НПА
НПА
5. Гражданский кодекс РБ.
6. Закон РБ от 18 июля 2000 г. №423-З «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» с изменениями и дополнениями, внесенными Законом РБ от 31 декабря 2009 г. №114-З;
7. Хозяйственный процессуальный кодекс РБ от 15 декабря 1998 г. №219-З с изменениями и дополнениями, внесенными Законом РБ от 3 июля 2011 г. № 285-З;
8. Указ Президента РБ от 12 ноября 2003г. № 508 «О некоторых вопросах экономической несостоятельности (банкротства)» с изменениями и дополнениями, внесенными Указом Президента Республики Беларусь от 06.04.2009 г. № 178.
1. Правовой институт экономической несостоятельности (банкротства) субъектов хозяйствования в условиях рыночных отношений обеспечивает возможность оградить эффективно действующих на рынке субъектов хозяйствования от субъектов, осуществляющих деятельность убыточно и нерентабельно, которые, заключая хозяйственные договора, впоследствии не в состоянии исполнить принятые на себя обязательства. Чтобы обезопасить субъектов от таких должников возникла необходимость официального признания этих хозяйствующих субъектов «несостоятельными» и, при необходимости, впоследствии полностью ликвидировать их.
Согласно ГК, экономически несостоятельными (банкротами) могут быть признаны гражданин, являющийся индивидуальным предпринимателем либо юридическое лицо.
Согласно Закона РБ «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» экономическая несостоятельность (банкротство) – это признанная хозяйственным судом или правомерно объявленная должником неплатежеспособность должника, имеющая или приобретающая устойчивый характер. Указ Президента разделяет понятия «экономическая несостоятельность» и «банкротство».
Банкротство – неплатежеспособность, имеющая или приобретающая устойчивый характер, признанная решением хозяйственного суда о банкротстве с ликвидацией должника – юридического лица, прекращением деятельности должника – индивидуального предпринимателя (решение об открытии ликвидационного производства).
Экономическая несостоятельность – неплатежеспособность, имеющая или приобретающая устойчивый характер, признанная решением хозяйственного суда об экономической несостоятельности с санацией должника (решение о санации).
Из определения можно выделить существенные признаки экономической несостоятельности (банкротства):
· неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредитора по денежным обязательствам (уплатить кредитору денежную сумму по договору и в иных случаях предусмотренных гражданским законодательством), а также обязательствам, вытекающим из трудовых и связанных с ними отношений (выплатить заработную плату, авторские вознаграждения и др.);
· неспособность должника исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (налогов, сборов, пошлин, иных платежей в бюджет соответствующего уровня и государственные внебюджетные фонды, в том числе, экономических (финансовых) санкций, примененных к должнику.
Принципы проведения процедур банкротства:
1) четкое определение сторон и других лиц, участвующих в деле о банкротстве;
2) подробная регламентация всех процессуальных действий;
3) приоритетное проведение досудебного оздоровления;
4) проведение санации;
5) гласность процесса;
6) приоритет мирового соглашения на любой стадии производства;
7) наличие института управляющих на любой стадии производства;
8) предоставление гарантий со стороны государства по социальной защите трудовых прав работников.
2. Основными субъектами процедур банкротства являются должник и кредитор (кредиторы).
В соответствии со ст. 1 Закона РБ «Об экономической несостоятельности (банкротстве)», должником может быть индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, за исключением казенного предприятия, а также некоммерческой организацией, действующей в формах потребительского кооператива, благотворительного или иного фонда. Таким образом, банкротами могут быть признаны практически все субъекты хозяйствования.
Участвующие в процессе производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) в качестве потерпевшего называются кредиторы, то есть лица, имеющие право требовать от должника денежного удовлетворения.
Кредиторов можно разделить на 3 группы:
1.кредиторы по обязательным платежам в бюджет и в государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды (напр., налоговые органы);
2.кредиторы по гражданско-правовым обязательствам (контрагенты по договорам);
3.кредиторы по трудовым обязательствам (напр., по заключенному трудовому контракту).
Действующим законом предусматриваются специфические виды субъектов:
· антикризисный управляющий;
· временный управляющий;
· конкурсные кредиторы;
· собрание кредиторов;
· комитет кредиторов.
Антикризисным управляющим может быть физическое или юридическое лицо, осуществляющее свою деятельность на основе полученной лицензии, назначенное хозяйственным судом, в обязанности которого входит проведение некоторых процедур банкротства. В числе его задач: восстановление платежеспособности должника; урегулирование взаимоотношений между должником и кредитором и др.
Временным управляющим является физическое или юридическое лицо, назначенное хозяйственным судом для проверки наличия оснований для возбуждения конкурсного производства и осуществления мер по обеспечению сохранности имущества должника, т.е. его деятельность связана с защитным периодом.
Конкурсные кредиторы – кредиторы по платежным обязательствам, за исключением:
· граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда их жизни и здоровью;
· учредителей (участников) должника – юридического лица, перед которыми должник несет ответственность по обязательствам, вытекающим из такого участия, или представитель работников должника – по обязательствам, вытекающим из трудовых и связанных с ними отношений.
Собрание кредиторов - состоит из конкурсных кредитов, в обязанности которого входит рассмотрение наиболее существенных вопросов, связанных с должником.
Комитет кредиторов – постоянно действующий полномочный орган, избираемый собранием кредиторов, осуществляющий контроль за деятельностью управляющего.
В процессе производства по делу о банкротстве (экономической несостоятельности) участвуют и другие субъекты:
· налоговые и иные уполномоченные органы;
· исполком по месту нахождения должника;
· орган государственного управления по делам о банкротстве;
· прокурор в установленных случаях;
· собственник имущества должника;
· учредители (участники) должника и их представители;
· представитель работников должника.
3. Дела об экономической несостоятельности (банкротстве) являются одним из видов для особого производства, подведомственных хозяйственному суду.
Правом на подачу заявления в хозяйственный суд обладают:
· сам должник;
· кредитор;
· прокурор;
· налоговые и иные уполномоченные органы;
· юридические и физические лица в порядке, установленном законодательством.
Должник вправе подать заявление о своем банкротстве в суд при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что он будет не в состоянии в установленный срок исполнить платежные обязательства.
Должник обязан в срок, не превышающий 10 дней со дня подачи заявления или получения соответствующего извещения оповестить свой трудовой коллектив.
Заявление оформляется по форме, установленной законодательством.
К заявлению прилагаются:
· документы, подтверждающие наличие задолженности, а также неспособность должника удовлетворить требования кредиторов в полном объеме;
· список кредиторов и должников заявителя с расшифровкой кредиторской и дебиторской задолженностей, указанием их почтовых адресов и банковских реквизитов;
· бухгалтерский баланс на последнюю отчетную дату или заменяющие его документы, документы о составе и стоимости имущества должника – индивидуального предпринимателя или их копии, заверенные в нотариальном порядке;
· решение учредителей (участников) должника – юридического лица или собственника имущества должника – унитарного предприятия о подаче в хозяйственный суд заявления должника или его копия, заверенная в нотариальном порядке, за исключением случаев, когда в соответствии с настоящим Законом подача заявления должника является обязательной;
· протокол собрания работников должника или его копия, заверенная в нотариальном порядке, на котором избран представитель работников должника для участия в судебном процессе по делу о банкротстве, если указанное собрание проведено до подачи заявления должника.
Вопрос о принятии заявления об экономической несостоятельности решается судом не позднее 30 дней со дня поступления заявления.
В обязательном порядке руководители предприятий, собственники имущества унитарных предприятий, учредители (участники) юридического лица, индивидуальный предприниматель, местные исполнительные распорядительные органы до подачи заявления в суд обязаны принять меры по обеспечению стабильной и эффективной хозяйственной деятельности субъектов, а также восстановлению их платежеспособности.
В число таких мер могут входить:
1. анализ финансового состояния субъектов;
2. работа с кредиторами, в том числе, изменение договоров в сторону увеличения срока оплаты;
3. выдача дотаций, ссуд, субсидий, кредитов;
4. реорганизация юридического лица
5. изменение осуществляемых видов деятельности;
6. другие, предусмотренные законодательством меры.
Тема 5. Правовое регулирование экономической несостоятельности (банкротства) субъектов хозяйствования.
Занятие 2. Процедуры банкротства.
1. Процедуры банкротства. Защитный период.
2. Конкурсное производство.
3. Ликвидационное производство.
4. Мировое соглашение.
9. Гражданский кодекс РБ.
10. Закон РБ от 18 июля 2000 г. №423-З «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» с изменениями и дополнениями, внесенными Законом РБ от 31 декабря 2009 г. №114-З;
11. Хозяйственный процессуальный кодекс РБ от 15 декабря 1998 г. №219-З с изменениями и дополнениями, внесенными Законом РБ от 3 июля 2011 г. № 285-З;
12. Указ Президента РБ от 12 ноября 2003г. № 508 «О некоторых вопросах экономической несостоятельности (банкротства)» с изменениями и дополнениями, внесенными Указом Президента Республики Беларусь от 06.04.2009 г. № 178.
1. Установив наличие предпосылок для признания права на подачу заявления о банкротстве и соответствующих оснований, суд возбуждает производство по делу о банкротстве. Дальнейшие процессуальные действия осуществляются в следующей последовательности, установленной Законом РБ «Об экономической несостоятельности (банкротстве)»:
- при рассмотрении дела о банкротстве юридического лица:
· защитный период;
· конкурсное производство;
· мировое соглашение (если такое заключается);
- при рассмотрении дела о банкротстве индивидуального предпринимателя особенностью является отсутствие защитного периода.
С момента принятия заявления о банкротстве судом устанавливается защитный период и назначается временный управляющий.
Собственник имущества должника и уполномоченный им орган в этот период ограничиваются в правах по распоряжению имуществом предприятия, а руководитель ограничивается в праве управления делами предприятия. Эти полномочия переходят к управляющему.
Защитный период представляет собой стадию проверки хозяйственным судом наличия оснований для возбуждения конкурсного производства по делу о банкротстве, продолжительность его не может превышать 3 месяцев.
В течение защитного периода временный управляющий обязан:
1. принимать меры по обеспечению сохранности имущества должника;
2. устанавливать кредиторов должника и определять размеры их требований;
3. проводить анализ платежеспособности должника;
4. оказывать содействие в организации хозяйственной деятельности должника, заключении мирового соглашения;
5. определять наличие признаков ложного или преднамеренного банкротства;
6. выполнять требования хозяйственного суда и представлять по окончании защитного периода в хозяйственный суд отчет о своей деятельности и анализ финансового состоянии должника.
Под ложным банкротством понимается обращение должника в хозяйственный суд при наличии у него возможности удовлетворить требования кредиторов в полном объеме. Если эти действия будут квалифицироваться как ложное банкротство, то он должен будет возместить кредиторам ущерб, причиненный подачей заявления в суд.
Под преднамеренным банкротством понимает банкротство должника по вине его учредителей (участников), собственника имущества или иных лиц, в том числе руководителя должника, имеющих право давать обязательные для должника указания. Последствием в данном случае является возложение на этих лиц, при недостаточности имущества должника, субсидиарной (дополнительной) ответственности по его обязательствам.
2. На основании проведенного анализа финансового состояния должника и представленного отчета временного управляющего, при наличии оснований, установленных законодательством, хозяйственный суд выносит определение о возбуждении конкурсного производства, освобождает временного управляющего от обязанностей и назначает управляющего либо прекращает производство по делу о банкротстве должника.
Конкурсное производство представляет собой процедуру, применяемую к должнику, признанному банкротом, осуществляемую в целях удовлетворения требований кредиторов в установленной очередности, защиты прав должника, а также кредиторов и иных субъектов процедуры банкротства в процессе санации, а при невозможности проведения санации, в процессе ликвидационного производства. Общий срок конкурсного производства при проведении ликвидации составляет 16 месяцев, а при проведении санации 22 месяца.
Конкурсное производство состоит из санации (как правило) и ликвидационного производства.
Санация – процедура банкротства, направленная на удовлетворение требований кредиторов и восстановление платежеспособности должника путем оказания ему финансовой помощи.
План санации разрабатывается с участием собрания кредиторов и утверждается судом.
Для восстановления платежеспособности должника законодательством предусматриваются следующие способы:
· исполнение обязательств должника собственником имущества должника;
· продажа части имущества должника;
· перепрофилирование производства;
· закрытия нерентабельных производств;
· предоставление должнику в установленном порядке дотаций и субсидий;
· продажа предприятия должника;
· иные способы.
По итогам проведенной санации управляющий подает в хозяйственный суд отчет и одновременно выносит одно из следующих предложений на собрание кредиторов:
1. о прекращении санации в связи с восстановлением платежеспособности должника;
2. о заключении мирового соглашения;
3. о продлении установленного срока санации;
4. о прекращении санации и заявлении в хозяйственный суд ходатайства об открытии ликвидационного производства.
3. Процедуру ликвидационного производства можно подразделить на 2 этапа: первый включает формирование имущества банкрота, продажу этого имущества, выявление требований оставшихся кредиторов, второй – состоит из раздела имущества банкрота между кредиторами.
Имущество банкрота учитывается на балансе предприятия. Продажа имущества должника осуществляется на открытых торгах, если не установлен иной порядок продажи. Имущество должника не проданное на первых торгах выставляется на последующие торги.
Заключительной стадией ликвидационного процесса является раздел имущества банкрота между его кредиторами.
Вне очереди покрываются судебные расходы и расходы, связанные с выплатой вознаграждения управляющему, производятся текущие выплаты за коммунальные, эксплуатационные услуги. Требования кредиторов по денежным обязательствам должника, возникшим в процессе конкурсного производства, удовлетворяются в следующей очерёдности, установленной ст. 60 ГК РБ:
1) требования физических лиц, перед которыми должник несёт ответственность за причинение вреда их жизни или здоровью, путём капитализации соответствующих платежей;
2) расчёты по выплате выходных пособий и оплате труда работников предприятия, работающим по трудовому контракту и по выплате вознаграждений по авторским договорам;
3) требования по обязательным платежам;
4) требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника;
5) расчеты с другими кредиторами.
Требования кредиторов каждой следующей очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований кредиторов предыдущей очереди. При недостаточности денежных средств должника эти средства распределяются между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению. Требования кредиторов, не удовлетворённые по причине недостаточности имущества должника, признаются погашенными. Не поданные в установленный срок требования кредиторов, так же считаются погашенными.
После завершения расчетов с кредиторами управляющий обязан предоставить в хозяйственный суд отчёт по итогам ликвидационного производства. После рассмотрения хозяйственным судом отчета и признания его обоснованным, суд выносит определение о завершении ликвидационного производства. Управляющий в течении 10 дней со дня вынесения судом решения, должен представить сведения о завершении ликвидационного производства в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, для внесения записи в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
4. Под мировым соглашением Закон РБ «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» понимает соглашение между должником и кредиторами об уплате долгов, которым предусматривается освобождение должника от долгов, уменьшение долгов, или рассрочка их уплаты, а также срок уплаты долгов.
Мировое соглашение может быть заключено с момента возбуждения хозяйственным судом производства по делу о банкротстве на любой стадии после погашения задолженности по требованиям кредиторов первой и второй очереди.
Решение о заключении мирового соглашения от имени кредиторов принимается собранием кредиторов, со стороны должника принимается должником (его представителем).
Мировое соглашение заключается в письменной форме и должно содержать сведения о размерах, порядке и сроках исполнения обязательств должника или о прекращении обязательств должника путём предоставления отступного.
От имени должника мировое соглашение подписывается принявшим решение о его заключении, от имени кредиторов – лицом, уполномоченным собранием кредиторов.
Если в мировом соглашении участвуют третьи лица, мировое соглашение с их стороны подписывается ими (их представителями).
Мировое соглашение подлежит утверждению хозяйственным судом. В случае его утверждения хозяйственный суд выносит определение о прекращении производства по делу о банкротстве, в котором указывает об утверждении им мирового соглашения.
Мировое соглашение вступает в силу со дня его утверждения хозяйственным судом и является обязательным для должника, конкурсных кредиторов и третьих лиц, участвующих в мировом соглашении. При этом хозяйственный суд прекращает в соответствии со ст. 47 Закона РБ «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» производство по делу о банкротстве.
Односторонний отказ от выполнения вступившего в силу мирового соглашения не допускается.
Утверждение хозяйственным судом мирового соглашения в процессе защитного периода либо конкурсного производства является основанием для прекращения производства по делу о банкротстве.
Понятие полного и коммандитного товарищества. Их правовой статус.
НПА
1.ГК РБ.
Полным признается товарищество, участники которого (полные товарищи) в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и солидарно друг с другом несут субсидиарную ответственность своим имуществом по обязательствам товарищества.
Коммандитным товариществом признается товарищество, в котором наряду с участниками, осуществляющими от имени товарищества предпринимательскую деятельность и отвечающими по обязательствам товарищества всем своим имуществом (полными товарищами), имеется один или несколько участников (вкладчиков, коммандитов), которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов и не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности.
Правовое положение участников:
Положение полных товарищей, участвующих в коммандитном товариществе, и их ответственность по обязательствам товарищества определяются законодательством об участниках полного товарищества.
Лицо может быть участником только одного полного товарищества или полным товарищем только в одном коммандитном товариществе.
Участник полного товарищества не может быть полным товарищем в коммандитном товариществе. Полный товарищ в коммандитном товариществе не может быть участником полного товарищества.
Учредительный документ:
Полное и коммандитное товарищество создается и действует на основании учредительного договора. Учредительный договор подписывается всеми его участниками (полными товарищами).
Управление деятельностью:
В полном товариществе осуществляется по общему согласию всех участников. Учредительным договором товарищества могут быть предусмотрены случаи, когда решение принимается большинством голосов участников. Каждый участник полного товарищества имеет один голос, если учредительным договором не предусмотрен иной порядок определения количества голосов его участников.
Управление деятельностью коммандитного товарищества осуществляется полными товарищами. Порядок управления и ведения дел такого товарищества его полными товарищами устанавливается ими в соответствии с законодательством о полном товариществе. Вкладчики не вправе участвовать в управлении делами коммандитного товарищества. Они могут выступать от его имени не иначе как по доверенности. Они не вправе оспаривать действия полных товарищей по управлению и ведению дел товарищества.
Распределение прибыли и убытков:
Прибыль и убытки полного товарищества распределяются между его участниками пропорционально их долям в уставном фонде, если иное не предусмотрено учредительным договором. Не допускается соглашение об устранении кого-либо из участников товарищества от участия в прибыли или убытках.
Вкладчик коммандитного товарищества имеет право получать часть прибыли товарищества, причитающуюся на его долю в уставном фонде, в порядке, предусмотренном учредительным договором.
Ответственность:
Участники полного товарищества солидарно между собой несут субсидиарную ответственность своим имуществом по обязательствам товарищества.
Вкладчики несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов.
Тема 5.1 Правовое регулирование экономической несостоятельности (банкротства).
План:
1. Понятие и признаки экономической несостоятельности (банкротства).
2. Субъекты правоотношений, связанных с банкротством.
3. подача заявления о банкротстве.
НПА:
1. ГК РБ;
2. Закон РБ от 2000 г. «Об экономической несостоятельности (банкротства)»;
3. ХПК РБ;
4. Указ Президента РБ от 2003 г. «О некоторых вопросах экономической несостоятельности (банкротства)».
1. Правовой институт экономической несостоятельности (банкротства) субъектов хозяйствования в условиях рыночных отношений обеспечивает возможность оградить эффективно действующих на рынке субъектов хозяйствования от субъектов, осуществляющих деятельность убыточно и нерентабельно, которые, заключая договора в последствии не в состоянии исполнить принятые на себя обязательства. Чтобы обезопасить субъектов от таких должников необходимость официального признания этих хозяйствующих субъектов «несостоятельными» и, возможно, в последствии, полностью ликвидировать их.
Согласно ГК, экономически несостоятельными (банкротами) могут быть признаны гражданин, являющийся индивидуальным предпринимателем либо юридическое лицо.
Согласно ст. 1 Закона РБ «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» экономическая несостоятельность (банкротство) – это признанная хозяйственным судом или правомерно объявленная должником неплатежеспособность должника, имеющая или приобретающая устойчивый характер.
Из определения можно выделить существенные признаки экономической несостоятельности (банкротства):
· неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредитора по денежным обязательствам, а также обязательствам, вытекающим из трудовых и связанных с ними отношений (уплатить кредитору денежную сумму по договору и в иных случаях предусмотренных гражданским законодательством);
· неспособность должника исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (налогов, сборов. пошлин, иных платежей в бюджет соответствующего уровня и государственные внебюджетные фонды, в том числе экономических (финансовых) санкций, примененных к должнику.
Принципы:
1) четкое определение сторон и других лиц, участвующих в деле о банкротстве;
2) подробная регламентация всех процессуальных действий;
3) приоритетное проведение досудебного оздоровления;
4) проведение санации;
5) гласность процесса;
6) приоритет мирового соглашения на любой стадии производства;
7)наличие института управляющих на любой стадии производства;
8) предоставление гарантий со стороны государства по социальной защите трудовых прав работников.
2. В соответствии со ст. 1 Закона РБ «Об экономической несостоятельности (банкротстве)», должником может быть индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, за исключением казенного предприятия, а также некоммерческих организаций, действующих в формах потребительского кооператива, благотворительного или иного фонда. Иначе говоря, банкротами могут быть признаны субъекты хозяйствования.
Участвовать в процессе производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) в качестве субъекта (потерпевшего) могут: кредиторы, то есть лица, имеющие право требовать от должника денежного удовлетворения.
Кредиторов можно разделить на 3 группы:
1.кредиторы по обязательным платежам в бюджет и в государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды (напр., налоговые органы);
2.кредиторы по гражданско-правовым обязательствам (напр., контрагенты по договорам);
3.кредиторы по трудовым обязательствам (напр., по заключенному трудовому контракту).
Действующим законом предусматриваются специфические виды субъектов:
· антикризисный управляющий;
· временный управляющий;
· конкурсные кредиторы;
· собрание кредиторов;
· комитет кредиторов.
Антикризисным управляющим может быть физическое или юридическое лицо, осуществляющее свою деятельность на основе полученной лицензии, назначенное хозяйственным судом, в обязанности которого входит проведение некоторых процедур банкротства. В числе его задач: восстановление платежеспособности должника; урегулирование взаимоотношений между должником и кредитором и др.
Временным управляющим является физическое или юридическое лицо, назначенное хозяйственным судом для проверки наличия оснований для возбуждения конкурсного производства и осуществления мер по обеспечению сохранности имущества должника, т.е. его деятельность связана с защитным периодом.
Конкурсные кредиторы – кредиторы по платежным обязательствам, за исключением:
· граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда их жизни и здоровью;
· учредителей (участников) должника – юридического лица, перед которыми должник несет ответственность по обязательствам, вытекающим из такого участия, или представитель работников должника – по обязательствам, вытекающим из трудовых и связанных с ними отношений.
Собрание кредиторов - состоит из конкурсных кредитов, в обязанности которого входит рассмотрение наиболее существенных вопросов, связанных с должником.
Комитет кредиторов – постоянно действующий полномочный орган, избираемый собранием кредиторов, осуществляет контроль за деятельностью управляющего.
В процессе производства по делу о банкротстве (экономической несостоятельности) участвуют и другие субъекты:
· налоговые и иные уполномоченные органы;
· исполком по месту нахождения должника;
· орган государственного управления по делам о банкротстве;
· прокурор в установленных случаях;
· собственник имущества должника;
· учредители (участники) должника и их представители;
· представитель работников должника.
3. Дела об экономической несостоятельности (банкротстве) являются одним из видов для особого производства, подведомственных хозяйственному суду.
Правом на подачу заявления в хозяйственный суд обладают:
· сам должник;
· кредитор;
· прокурор;
· налоговые и иные уполномоченные органы;
· юридические и физические лица в порядке, установленном законодательством.
Должник вправе подать заявление о своем банкротстве в суд при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что он будет не в состоянии в установленный срок исполнить платежные обязательства.
Должник обязан в срок, не превышающий 10 дней со дня подачи заявления или получения соответствующего извещения оповестить свой трудовой коллектив.
Заявление оформляется по форме, установленной законодательством.
К заявлению прилагаются:
· документы, подтверждающие, что меры по досудебному оздоровлению соблюдены;
· учредительные документы должника.
Основанием для подачи кредитором заявления является наличие у него достоверных, документально подтвержденных данных о неплатежеспособности должника, имеющей или приобретающей устойчивый характер.
Вопрос о принятии заявления об экономической несостоятельности решается судом не позднее 30 дней со дня поступления заявления.
В обязательном порядке руководители предприятий, собственники имущества унитарных предприятий, учредители (участники) юридического лица, индивидуальный предприниматель, местные исполнительные распорядительные органы до подачи заявления в суд обязаны принять меры по обеспечению стабильной и эффективной хозяйственной деятельности субъектов, а также восстановлению их платежеспособности.
В число таких мер могут входить:
1. анализ финансового состояния субъектов;
2. работа с кредиторами, в том числе, изменение договоров в сторону увеличения срока оплаты;
3. выдача дотаций, ссуд, субсидий, кредитов;
4. реорганизация юридического лица
5. изменение осуществляемых видов деятельности и др.
План:
1. Процедуры банкротства. Защитный период.
2. Конкурсное производство.
3. Ликвидационное производство.
4. Мировое соглашение.
1. Установив наличие предпосылок для признания права на подачу заявления о банкротстве, суд возбуждает производство по делу о банкротстве. Дальнейшие процессуальные действия осуществляются в соответствии со следующей схемой установленной Законом РБ «Об экономической несостоятельности (банкротстве)»:
- при рассмотрении дела о банкротстве юридического лица:
· защитный период;
· конкурсное производство;
· мировое соглашение;
- при рассмотрении дела о банкротстве индивидуального предпринимателя исключением является отсутствие защитного периода.
С момента принятия заявления о банкротстве судом устанавливается защитный период и назначается временный управляющий.
Собственник имущества должника и уполномоченный им орган в этот период ограничиваются в правах по распоряжению имуществом предприятия, а руководитель ограничивается в праве управления делами предприятия. Эти полномочия переходят к управляющему.
Защитный период представляет собой стадию проверки хозяйственным судом наличия оснований для возбуждения конкурсного производства по делу о банкротстве, продолжительность его не может превышать 3 месяцев.
В течение защитного периода временный управляющий обязан:
1. принимать меры по обеспечению сохранности имущества должника;
2. устанавливать кредиторов должника и определять размеры их требований;
3. проводить анализ платежеспособности должника;
4. оказывать содействие в организации хозяйственной деятельности должника, заключении мирового соглашения;
5. определять наличие признаков ложного или преднамеренного банкротства;
6. выполнять требования хозяйственного суда и представлять по окончании защитного периода в хозяйственный суд отчет о своей деятельности и анализ финансового состоянии должника.
Под ложным банкротством понимается обращение должника в хозяйственный суд при наличии у него возможности удовлетворить требования кредиторов в полном объеме. Если эти действия будут квалифицироваться как ложное банкротство, то он должен будет возместить кредиторам ущерб, причиненный подачей заявления в суд.
Под преднамеренным банкротством понимает банкротство должника по вине его учредителей (участников), собственника имущества или иных лиц, в том числе руководителя должника, имеющих право давать обязательные для должника указания. Последствием в данном случае является возложение на этих лиц, при недостаточности имущества должника, субсидиарной (дополнительной) ответственности по его обязательствам.
2. На основании проведенного анализа финансового состояния должника и представленного отчета временного управляющего, при наличии оснований, установленных законодательством, хозяйственный суд выносит определение о возбуждении конкурсного производства, освобождает временного управляющего от обязанностей и назначает управляющего либо прекращает производство по делу о банкротстве должника.
Конкурсное производство представляет собой процедуру, применяемую к должнику, признанному банкротом, осуществляемую в целях удовлетворения требований кредиторов в установленной очередности, защиты прав должника, а также кредиторов и иных субъектов процедуры банкротства в процессе санации, а при невозможности проведения санации, в процессе ликвидационного производства. Общий срок конкурсного производства при проведении ликвидации составляет 16 месяцев, а при проведении санации 22 месяца.
Конкурсное производство состоит из санации и ликвидационного производства.
Санация – процедура банкротства, направленная на удовлетворение требований кредиторов и восстановление платежеспособности должника путем оказания ему финансовой помощи.
План санации разрабатывается с участием собрания кредиторов и утверждается судом.
Для восстановления платежеспособности должника законодательством предусматриваются следующие способы:
· исполнение обязательств должника собственником имущества должника;
· продажа части имущества должника;
· перепрофилирование производства;
· закрытия нерентабельных производств;
· предоставление должнику в установленном порядке дотаций и субсидий;
· продажа предприятия должника;
· иные способы.
По итогам проведенной санации управляющий подает в хозяйственный суд отчет и одновременно выносит одно из следующих предложений на собрание кредиторов:
1. о прекращении санации в связи с восстановлением платежеспособности должника;
2. о заключении мирового соглашения;
3. о продлении установленного срока санации;
4. о прекращении санации и заявлении в хозяйственный суд ходатайства об открытии ликвидационного производства.
3. Процедуру ликвидационного производства можно подразделить на 2 этапа: первый включает формирование имущества банкрота, продажу этого имущества, выявление требований оставшихся кредиторов, второй – состоит из раздела имущества банкрота между кредиторами.
Имущество банкрота учитывается на балансе предприятия. Продажа имущества должника осуществляется на открытых торгах, если не установлен иной порядок продажи. Имущество должника не проданное на первых торгах выставляется на последующие торги.
Заключительной стадией ликвидационного процесса является раздел имущества банкрота между его кредиторами.
Вне очереди покрываются судебные расходы и расходы, связанные с выплатой вознаграждения управляющему, производятся текущие выплаты за коммунальные, эксплуатационные услуги, а также удовлетворяются требования кредиторов по денежным обязательствам должника, возникшим в процессе конкурсного производства в следующей очерёдности, установленной ст. 60 ГК РБ:
1) требования физических лиц, перед которыми должник несёт ответственность за причинение вреда их жизни или здоровью, путём капитализации соответствующих платежей;
2) расчёты по выплате выходных пособий и оплате труда работников предприятия, работающим по трудовому контракту и по выплате вознаграждений по авторским договорам;
3) требования по обязательным платежам;
4) требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника;
5) расчеты с другими кредиторами.
Требования кредиторов каждой следующей очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований кредиторов предыдущей очереди. При недостаточности денежных средств должника эти средства распределяются между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению. Требования кредиторов, не удовлетворённые по причине недостаточности имущества должника, признаются погашенными. Не поданные в установленный срок требования кредиторов, так же считаются погашенными.
После завершения расчетов с кредиторами управляющий обязан предоставить в хозяйственный суд отчёт по итогам ликвидационного производства. После рассмотрения хозяйственным судом отчета и признания его обоснованным, суд выносит определение о завершении ликвидационного производства. Управляющий в течении 10 дней со дня вынесения судом решения, должен представить сведения о завершении ликвидационного производства в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, для внесения записи в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
4. Под мировым соглашением Закон РБ «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» понимает соглашение между должником и кредиторами об уплате долгов, которым предусматривается освобождение должника от долгов, уменьшение долгов, или рассрочка их уплаты, а также срок уплаты долгов.
Мировое соглашение может быть заключено с момента возбуждения хозяйственным судом производства по делу о банкротстве на любой стадии после погашения задолженности по требованиям кредиторов первой и второй очереди.
Решение о заключении мирового соглашения от имени кредиторов принимается собранием кредиторов, со стороны должника принимается должником.
Мировое соглашение заключается в письменной форме и должно содержать сведения о размерах, порядке и сроках исполнения обязательств должника или о прекращении обязательств должника путём предоставления отступного.
От имени должника мировое соглашение подписывается принявшим решение о его заключении, от имени кредиторов – лицом, уполномоченным собранием кредиторов.
Если в мировом соглашении участвуют третьи лица, мировое соглашение с их стороны подписывается ими или их представителями.
Мировое соглашение подлежит утверждению хозяйственным судом. В случае его утверждения хозяйственный суд выносит определение о прекращении производства по делу о банкротстве, в котором указывает об утверждении им мирового соглашения.
Мировое соглашение вступает в силу со дня его утверждения хозяйственным судом и является обязательным для должника, конкурсных кредиторов и третьих лиц, участвующих в мировом соглашении. При этом хозяйственный суд прекращает в соответствии со ст. 47 Закона РБ «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» производство по делу о банкротстве.
Односторонний отказ от выполнения вступившего в силу мирового соглашения не допускается.
Утверждение хозяйственным судом мирового соглашения в процессе защитного периода либо конкурсного производства является основанием для прекращения производства по делу о банкротстве.
Тема 6. Правовое регулирование приватизации государственной собственности.
1. Понятие и принципы приватизации.
2. Субъекты правоотношений приватизации.
3. Объекты правоотношений приватизации.
4. Порядок проведения приватизации.