Составляющие различий в себестоимости

Раздел 6. Стратегии фирм

Тема 6.1. Стратегии достижения конкурентных преимуществ (базовые стратегии)

Понятие и разновидности базовых стратегий.

Под деловой стратегией (бизнес-стратегией) понимается стратегия развития бизнес-единицы или стратегия деятельности предприятия на определенном товарном рынке. Данная стратегия фокусирует внимание на улучшении конкурентной позиции товаров иль услуг определенной бизнес-единицы. Совокупность бизнес-стратегий предприятия составляет основу его портфельной (корпоративной) стратегии. Конкурентные преимущества позволяют предприятию иметь рентабельность выше средней для фирм данной отрасли или данного рыночного сегмента (что обеспечивается более высокой эффективностью использования ресурсов) и завоевывать прочные позиции на рынке. Считается, что преимущества предприятия обеспечиваются путем предоставления потребителям благ, имеющих для них большую ценность:

- за счет реализации продукции по более низким ценам (а может, и, наоборот, по более высоким — для престижной продукции),

- предложения товаров более высокого качества или с набором услуг.

Существует множество направлений достижения конкурентных преимуществ, или деловых стратегий, но наиболее общими являются:

§ лидерство в издержках (себестоимости продукции);

§ дифференциация продукции;

§ фокусирование (концентрация);

§ ранний выход на рынок (стратегия первопроходца);

§ синергизм.

Поэтому перед выбором одной из общих стратегии предприятие должно определить ряд ограничивающих факторов:

§ ассортиментный набор продуктов, который оно будет производить, а также тип потенциальных покупателей;

§ планируемые каналы распределения продукции;

§ регион, в котором оно будет продавать продукцию, а также ряд смежных отраслей, в которых собирается конкурировать.

Стратегия лидерства в издержках

Стратегия лидерства в издержках направлена на достижение конкурентных преимуществ за счет низких затрат на некоторые важные элементы товара или услуги и соответственно более низкой себестоимости по сравнению с конкурентами. Стремление быть производителем с наименьшими в отрасли издержками представляет собой эффективный способ конкуренции на рынках, где большинство покупателей чувствительны к ценам. Цель заключается в том, чтобы поддерживать преимущества перед конкурентами по затратам и получать больше прибыли. При этом продукция может продаваться по более низким ценам, чтобы «отбить» покупателей у конкурентов, либо по текущим рыночным ценам, но в этом случае фирма имеет возможность направлять больше средств на маркетинг и сбыт. Стратегии лидерства в издержках следуют такие фирмы, как General Electric в производстве бытового оборудования, BiC в производстве шариковых ручек, Ford в производстве тяжелых грузовиков. Лидируют в издержках российские производители компьютерных программ. О других российских отраслях пока трудно что-либо сказать ввиду информационной закрытости предприятий.

Таблица 6.1.

Экономия на масштабе производства Специализация и разделение труда
Экономия за счет обучения Повышение производительности труда
Улучшения в организации производства
Технология производства Уменьшение затрат труда за счет механизации и автоматизации
Эффективное использование сырья
Увеличение точности обработки
Конструкция изделия Облегчение автоматизации
Экономия материальных затрат
Затраты на вход в отрасль Преимущества местоположения
Владение источниками дешевого сырья
Низкие трансакционные издержки
Более низкие издержки за счет соглашений с поставщиками
Низкая цена труда
Организационные факторы Оптимальное соотношение постоянных и переменных издержек
Управленческая культура
Правительственные субсидии

Таблица 6.2.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: