double arrow

Порядок приватизации объектов государственной собственности. Оформление сделок по приватизации и права собственности на объекты приватизации

Субъекты приватизации - продавцы, покупатели государственного (республиканского и коммунального) имущества, а также специально созданные государственные органы.

Государственным органом, осуществляющим государственное регулирование приватизации государственной собственности является Министерство экономики Республики Беларусь.

Органы приватизации осуществляют следующие функции:

- осуществляют руководство процессами приватизации. В случае нарушения законодательства Республики Беларусь о приватизации возбуждают в судебном порядке иски о признании незаконными принятых решений и привлечении к ответственности виновных должностных лиц;

- создают комиссии по приватизации;

- принимают решения о приватизации;

- осуществляют необходимые преобразования организационно- правовых форм государственных предприятий, подлежащих приватизации;

- осуществляют владение и распоряжение принадлежащими государству акциями акционерных обществ и долями в уставных фондах иных субъектов хозяйствования, а также контроль за ними;

- выступают учредителями акционерных и других хозяйственных обществ

- выполняют другие функции.

Продавцом государственного имущества выступают специализированные учреждения и назначенные им представители. В настоящее время эту функцию исполняет Фонд государственного имущества Министерства экономики Республики Беларусь.

Контроль за осуществлением Государственной программы приватизации осуществляют Комитет государственного контроля Республики Беларусь и другие уполномоченные на то органы.

Покупателями государственного имущества могут быть:

- граждане Республики Беларусь и Российской Федерации;

-негосударственные юридические лица (признаются юридические лица, у которых доля государственной собственности в уставном фонде составляет менее 50 процентов);

- юридические лица Республики Беларусь, созданные не менее чем 50 процентами членов трудовых коллективов приватизируемых предприятий;

- иностранные инвесторы;

лица без гражданства.

3. Объекты приватизации – это то государственное имущество, которое может быть приватизировано в соответствии с Законом Республики Беларусь от 19 января 1993 г. «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь».

В зависимости от вида объекты делятся на:

- государственное и общественное жилье;

- государственные предприятия, учреждения, организации, структурные подразделения предприятий (в дальнейшем - предприятия);

- государственное имущество, сданное в аренду;

- доли (паи, акции), принадлежащие Республике Беларусь и административно-территориальным единицам в имуществе субъектов хозяйствования.

Существует перечень объектов государственной собственности, которые не подлежат разгосударствлению и приватизации, к ним относятся предприятия (объединения), организации и виды имущества, которые могут находиться только в собственности государства, что утверждено Законом Республики Беларусь от 5 мая 1998г. «Об объектах, находящихся только в собственности государства» [45].

4.Орган приватизации свободен в выборе способа приватизации и условий продажи объекта. Способы:

· продажа объектов государственной собственности на аукционе, по конкурсу;

· продажа акций, принадлежащих государству, в том числе на льготных условиях в соответствии с законодательством Республики Беларусь;

· выкуп арендованного имущества арендным предприятием.

Продажей объекта государственной собственности на аукционе является его приобретение физическим или юридическим лицом в собственность на открытых торгах, когда от покупателя не требуется выполнения каких-либо условий (аукцион без условий) или когда от покупателя требуется выполнение определенных условий (аукцион с условиями), устанавливаемых органом приватизации.

Под продажей объекта государственной собственности по конкурсу является его приобретение физическим или юридическим лицом в собственность, когда от покупателя требуется выполнение определенных условий, устанавливаемых органом приватизации. Победителем конкурса признается участник, предложение которого наилучшим образом соответствует установленному критерию. В случае получения одинаковых предложений конкурса, победителем конкурса признается участник, предложивший наивысшую цену.

Порядок проведения приватизации государственного имущества можно условно подразделить на несколько стадий:

2. Предложение о приватизации объекта государственной собственности.

2. Принятие решения о приватизации.

5. Создание комиссии по приватизации объекта.

6. Приватизация объекта в соответствии с утвержденным планом.

Дайте понятие приватизации государственной собственности. Назовите субъектов и объекты. Охарактеризуйте порядок проведения приватизации.

Тема: Договор в хозяйственных отношениях.

1. Понятие хозяйственного (коммерческого) договора. Основания классификации договоров, их виды.

2. Содержание и форма хозяйственного договора.

3. Принципы и порядок заключения хозяйственного договора.

4. Порядок изменения и расторжения хозяйственного договора.

2. Осуществляя предпринимательскую деятельность, субъекты хозяйствования воспроизводят продукцию, осуществляют ее реализацию, оказывают различного рода услуги, выполняют работы и осуществляют иную деятельность, связанную с предпринимательством. Все это, попадает в разряд совершаемых субъектами сделок, следовательно, в процессе осуществления предпринимательской деятельности субъекты хозяйствования заключают с контрагентами различного вида соглашения, именуемые в гражданском праве договорами.

Статья 390 Гражданского кодекса Республики Беларусь под договором понимает, соглашение двух или более лиц, направленное на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. Соглашение сторон является основным признаком договора.

Договор в хозяйственный отношениях имеет огромное значение, так как является основным регулятором взаимоотношений между равноправными субъектами предпринимательской деятельности.

Хозяйственный договор носит также название коммерческого или предпринимательского.

Признаки хозяйственно-правового договора:

3. субъектами хозяйственного договора (либо одной его стороной) являются только организации и (или) и.п.;

4. хозяйственный договор направлен на достижение хозяйственной цели, как правило, это получение прибыли.

Хозяйственным договором называется соглашение субъектов хозяйствования либо с их участием, направленное на установление, изменение или прекращение прав и обязанностей в сфере предпринимательских отношений.

Среди хозяйственных договоров выделяются следующие виды (в зависимости от предмета договра): купли-продажи, поставки, поставки для государственных нужд, аренды, лизинга, подряда, строительного подряда, договоры на выполнение научно-технических и опытно-конструкторских работ, подряд для государственных нужд, возмездного оказания услуг, перевозки, договоры в области кредитно-расчетных отношений, факторинг, хранение, страхование, поручение, комиссия, доверительное управление имуществом, договор о совместной деятельности и др. Перечисленные в законодательстве виды (типы) договоров, не являются исчерпывающими, так как стороны могут заключать и иные соглашения, не противоречащие законодательству, однако не предусмотренные законодательством. В последнее время приобретают популярность комплексные (смешанные) договоры, охватывающие несколько разновидностей договоров (ст. 391 ГК РБ).

В зависимости от характера опосредуемых экономических отношений и правового результата, на который направлены договоры, их можно подразделить на следующие группы:

6) договоры, направленные на передачу имущества в собственность (хозяйственное ведение, оперативное управление или пользование);

7) договоры на выполнение работ;

8) договоры на оказание услуг;

9) договоры о совместной деятельности;

10) договоры на передачу исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности.

2. Содержание договора как хозяйственного правоотношения составляют права и обязанности сторон.

С другой стороны, применительно к договору как к юридическому факту говорят об условиях договора (о цене, о сроках, о количестве и т.д.).

Эти условия носят название: существенные, обычные и случайные.

Важнейшими являются существенные условия договора.В соответствии с п.1 ст. 402 ГК договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. К таким условиям относятся:

- условия о предмете договора;

- условия, которые названы в законодательстве как существенные для договоров данного вида;

- условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Так, помимо условий о предмете договора, статья 899 ГК определяет и иные существенные условия договора доверительного управления имуществом. Перечень существенных условий установлен законодательством о банковском кредитовании применительно к кредитному договору, законодательством о строительном подряде применительно к договору строительного подряда. Указание на существенные условия могут устанавливаться законодательством применительно и к другим договорам.

Обычные условия предусмотрены нормативными правовыми актами и для их применения не требуется специального соглашения сторон. Обычные условия договора, как правило, занимают значительное место в любом договоре. Например, согласно п. 1 ст. 482 ГК ассортимент товара, недопоставка которых подлежит восполнению, определяется соглашением сторон. При отсутствии такого соглашения поставщик обязан восполнить недопоставленное количество товаров в ассортименте, установленном для того периода, в котором допущена недопоставка.

Случайными условиями договора являются такие, которые изменяют либо дополняют обычные условия и включаются в текст договора по усмотрению сторон и только после этого приобретают обязательную силу.

К форме договора применяются общие правила о форме сделок, поскольку договор является одним из видов сделок. Согласно п.1 ст. 404 ГК договор может быть заключен в любой форме, предусмотренной для совершения сделок, если Гражданским кодексом и иными актами законодательства для договоров данного вида не установлена определенная форма.

Соответственно, можно выделить следующие формы заключения договора:

1. Устная форма. Сделка, (а значит и договор), для которой законодательными актами не установлена письменная форма, может быть совершена устно. Это некоторые сделки граждан между собой на сумму не боле 10 базовых величин. Устный договор, как правило, не считается хозяйственно-правовым.

2. Простая письменная форма. В простой письменной форме должны совершаться сделки (за исключением сделок, требующих нотариального удостоверения):

1) юридических лиц между собой и с гражданами;

2) граждан между собой на сумму, превышающую не менее чем в десять раз установленный законодательством размер базовой величины, если иное не предусмотрено законодательством.

3. Нотариально удостоверенные сделки. Нотариальное удостоверение сделок обязательно в случаях:

1) указанных в законодательных актах;

2) предусмотренных соглашением сторон, хотя бы по законодательству для сделок данного вида эта форма не требовалась.

Письменная форма договора будет считаться соблюденной не только в случае составления одного документа, подписанного сторонами. Договор в письменной форме может быть заключен посредством обмена документами при помощи почтовой, телеграфной, телетайпной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору.

3. Заключение хозяйственного договора осуществляется в соответствии с принципами, установленными для осуществления предпринимательской деятельности:

- принцип равенства участников хозяйственных правоотношений;

- принцип свободы договора (исключение: публичный договор; основной договор после предварительного; заключение договора с лицом, выигравшим торги; государственный контракт для монополистов).

- принцип диспозитивности;

- принцип добросовестности и разумности субъектов хозяйственных правоотношений.

Способы заключения договора:

- общий порядок;

- обязательный порядок;

- путем присоединения;

- путем проведения торгов.

Согласно общим положениям заключения договора, процесс заключения проходит две стадии, одна из которых - предложение заключить договор (оферта), и вторая стадия - согласие о принятии предложения (акцепт). Следовательно, стороны в процессе заключения договора носят название оферент и акцептант.

Однако не всякое предложение вступить в договорные отношения может быть признано офертой. Оферта должна:

  1. содержать определенное и явное намерение заключить договор;
  2. содержать существенные условия договора;
  3. быть адресована одному (нескольким) конкретным лицам.

Юридическое действие оферты зависит от следующих условий: получена ли она адресатом или нет; был ли назначен в оферте срок ее действия. Оферта может быть сделана устно, сформулирована на материальном носителе или в виде проекта договора. Оферта связывает оферента с момента ее получения акцептантом. Оферта не может быть отозвана в срок, установленный для ее акцепта. Оферент не связан своим предложением, если извещение об изменении или отмене оферты получено акцептантом до получения самого предложения или одновременно с ним.

Акцепт должен быть полным и безоговорочным. Однако, не всякое заявление, письмо или иное поведение акцептанта, является акцептом. По общему правилу молчание не является акцептом, если иное не вытекает из существа закона. Акцепт может быть выражен не только в письменной форме, но и сообщен по факсу, телеграммой или должны быть совершены определенные действия контрагента, направленные на заключение договора. Например, часто встречается акцепт в виде отправления счет-фактуры по факсу.

При заключении хозяйственно-правового договора между контрагентами могут возникнуть разногласия. Они могут быть урегулированы с помощью протокола разногласий. В судебном порядке могут быть урегулированы разногласия в случае обязательного заключения договора сторонами.

4. Заключая договор между собой, субъекты хозяйственных отношений, преследуют единую цель – получение прибыли или достижение иного значимого результата. Однако принцип стабильности договорных хозяйственных связей не исключает возможности изменения или расторжения договора. По общему правилу изменение или расторжение договора возможно только по соглашению сторон, что является последовательной реализацией принципа свободы договора.

Изменение и расторжение договора возможно также в одностороннем порядке без согласия контрагента. При этом существуют две формы изменения и расторжения:

5. односторонний отказ от исполнения договора;

6. изменение и расторжение договора судом по требованию одной стороны.

Односторонний отказ возможен полностью или частично, если это предусмотрено законодательством или договором. Так, например, в одностороннем порядке возможно отказаться от исполнения договора поставки, если другая сторона существенно нарушает условия договора (п.1 ст.493 ГК).

Изменение и расторжение договора судом по требованию одной стороны возможно в порядке, предусмотренном законодательством или договором:

· существенного нарушения договора другой стороной;

· существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора;

· иных случаев, предусмотренных законодательством и договором.

Порядок изменения и расторжения договоров зависит от способов, форм и оснований их заключения.

Изменение и расторжение договора по соглашение сторон осуществляется в том же порядке и форме, что и его заключение.

В случае изменения и расторжения договора в одностороннем порядке необходимо довести до сведения другой стороны информацию о реализации собственного права на отказ от исполнения договора. Если же изменения и расторжения договора производится в судебном порядке, по требованию одной из сторон, то необходимо до обращения в суд сделать другой стороне сообщение об изменении или расторжении договора. В суд сторона может обращаться только после получения отказа другой стороны на сделанное предложение об изменении или расторжении договора. Законодательством установлен срок для ответа – 30 дней, если иное не установлено в договоре.

Тема 8. Ответственность (санкции) в хозяйственных отношениях.

Занятие 1. Понятие, функции и классификация санкций в хозяйственных отношениях.

1. Понятие санкций в хозяйственном праве.

2. Основания классификации и виды хозяйственно-правовых санкций.

3. Формы имущественных санкций.

4. Понятие мер оперативного воздействия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: