double arrow

Правовые основы сертификации продукции, работ и услуг. 2. Указ Президента Республики Беларусь от 16.01.2002 г

НПА

1. Гражданский кодекс РБ.

2. Указ Президента Республики Беларусь от 16.01.2002 г. №40 «О дополнительных мерах по регулированию экономических отношений».

3. Положение о поставках товаров в Республике Беларусь, утв. Постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь от 08.07.1996г. №444 с изм. и доп. от 20.08.1998г. №1318 и 02.06.2000 г. №797.

1. Санкции – меры воздействия на субъектов хозяйствования, нарушивших законодательство или договор, препятствующие дальнейшему совершенствованию нарушения и имеющие как материальный, так и не материальный характер.

Функциями санкций являются:

- охранительная. Она заключается в охране общественных отношений в сфере хозяйственной деятельности, предотвращении нарушений норм законодательства;

- компенсационная. Выражается в возмещении субъекту хозяйственной деятельности ущерба, причиненного неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств;

- штрафная (карательная). Она состоит в наказании субъекта за нарушение установленных законодательством либо договором обязанностей в сфере хозяйственных отношений. Наказание выражается в применении к субъекту имущественных и организационных ограничений;

- восстановительная. Состоит в приведении субъекта в прежне состояние, которое было нарушено неправомерными действиями других субъектов. Реализуется, например, посредством отмены акта государственного органа или органа местного управления и самоуправления, не соответствующего законодательству.

Главными из видов санкций являются гражданско-правовые (установленные ГК и подзаконными актами) и экономический санкции (установленные Декретами и Указами Президента).

2. Основания классификации хозяйственно-правовых санкций:

1) В зависимости от субъекта, применяющего санкции, они подразделяются на:

- применяемые стороной правоотношения. Такие санкции предусматриваются законодательством или договором;

- применяемые уполномоченным органом государственного управления.

Предусматриваются только законодательством. К органам их применяющим относятся КГК, МНС, ГТК, Минэкономики.

2) По степени конкретизации мер воздействия:

- абсолютно-определенные, т.е. содержащие точное указание на размер неблагоприятных имущественных последствий;

- относительно-определенные, содержащие указание на границы последствий от минимального до максимального или только до максимального;

- альтернативные, содержащие указание на несколько видов неблагоприятных последствий, из которых правоприменитель выбирает наиболее подходящее для данного случая.

3) По способу воздействия на нарушителя:

- имущественные, которые выражаются в уплате либо взыскании определенной денежной суммы либо имущества;

- неимущественные, выражающиеся в применении мер организационного характера.

4) По порядку реализации:

- реализуемые в судебном порядке;

- реализуемые в бесспорном порядке.

5) В зависимости от того, в чью пользу взыскиваются санкции по решению суда:

- предусматривающие взыскание в бюджет;

- предусматривающие взыскание в пользу стороны по договору.

3. Имущественными санкциями (ответственностью) предусматриваются неблагоприятные последствия в 2-х основных формах - возмещение убытков и уплата неустойки.

1.Сущность возмещения убытков состоит в том, что его действие направленно на восстановлении имущественного положения потерпевшего за счет имущества правонарушителя.

Возмещение убытков применяется в случаях, когда субъект, права которого нарушены, понес ущерб материального характера. Убытки состоят из 2-х частей:

а) Реальный ущерб – т.е. фактически понесенные расходы и расходы, которые нужно произвести для восстановления имущественного положения.

б) Упущенная выгода – неполученные доходы, которые получил бы субъект, если бы его права не были нарушены.

2.Согластно ст. 311 ГК РБ, неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законодательством или договором денежная сумма, которую должник должен уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства.

Неустойка бывает законная и договорная, и если договором не предусмотрен размер неустойки, она будет применяться согласно закону.

В зависимости от соотношения суммы выплачиваемой неустойки и объема возмещения убытков различают виды неустойки:

1) зачетная – кроме неустойки, возмещаются убытки, в части, не покрытой ею.

2) штрафная – убытки и неустойка возмещаются в полном объеме.

3) исключительная – исключает возможность взыскания убытков.

4) альтернативная – дает права выбора взыскания либо убытков, либо неустойки.

Штраф и пеня, как разновидности неустойки различаются способом исчисления. Штраф взыскивается однократно, определяется в твердой денежной сумме либо в процентах к определенной величине. Пеня – применяется при просрочке исполнения обязательств и исчисляется в процентном отношении к невыполненной части обязательств за каждый день просрочки в отдельности.

Гражданским кодексом предусмотрен также такой вид ответственности, как уплата процентов за неисполнение денежного обязательства. Согласно ст. 366 ГК РБ, за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Размер процентов определяется учетной ставкой НБ РБ. Эти правила применяются, если законодательством или договором не предусмотрен другой размер процентов.

4. Меры оперативного воздействия – санкции, применяемые в целях обеспечения исполнения обязательств субъектами при осуществлении ими своей хозяйственной деятельности, носящие неимущественный характер.

Делятся на две группы:

1) применяемые стороной договора (контрагентом) за невыполнение обязательств.

Примеры: Перевод неисправного плательщика на другую форму оплаты, изменение или расторжение договора в одностороннем порядке, отказ в принятии груза к перевозке, отказ в принятии и оплате поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг.

2) применяемые уполномоченными государственными органами за нарушение законодательства.

Примеры: Вынесение предписания о запрете выпуска недоброкачественной продукции, приостановление действия лицензии

Тема 9. Правовое регулирование обеспечения качества товаров, работ, услуг.

4. Понятие качества продукции (работ и услуг).

5. Правовые основы стандартизации в Республике Беларусь.

НПА:

1. Гражданский кодекс РБ.

2. Закон Республики Беларусь «О техническом нормировании и стандартизации» от 5 января 2004 г. №262-З в редакции Закона Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. № 228-З.

3. Закон Республики Беларусь «Об обеспечении единства измерений» от 5 сентября 1995 г. № 3848-XІІ в редакции Закона Республики Беларусь от 4 января 2010 г. № 109-З.

4. Закон Республики Беларусь «Об оценке соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области нормирования и стандартизации» от 5 января 2004 г. №269-З в редакции Закона Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. № 228-З.

5. Закон Республики Беларусь «О защите прав потребителей» от 9 января 2002 г. №90-З в редакции Закона Республики Беларусь от 8 июля 2008 г. № 366-З.

6. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31.06.2006 г. №981 «Вопросы Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь» в редакции Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 20 июля 2011 г. № 977.

1. Качество продукции (товаров, работ, услуг) – это совокупность ее существенных свойств (технических, экономических, эстетических и прочих), закрепленных стандартами и техническими условиями, а в предусмотренных законодательством случаях - хозяйственными договорами.

Правовое регулирование данных отношений представляет собой совокупность нормативных актов, призванных обеспечить надлежащее качество товаров, работ и услуг.

В числе норм регулирующих качество можно выделить следующие группы норм:

-законодательство о стандартизации;

-о сертификации

-о метрологии;

-договорное регулирование качества товаров, работ и услуг;

-законодательство о приемке продукции по качеству и количеству и др.

В хозяйственном договоре стороны могут уточнить требования к качеству продукции, в том числе ужесточить их по сравнению с действующими нормами.

ГК РБ устанавливаются требования к качеству, даже если в договоре нет этого условия.

Ст. 439 Гражданского кодекса, в качестве общего правила, определяет, что товар должен быть пригодным для целей, для которых товар такого рода обычно используется, а если продавец при заключении договора был поставлен покупателем в известность о конкретных целях приобретения товара, то товар должен быть пригодным для использования в соответствии с этими целями.

Однако продукция, прежде всего, должна соответствовать требованиям по качеству, установленным законодательством.

Государственным органом, регулирующим и контролирующим деятельность предприятий и предпринимателей, выпускающих товары, осуществляющих работы и выполняющих услуги на территории Республики Беларусь, является Государственный комитет по стандартизации. Положение о Комитете утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.06.2006 г. №981.

В его компетенцию входят:

- формирование и проведение единой государственной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации;

-обеспечение защиты интересов государства и потребителей в вопросах качества продукции работ и услуг;

- обеспечение деятельности государственной системы стандартизации, приведение ее в соответствие с международными стандартами;

- утверждение государственных стандартов;

- надзор за осуществлением сертификации; и др.

2. Одним из институтов обеспечения качества продукции является стандартизация товаров, работ и услуг.

Стандартизация - это деятельность по установлению и применению норм, правил и характеристик к производимой продукции, выполняемым работам, оказываемым услугам. Целями стандартизации является обеспечение:

- безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества граждан;

- технической совместимости, а также взаимозаменяемости продукции;

- единства измерений;

- экономии ресурсов, повышении энергоэффективности производства;

- безопасности субъектов хозяйствования с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций;

- обороноспособности и мобилизационной готовности государства.

Правовые основы стандартизации в Республике Беларусь определены Законом Республики Беларусь «О техническом нормировании и стандартизации». Действие этого Закона распространяются на органы государственного управления, а также юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих свою деятельность на территории Республики Беларусь.

Стандарт представляет собой нормативный документ, содержащий требования к товарам, работам и услугам.

Виды стандартов:

- государственные стандарты, (ГОСТы);

- отраслевые стандарты (ОСТы);

- стандарты предприятий;

- технические условия.

Государственные стандарты разрабатываются на продукцию, работы и услуги, имеющие межотраслевое значение. Государственные стандарты содержат требования по безопасности для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества граждан; по технической совместимости, взаимозаменяемости продукции; основные потребительские характеристики продукции; требования к упаковке, маркировке, транспортировке, хранению, утилизации и другую информацию о товаре.

Требования, устанавливаемые государственными стандартами являются обязательными для всех отраслей.

Стандарты отраслей разрабатываются на продукцию, работы, услуги отраслевого значения. Они не должны нарушать обязательных требований государственных стандартов.

Стандарты предприятий утверждаются и разрабатываются предприятиями самостоятельно в целях совершенствования организации производства, они не должны нарушать обязательные требования государственных стандартов. Подлежат обязательному соблюдению другими хозяйствующими субъектами, если в договоре сделана ссылка на эти стандарты.

Технические условия разрабатываются и утверждаются субъектами хозяйствования на продукцию при отсутствии на них стандартов, а также при необходимости дополнения или уточнения требований установленных в этих стандартах. Технические условия также не должны нарушать требования государственных стандартов.

Кроме перечисленных стандартов в Республике Беларусь применяются международные стандарты, рекомендации по применению которых, устанавливает Государственный комитет по стандартизации Республики Беларусь.

3. Правовые основы сертификации установлены Законом Республики Беларусь «Об оценке соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области нормирования и стандартизации», который устанавливает основы обязательной и добровольной сертификации продукции, работ и услуг в Республике Беларусь и регулирует отношения связанные с правами, обязанностями и ответственностью субъектов хозяйствования, возникающих в процессе сертификации.

Сертификация – это деятельность субъектов хозяйствования по подтверждению соответствия продукции требованиям, установленным конкретными стандартами или другими нормативными документами по стандартизации.

Цели сертификации:

- создание условий для деятельности отечественных производителей на товарном рынке Республики Беларусь и в международной торговле;

- защита потребителей от недобросовестных изготовителей и производимой ими, некачественной продукции, работ и услуг;

- контроль безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества граждан;

- подтверждения показателей заявленных изготовителем качества выпускаемой продукции.

Законодательство различается два вида сертификации: обязательную и добровольную. Обязательная сертификация – это деятельность соответствующих органов и субъектов хозяйствования по подтверждению соответствия продукции показателям, обеспечивающим безопасность для жизни, здоровья и имущества граждан, а также охрану окружающей среды и другим показателем, установленным законодательствам Республики Беларусь. Перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, утверждается ежегодно Государственным Комитетом по стандартизации. К категории такой продукции относятся: товары народного потребления, пищевые продукты, товары для детей, парфюмерно-косметические средства и другие.

Продукция, подлежащая сертификации должна сопровождаться сертификатом или знаком соответствия.

Реализация продукции на территории Республики Беларусь, а также ввозимого импорта без сертификата либо знака соответствия запрещается.

Для проведения сертификации в Республике Беларусь имеются специально созданные аккредитованные испытательные лаборатории


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: