аналитические СИ предполагают получение наиболее высокого уровня знаний об объекте, так как позволяют не только описать структуру объекта, но и проанализировать причины, определяющие его количественные и качественные характеристики.

По условиям проведения СИ бывают полевые (проводятся в естественных для данного социального объекта условиях) и лабораторные (в искусственных условиях, лабораторных).

По масштабам СИ подразделяются на локальные, региональные, отраслевые, общегосударственные и международные.

По степени охвата генеральной совокупности исследования делятся на сплошные, выборочные и монографические.

Генеральная совокупность - это все множество объектов исследования. При сплошном исследовании изучается вся совокупность единиц обследования. Монографическое исследование предполагает рассмотрение типичных отдельных объектов. Из множества объектов выбирается типичный и детально изучается. При выборочном исследовании отбирается часть единиц из числа генеральной совокупности.

Выборочная совокупность (выборка) - это совокупность единиц, отобранных для исследования, по которой можно судить обо всем объекте. Выборка выступает в качестве микромодели всего объекта исследования. Структура выборки по основным параметрам (критериям) должна соответствовать структуре генеральной совокупности. Репрезентативность выборки - это соответствие структуры выборки структуре генеральной совокупности. Допустимо отклонение в пределах 5%.

Ошибка репрезентативности - различие между характеристиками генеральной и выборочной совокупностями.

Чем больше величина выборки, тем меньше возможная ошибка. Обычная выборка составляет около 10% от генеральной совокупности.

Социологическое исследование состоит из пяти этапов:

I. Подготовка исследования. Подготовка исследования заключается в том, что составляется программа, или проект исследования; устанавливается выборка, т.е. единицы наблюдения; определяются методы сбора информации. Разрабатывается инструментарий. Инструментарием в социологии называют специально разработанные документы: анкеты, бланки интервью, наблюдательный лист и т.п. С их помощью фиксируется информация. Для проверки качества инструментария целесообразно проводить пилотажное (пробное) исследование. Затем приступают к полевому исследованию, т.е. к исследованию на всей выборке.

II. Сбор первичной соц. информации. Первичная информация – это необобщенные сведения, подлежащие обработке.

III. Подготовка собранной информации к обработке и ее обработка. Подготовка заключается в выбраковке и шифровке анкет и ответов. Отбрасываются анкеты, заполненные меньше, чем на 2/3; анкеты с лживыми ответами на вопросы-“ловушки”; анкеты, заполненные недобросовестно, кое-как. Если нужно, анкеты кодируются, ответы шифруются для обработки на ЭВМ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: