Основные характеристики структуры управления

Цели и задачи системы управления, принципы построения структуры управления

Лекция № 8

Тема: Экономика управ­ленческих реше­ний энергохозяй­ств.

1. Цели и задачи системы управления, принципы построения структуры управления

2. Основные характеристики структуры управления

3. Управление персоналом предприятия

Наилучшим образом использовать ресурсы предприятия, т.е. вести его к намеченной цели, означает управлять предприятием. Отмечено, что на сегодня не существует идеальной модели управления, т.к. каждое предприятие уникально и имеет свою форму. Поэтому необходимо построение современной системы управления, которая должна быть простой и гибкой. Ее главным критерием является обеспечение эффективности и конкурентоспособности работы предприятия, что особенно важно для малого бизнеса, где без соблюдения этих условий трудно рассчитывать на успех.

Ключевым аспектом организации управления является создание структуры предприятия.

Структура предприятия – упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в устойчивых отношениях, обеспечивающих их функционирование и развитие как единого целого.

Элементы структуры – отдельные работники, службы, звенья аппарата управления.

В рамках структуры протекает управленческий процесс (движение информации и принятие управленческих решений), между участниками которого распределены задачи и функции управления, а, следовательно, права и ответственность за их выполнение.

Организационная структура предприятия – средства достижения поставленных целей и задач. Работа над структурой должна начинаться с целей и стратегии. Структура следует стратегии и определяется ею, т.е. первая меняется тогда, когда меняется вторая.

Таблица 8.1. Требования к структуре управления

Оптимальность Оперативность Экономичность
Число ступеней управления сводится до минимума: чем больше ступеней, тем менее эффективно управление. Управленческие решения необходимо принимать быстро. С учетом этого требования следует распределять права и ответственность. Достигается путем оптимального разделения управленческого труда.

При проектировании структуры управления, необходимо соблюдение следующего правила: вовлекать наименьшее число уровней управления и создавать кротчайшую цепь команд.

Линейная структура управления характеризуется тем, что во главе каждого подразделения стоит руководитель, сосредоточивший в своих руках все функции управления и осуществляющий единоличное руководство подчиненными ему работниками. Его решения, передаваемые по цепочке “сверху вниз”, обязательны для выполнения всеми нижестоящими звеньями. Он, в свою очередь, подчинен вышестоящему руководителю.

Функциональная структура управления предполагает специализацию выполнения отдельных функций управления. Для их выполнения используют отдельные подразделения (либо функциональных исполнителей). Данная структура базируется на горизонтальном разделении управленческого труда. Указания функционального органа в пределах его компетенции обязательны для производственных подразделений.

Линейно-функциональная структура управления позволяет в значительной степени устранить недостатки как линейного, так и функционального управления. При этой структуре назначение функциональных служб – подготовка данных для линейных руководителей в целях принятия компетентных решений или возникших производственных и управленческих задач.

Дивизиональная (отделенческая) структура управления - наиболее распространенная форма организации управления современной промышленной фирмы, суть которой состоит в том, что самостоятельные подразделения практически полностью отвечают за разработку, производство и сбыт однородной продукции (дивизионально-продуктовая форма) или самостоятельные отделения полностью отвечают за хозяйственный результаты на определенных региональных рынках (дивизионально-региональная форма).

Линейная, функциональная, линейно-функциональная и дивизиональная структуры относятся к категории бюрократических, и они относительно стабильны во времени.

Адаптивные структуры управления – это более гибкие организационные структуры (начинают развиваться в 60-х годах XX века), которые приспособлены к быстрой смене внешних условий и появлению новых наукоемких технологий. Они быстро модифицируются в соответствии с изменениями окружающей среды и потребностям самой организации. Их называют органическими структурами, так как они имеют возможность адаптироваться в окружающей среде подобно живым организмам.

2 основных типа адаптивных структур – матричная и проектная.

Проектная структура управления – предполагает создание временных органов управления для решения конкретной задачи. Смысл проектной структуры состоит в том, чтоб собрать в одну команду самых квалифицированных сотрудников организации для осуществления сложного проекта. После завершения проекта команда распускается.

Матричная структура управления – члены проектной группы подчиняются как руководителю проекта, так и руководителям тех функциональных отделов, в которых они работают постоянно. Руководитель проекта обладает так называемыми проектными полномочиями, которые варьируются от почти всеобъемлющей линейной власти над всеми деталями проекта до “штабных” полномочий. Выбор конкретного варианта определяется тем, какие права делегирует руководителю проекта высшее руководство фирмы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: