Тема 7.1. Стратегии диверсификации

Раздел 7. Современные формы диверсификации и интеграции

Стратегические проблемы в отраслях, переживающих спад

Перспективы рынка 1. Являются ли темпы спада в отрасли предсказуемыми? 2. Существуют ли в отрасли рыночные ниши, где спрос не уменьшился? 3. Каковы причины спада? Является ли он временным?
Интенсивность конкуренции 4. Есть ли в отрасли доминирующие конкуренты с уникальными активами и сферами деятельности? 5. Многие ли конкуренты не намерены продолжать бизнес? 6. Дифференцированы ли продукты? Существует ли приверженность покупателей к торговой марке? 7. Существует ли ценовое давление?
Позиции фирмы 8. Является ли бизнес прибыльным? Каковы дальнейшие перспективы? 9. Каковы позиции фирмы на рынке и перспектива сохранения и упрочения этой позиции? 10. Имеются ли уникальные конкурентные преимущества для захвата ключевых сегментов рынка? 11. Может ли фирма уменьшить издержки в случае уменьшения объема продаж?
Взаимосвязь с другими видами бизнеса 12. Существует ли синергетический эффект? 13. Может ли фирма поддерживать необходимый для бизнеса денежный поток?
Барьеры выхода из отрасли 14. Какие есть барьеры выхода из отрасли? 15. Может ли фирма управлять инвестиционными альтернативами?

Для анализа можно воспользоваться матрицей (рис. 6.2), в которой представлены основные альтернативные стратегии.

Отраслевое окружение (темпы падения, ниши спроса, ценовое давление) Благоприятное   Лидерство или ниша   «Сбор урожая» или «быстрое избавление»
Неблагоприятное   Ниша или «сбор урожая»   «Быстрое избавление»
  Есть Нет
Конкурентные преимущества

Можно дать такие рекомендации для предприятий отраслей на стадии спада:

§ рассматривать спад как потенциальную возможности для изменения стратегии (сокращение выпуска неперспективной продукции, поиск новых рынков и т. д.);

§ избегать изнурительных войн с конкурентами и не «собирать урожай», не имея для этого определенного потенциала.

В заключение важно оценить состояние зрелости отрасли и вероятные пределы фазы зрелости.

Диверсификация (от лат. diversificatio – изменение, разнообразие) – это распространение хозяйственной деятельности на новые сферы (расширение ассортимента производимых изделий, видов предоставляемых услуг, географической сферы деятельности и т. д.). В узком смысле под диверсификацией понимается проникновение предприятий в отрасли, не имеющие прямой производственной связи или функциональной зависимости от основной их деятельности. В результате диверсификации предприятия превращаются в сложные многоотраслевые комплексы и конгломераты.

Западный опыт свидетельствует, что корпорации, которые занимаются бизнесом в динамичном окружении, должны постоянно расти, чтобы выжить. Существуют две базовые стратегии роста на корпоративном уровне:

§ концентрация в одной отрасли;

§ диверсификация в другие отрасли.

Диверсификация связана с таким преимуществом крупных предприятий, как эффект массового производства однородной продукции. Суть эффекта разнообразия заключается в том, что производство многих видов продукции в рамках одного крупного предприятия выгоднее, чем производство тех же видов продукции на небольших специализированных предприятиях. Однако эта закономерность не имеет универсального характера, хотя она применима для достаточно большого числа производств [10, с. 187]. Следует отметить, что диверсификация деятельности предприятия является формой реализации корпоративной стратегии. Главной коммерческой целью диверсификации является увеличение прибыли за счет использования рыночных шансов и установления конкурентных преимуществ, но реальные пути получения конкурентных преимуществ, а, следовательно, и побудительные мотивы диверсификации различны (рис.7.1).

Рис. 7.1. Мотивы диверсификации.

Значительную экономию дает многоцелевое совместное использование производственных мощностей предприятия. Издержки снижаются благодаря концентрации сбытовой сети (товары и услуги продаются через единую сеть, не обязательно собственную).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: