Право на благоприятную ОС

Право на принятие экологически значимых решений.

Ст. 3 ФЗ «Об охране ОС» содержит принцип – участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную ОС.

Ст. 11 позволяет реализовывать принцип через участие в референдумах и через проведение общественной экологической экспертизы. Особенности реализации данного права – оно может исходить только от объединений.

Экологически значимое решение – это такое решение, которое связано с экологическим риском воздействия на ОС. Эти решения могут приниматься только на основании экологически обоснованного предположения. Что следует считать экологически обоснованным предложением? Это решения, допускающие воздействие хозяйственной и иной деятельности в пределах установленных требований и нормативов, не нарушающих прав граждан на благоприятную ОС или отказ от такого решения.

Благоприятная ОС – это та ОС, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование различных природных систем.

Естественная экологическая система – это объективно существующая часть природное среды, которая имеет пространственные границы и в которое живые/неживые организмы находятся во взаимодействии.

Тема: Экологическая экспертиза.

ФЗ 1995 г. «Об экологической экспертизе».

Экологическая экспертиза – это установление соответствия документации, обосновывающей намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны ОС в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на ОС (ст.1 ФЗ).

Правовое значение:

1. Это правовая мера обеспечения выполнения экологических требований при принятии экологически значимых решений.

2. Это форма предупредительного экологического контроля.

3. Это способ защиты прав граждан на благоприятную ОС.

4. Это средство доказывания при разрешении споров.

5. Это источник экологически значимой информации.

Принципы экологической экспертизы:

1. Принцип научной обоснованности, законности, объективности заключений ЭЭ – к проведению экспертизы привлекается специалист. Работа должна проводиться на основе последних научных достижений.

- ФЗ от 19.07.2011 г. «Об искусственных ЗУ, создаваемых на водных объектах» - п.5 ст.10 ФЗ предусматривает обязательность государственной экспертизы проектной документации при создании искусственных ЗУ.

Заключение эксперта должно быть непредвзятым, авторитет эксперта не должен оказывать влияния.

2. Принцип независимости экспертов – эксперт не должен быть связан ни трудовыми, ни административными отношениями ни с одной из сторон.

3. Презумпция потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной деятельности.

4. Обязательность проведения экспертизы до принятия решения о реализации объекта и его финансирования.

5. Принцип комплексности оценки воздействия на ОС хозяйственной деятельности.

6. Принцип обязательности учета требований экологической безопасности при проведении ЭЭ.

7. Достоверность и полнота информации, представляемой на ЭЭ.

8. Гласность, учет общественного мнения.

- ФЗ от 11.07.2011 г. «Об обращении с радиоактивными отходами» предусматривает обязательность захоронения твердых высокоактивных долгоживущих радиоактивных расходов в пунктах глубинного захоронения, обеспечивающих локализацию таких расходов (ст. 12 и ст.13 ФЗ). В Нижегородской области такие могильники есть в Семеновском и в Сосновском районах.

Виды экологической экспертизы:

А. Государственная ЭЭ – наиболее значимая. Она организуется и проводится федеральными и региональными ОИВ. В настоящее время уполномоченными органами на проведение ЭЭ выступают Росприроднадзор и Ростехнадзор.

Объекты государственной ЭЭ:

- ст.11 ФЗ «Об экологической экспертизе» содержит перечень объектов, подлежащих обязательной экологической экспертизе на федеральном уровне, ст.12 ФЗ – на региональном. Также объекты содержатся и в иных ФЗ.

1. Проекты нормативно-технических и инструктивно-методических документов в области охраны ОС.

2. Проекты федеральных и региональных целевых программ.

3. Проекты соглашений о разделе продукции.

4. Материалы обоснования лицензий на осуществление отдельных видов деятельности, которые оказывают негативное воздействие на ОС.

5. Проекты технической документации на новую технику, технологию, использование которых может оказать воздействие на ОС, а также технической документации на новые вещества, которые могут поступать в ОС.

6. Материалы комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающие придание этим территориям статуса ООПТ, зоны экологического бедствия, зоны чрезвычайной экологической ситуации.

7. Проектная документация объектов, строительство и реконструкцию которых планируется осуществлять на землях ООПТ федерального значения.

8. Документы, обосновывающие планируемую хозяйственную и иную деятельность:

- по разработке ресурсов морского дна (ст.31 ФЗ «О континентальном шельфе»).

- в исключительной экономической зоне (ст.27 ФЗ «Об исключительной экономической зоне»).

- во внутренних морских водах и территориальном море (ст.34 ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне РФ»).

9. Проектная документация объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов I-V класса опасности (ФЗ «Об отходах производства»).

10. При некоторых переводах ЗУ в другую категорию (ФЗ «О переводе земель и ЗУ из одной категории в другую»).

11. При производстве, разведении и использовании растений, животных и других организмов, не свойственных естественным экологическим системам, а также созданных искусственным путем, для предотвращения их неконтролируемого размножения (ст. 50 ФЗ «Об охране ОС»).

12. При размещении ядерных установок, в том числе атомных станций (ст.40 ФЗ «Об охране ОС»).

13. Удобрения, пестициды и биостимуляторы роста растений (ст.20 ФЗ «О животном мире»).

14. При заключении внешнеторговых сделок, связанных со ввозом в РФ из иностранных государств облученных тепловыделяющих ядерных реакторов (ст.5 ФЗ «О специальных экологических программах реабилитации радиационно загрязненных участков территории»).

15. При создании новых мест погребения и реконструкции действующих мест погребения: ЭЭ + санитарно-гигиеническая экспертиза (ст.16 ФЗ «О погребении и похоронном деле»).

Объекты региональной экспертизы (ст.12 ФЗ) дублируются.

Б. Общественная ЭЭ – организуется и проводится по инициативе граждан и общественных организаций (объединений) теми общественными организациями (объединениями), основным направлением деятельности которых являются охрана ОС. Для проведения общественной ЭЭ необходима государственная регистрация заявления о ее проведении. Общественная ЭЭ проводится до проведения государственной ЭЭ или одновременно с ней. В случае, если заключение общественной ЭЭ получено после заключения государственной ЭЭ, оно не имеет юридической силы.

Объекты общественной ЭЭ – те же, что и в государственной, за исключением объектов, сведения о которых составляют государственную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну.

Процедура проведения государственной ЭЭ:

Помимо ФЗ «Об экологической экспертизе» механизм проведения закреплен в следующих НПА:

- Постановление Правительства от 11.06.1996 г. «Положение о проведении экологической экспертизы».

- Регламент проведения государственной экологической экспертизы – утвержден Приказом Госкомэкологии от 17.06.1997 г.

В настоящее время уполномоченными на проведение государственной экспертизы органами выступают Росприроднадзор и Ростехнадзор.

Процедура:

1. Заказчик предоставляет все необходимые документы.

2. В случае принятия документов экспертное учреждение уведомляет заказчика о необходимости оплаты ЭЭ. ЭЭ проводится только при условии полной предоплаты. Заказчик должен предоставить документ, подтверждающий оплату.

3. Приказом ТО Росприроднадзора или Ростехнадзора утверждается состав экспертной комиссии. В комиссию входят:

- руководитель комиссии

- внештатные эксперты

- ответственный секретарь

- возможно включить в состав комиссии сотрудников указанных ОИВ.

Требования к эксперту – это специалист, обладающий специальными познаниями. Не допускаются в комиссию заинтересованные лица, т.е. связанные трудовыми или служебными отношениями с одной из сторон.

4. Проводятся заседания экспертной комиссии. Они оформляются протоколом, который подписывается руководителем и ответственным секретарем.

5. Срок проведения ЭЭ – до 6 месяцев. По сроку проведения ЭЭ делится на краткосрочную – до 1 месяца, среднесрочную – до 3 месяцев, долгосрочную – до 6 месяцев.

6. Результатом ЭЭ является заключение. Оно должно содержать обоснованные выводы о допустимости/недопустимости воздействия на ОС хозяйственной и иной деятельности. Заключение может быть:

А. Положительное – за него должно проголосовать более 2/3 членов комиссии.

Б. Отрицательное.

Заключение подписывается всеми членами комиссии. В случае несогласия с заключением член комиссии рядом с подписью ставит пометку «особое мнение». Особое мнение оформляется в виде отдельного документа и прилагается к заключению.

Заключение обязательно должно содержать срок его действия.

Заключение утверждается Приказом Росприроднадзора/Ростехнадзора и с сопроводительным письмо направляется заказчику.

7. Обжаловать заключение ЭЭ можно только в судебном порядке. Проведение повторной экспертизы также допускается только по решению суда.

Соотношение оценки воздействия и экологической экспертизы:

А. Общее:

1. Обе процедуры направлены на одну цель.

2. Это две составляющие единого процесса.

Б. Различия:

1. Экологическая экспертиза – это установление соответствия документации, обосновывающей планируемую деятельность, а оценка воздействия проводится применительно к самой деятельности.

2. Экологическая экспертиза проводится, как правило, к проектной документации, а оценка воздействия проводится еще до проектирования.

3. Экологическая экспертиза проводится государством, а оценка воздействия – заказчиком.

Юридическая ответственность по экологической экспертизе:

1. УО:

- ст.307 УК – в части заведомо ложного заключения эксперта.

2. АО:

- ст.8.4 КоАП – нарушение законодательства об ЭЭ. Содержит следующие составы:

А. Невыполнение требований законодательства об обязательности проведения ЭЭ.

Б. Финансирование или реализация проектов, подлежащих ЭЭ и не получивших положительного заключения.

В. Осуществление деятельности, не соответствующей документации, которая получила положительное заключение ЭЭ.

Г. Незаконный отказ государственной регистрации заявлений о проведении общественной ЭЭ.

3. Сам ФЗ «Об экологической экспертизе» содержит 22 состава нарушений.

4. Материальная ответственность – установлена ТК.

5. ГП-ответственность – по ГК это возмещение убытков, причиненных неправомерными действиями экспертов.

Иные виды экологической экспертной деятельности:

1. Ведомственные экспертизы (государственная и негосударственная экспертизы). См. ФЗ «О промышленной безопасности», также МЧС проводит такие экспертизы.

2. Обследование (например, комплексное обследование территорий для придания им статуса особо охраняемых).

3. Испытание (например, регистрационные испытания пестицидов, агрохимикатов).

4. Исследования лекарственных средств, пищевых продуктов.

5. Расследования (например, саниторно-эпидемиологические, гигиенические расследования, расследования лекарств).

Тема: Экономический механизм природопользования


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: