Основания и порядок прекращения деятельности субъектов хозяйствования

НПА

НПА

3. Гражданский кодекс РБ.

2. Положение о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденное Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 г. №1.

1. Имущество субъектов хозяйственной деятельности – совокупность материальных и нематериальных благ, необходимых для достижения целей деятельности субъекта, и находящихся в его собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении.

В составе имущества выделяют материальные и нематериальные блага.

Материальные:

- здания;

- сооружения;

- земельные участки;

- сырье;

- полуфабрикаты;

- готовая продукция;

- денежные средства;

- имущественные права.

Нематериальные:

- исключительные права на результаты творческой деятельности (патентные, авторские права);

- исключительные права в отношении средств индивидуализации субъекта предпринимательской деятельности и его продукции, работ, услуг (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания);

- права, вытекающие из специального разрешения (лицензии).

Имущество субъектов неоднородно по своему составу. Существует множество экономических и юридических его классификаций. Например, в гражданском праве имущество делят на движимое и недвижимое; не ограниченное в обороте, ограниченное в обороте и изъятое из оборота и т.д. Экономическая наука традиционно выделяет средства производства и предметы потребления. В общем же проведение классификации имущества зависит от конкретных целей.

Основой формирования имущества субъектов хозяйствования могут являться активы, принадлежащие как государству, так и частным лицам.

В состав таких источников входят:

- денежные и материальные взносы учредителей;

- доходы, полученные от реализации продукции, работ, услуг, от других видов хозяйственной деятельности;

- доходы от ценных бумаг;

- кредиты банков и других кредиторов;

- субсидии, дотации из бюджетов;

- безвозмездные или благотворительные взносы, пожертвования;

- иные источники, не запрещенные законодательством Республики Беларусь.

2. Среди фондов предприятия, необходимо выделить уставный фонд – совокупность вкладов в денежном выражении учредителей (участников) в имущество при создании коммерческого предприятия для обеспечения его деятельности и гарантий прав кредиторов в размерах, определенных учредительными документами в соответствии с требованиями законодательства.

Коммерческие организации самостоятельно определяют размеры уставных фондов, за исключением:

- коммерческих организаций с иностранными инвестициями, для которых размеры устанавливаются Инвестиционным кодексом Республики Беларусь;

- акционерных обществ, минимальный уставный фонд для которых установлен в размере: 100 базовых величин – для закрытых акционерных обществ и 400 базовых величин – для открытых акционерных обществ;

- банков, небанковских кредитно-финансовых организаций, страховых организаций, государственных объединений, открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации государственной собственности, для которых размеры уставных фондов определяются в соответствии с Положением о государственной регистрации, с учетом особенностей, установленных законодательством для соответствующих субъектов хозяйствования (глава 2 Положения о государственной регистрации).

Вкладом в уставный фонд могут быть вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, а также имущественные права.

Оценка стоимости неденежного вклада в уставный фонд подлежит экспертизе достоверности такой оценки в установленных законодательством случаях.

В уставный фонд коммерческой организации не может быть внесено имущество, если право на отчуждение этого имущества ограничено:

- собственником (например, внесено в другой уставный фонд);

- законодательством (арестовано);

- договором (например, находится в залоге).

Законодательными актами могут быть установлены и иные ограничения в отношении имущества, вносимого в качестве вклада в уставный фонд коммерческой организации.

Если по окончании второго и каждого последующего финансового года стоимость чистых активов коммерческой организации окажется менее уставного фонда, такая организация обязана в установленном порядке уменьшить свой уставный фонд до размера, не превышающего стоимости ее чистых активов. В случае уменьшения стоимости чистых активов коммерческой организации, для которой законодательством установлен минимальный размер уставного фонда, по результатам второго и каждого последующего финансового года ниже минимального размера уставного фонда такая организация подлежит ликвидации в установленном порядке (п. 3 ст. 471 ГК РБ).

Тема 4. Правовой режим имущества субъектов хозяйственной деятельности.

Занятие 2. Правомочия субъектов в отношении их имущества.

1. Виды правомочий субъектов в отношении их имущества.

2. Право хозяйственного ведения как одно из основных правомочий.

3. Понятие и сущность права оперативного управления.

4. Гражданский кодекс РБ.

2. Закон Республики Беларусь от 12 декабря 1990 г. № 460-XІІ «Об аренде» с изменениями и дополнениями, внесенными Законом РБ от 1 декабря 2009 г. № 114-З.

1. Объем и содержание прав субъектов хозяйствования в отношении используемого имущества зависит, прежде всего, от юридического титула, на основании которого имущество принадлежит конкретному субъекту.

Таким титулом может быть:

- право собственности;

- право хозяйственного ведения;

- право оперативного управления.

Для ведения предпринимательской деятельности имущество также может передаваться предприятию на основе договора аренды. Основным документом, регламентирующим отношения арендодателя с арендатором, является договор аренды (ст. 7 Закона об аренде).

По договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование (ст. 577 ГК РБ). Предметом договора могут быть вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (непотребляемые вещи). В том числе:

- движимое имущество.

- земельные участки;

- предприятия;

- здания и сооружения;

- оборудование;

- транспортные средства.

Законодательством может быть установлены виды имущества, сдача которого в аренду не допускается или ограничивается. Это имущество, изъятое из оборота или ограниченное в обороте.

Основу имущества субъектов хозяйствования составляет право собственности. Содержание собственности определено в ст. 210 ГК РБ.

Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом (п.1 ст. 210 ГК).

Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие законодательству, общественной пользе и безопасности, не наносящие вреда окружающей среде, историко-культурным ценностям и не ущемляющие прав и защищаемых законом интересов других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, а также распоряжаться им иным образом (ч. 1 п. 2 ст. 210 ГК).

Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законодательством, осуществляется их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает права и защищаемые законом интересы других лиц (п.3 ст. 210 ГК).

Право хозяйственного ведения и право оперативного управления являются ограниченными (производными) вещными правами.

2. Право хозяйственного ведения - производное от права собственности вещное право, состоящее в возможности владения, пользования и распоряжения имуществом, совершении в отношении него любых действий, не противоречащих закону.

Субъектами (то есть использующими имущество) права хозяйственного ведения являются коммерческие организации в виде государственных или частных унитарных предприятий, государственные объединения.

Собственниками имущества могут быть Республика Беларусь, административно-территориальные единицы РБ, юридические и физические лица.

Собственник имущества:

- решает вопросы создания, реорганизации и ликвидации предприятия;

- определяет предмет и цели деятельности предприятия, объем правомочий по распоряжению имуществом;

- назначает руководителя;

- осуществляет контроль за использованием имущества и его сохранностью;

- имеет право на получение части прибыли от деятельности предприятия.

П. 3 ст. 276 ГК: Юридические лица не вправе продавать принадлежащее им на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, в залог, вносить в качестве вклада в уставный фонд или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника.

Остальным имуществом, принадлежащим юридическим лицам на праве хозяйственного ведения, они распоряжаются самостоятельно, за исключением случаев, установленных законодательством и собственником имущества (п. 3 ст. 276 ГК).

Собственник не отвечает по долгам предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, а предприятие не отвечает по обязательствам собственника, за исключением случаев предусмотренных в законодательстве либо учредительных документах юридического лица.

Если экономическая несостоятельность (банкротство) юридического лица вызвана указаниями собственника, то на него, при недостаточности имущества юридического лица, возлагается субсидиарная ответственность по его обязательствам (ч.2 п.3 ст. 52 ГК РБ).

3. Право оперативного управления - производное от права собственности вещное право, закрепленное за казенным предприятием, учреждением, государственным объединением, финансируемым за счет средств собственника, в соответствии с законом, целями деятельности и заданием собственника.

Субъектами права оперативного управления являются казенные предприятия, учреждения, государственные объединения.

Собственниками имущества могут быть:

- казенного предприятия, государственного объединения - Республика Беларусь;

- учреждения - Республика Беларусь, административно-территориальные единицы, юридические и физические лица (ст.114 ГК Республики Беларусь).

Собственник закрепленного за казенным предприятием, учреждением, государственным объединением имущества, имеет право:

- устанавливать предприятию задания по владению, пользованию и распоряжению имуществом;

- изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению;

- назначать руководителя предприятия;

- определять порядок распределения доходов казенного предприятия;

- предоставить учреждению право осуществлять приносящую доходы деятельность.

Предприятие, основанное на праве оперативного управления не вправе распоряжаться имуществом без согласия собственника.

Казенное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, учреждение – только находящимися в его распоряжении денежными средствами. Государственное объединение отвечает по своим обязательствам в порядке, определяемом законодательными актами.

Республика Беларусь несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества (п. 5 ст. 115 ГК РБ). При недостаточности денежных средств учреждения субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества (п. 2 ст. 120 ГК РБ).

Собственник имущества государственного объединения не отвечает по обязательствам государственного объединения, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами (п.5 ст. 1231 ГК РБ).

НПА

1.ГК РБ.

2.Положение о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденное Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 г. №1.

В отличие от реорганизации юридического лица его ликвидация влечет прекращение его деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, если иное не предусмотрено законодательными актами (п.1 ст.57 ГК).

Ликвидация юридического лица может быть добровольной и принудительной.

Добровольная ликвидация производится по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. Примерный перечень оснований, при наличии одного из которых принимается решение о добровольной ликвидации юридического лица:- истечение срока, на который создано юридическое лицо;

-достижение цели, ради которой оно создано;

- признание судом недействительной регистрации юридического лица в связи с допущенными при его создании нарушениями законодательства, которые носят неустранимый характер.

Принудительная ликвидация юридического лица допускается по решению суда или регистрирующего органа, в случаях, предусмотренных законодательными актами.

Основания принудительной ликвидации:

-непринятие решения о ликвидации в соответствии с обстоятельствами для добровольной ликвидации;

-осуществление деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо деятельности, запрещенной законодательством, либо при систематическом осуществлении деятельности, противоречащей уставным целям юридического лица;

- в иных случаях, предусмотренных законодательством.

Государственными органами, имеющими право предявлять требования о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования являются:

-органы Комитета государственного контроля, -прокуратуры, внутренних дел, Министерства юстиции, Министерства статистики и анализа, Комитета государственной безопасности, Государственного налогового комитета и Государственного комитета финансовых расследований.

Процесс ликвидации состоит из следующих стадий:

1.Выявление кредиторов ликвидируемого юридического лица.

2.Составление промежуточного ликвидационного баланса.

3.Продажа имущества ликвидируемого юридического лица.

4.Выплата денежных сумм кредиторам. (п.3 ст.60 ГК).

5.Составление ликвидационного баланса. Ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица.

Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо – прекратившим существование после внесения об этом записи в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Решение регистрирующего органа о ликвидации субъекта хозяйствования может быть обжаловано в хозяйственный суд.

Тема 5. Правовое регулирование экономической несостоятельности (банкротства) субъектов хозяйствования.

Занятие 1. Понятие, признаки экономической несостоятельности (банкротства).

1. Понятие и признаки экономической несостоятельности (банкротства).

2. Субъекты правоотношений, связанных с банкротством.

4. Порядок подачи заявления о банкротстве.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: