Принципы охраны

Новый ЛК, в отличие от ранее действовавшего ввел новое определение понятия «лес» - как экологической системы и как природного объекта (ст.5 ЛК). Наряду с новым определением «лес», законодатель в ст.7 ЛК впервые формулирует понятие «лесной участок» - это земельный участок, границы которого определены в соответствии с лесоустройством.

Принципы охраны лесов:

1. Значение леса как средообразующего компонента ОС, выполняющего функции объекта обеспечения народохозяйственных нужд, восстановления здоровья, санитарно-гигиенические функции.

2. Рациональное неистощительное использование лесов.

Виды лесов:

Прежний ЛК закреплял классификацию на 3 группы, в зависимости от ценности леса (1, 2 и 3-я группы).

Новый ЛК в ст.10 закрепил классификацию на 3 категории:

1. Защитные – это леса, выполняющие защитные функции природных объектов, т.е. располагающиеся на особо охраняемых объектах и территориях (заповедники, заказники) либо расположенные вокруг источников питьевого и водохозяйственного снабжения, вдоль ж/д и автомобильных дорог, вдоль санитарных округов. Их статус определяется в соответствии с лесным планом.

2. Эксплуатационные – они предназначены для хозяйственного использования.

3. Резервные – их хозяйственное использование планируется через 20 лет, т.к. эти леса еще подрастают.

В-2: Виды лесопользования и их правовая характеристика.

Ст.25 ЛК – 15 видов лесопользования, но перечень не является исчерпывающим. Некоторые из видов, указанных в данной статье, нельзя назвать лесопользованием. Например, для проложения линий электропередач, геологоразведка, выращивание плантаций лесных культур – это не лесопользование.

ЛК закрепляет все леса, входящие в лесной фонд в федеральную собственность (ст.8 ЛК). К иным формам собственности относятся ЛУ, находящиеся на землях иных территорий. Примеры: леса на территории населенных пунктов – муниципальная собственность, кроме тех, которые отнесены к федеральной (скажем, в заповедниках). Леса, расположенные на ЗУ в частной собственности, также являются частными.

Частная собственность на леса имеется во многих европейских странах. В РФ частная собственность на лесной фонд запрещена и ФПР считает, что это положение является правильным. Лесные массивы предоставляются:

- на постоянном бессрочном пользовании – для государственных и муниципальных учреждений, казенных предприятий (также как и в ЗК).

- на праве сервитута

- на праве срочного безвозмездного пользования

- на праве аренды.

Виды лесопользования:

1. Заготовка древесины. Порядок утвержден Приказом Министерства природных ресурсов (МПР) 2007 г. Преимущественно данный вид осуществляется в предпринимательских целях арендаторами, которыми могут стать ИП или ЮЛ. Прежний ЛК разрешал арендовать леса для данных целей и ФЛ, но по новому кодексу это недопустимо.

Процедура заключения договора аренды. На 12 видов лесопользовании предусмотрено проведение аукциона на выкуп права аренды. Особенности лесного аукциона: законодатель согласно закону о введении в действие ЛК допускал выставлять в качестве лота ЛУ без оформления кадастрового паспорта. Разрешалось проводить аукцион по лесоустроительным данным, которые берутся по материалам лесоустройства, утвержденным Правительством региона. Юридическая коллизия: если арендатору такое дозволение допускается, то третьим лицам предписано требование об обязательном изготовлении кадастрового паспорта. Особенностью является и более длительный период по выплате аукционной цены (до 2 месяцев).

Также прежний ЛК не разрешал субаренду ЛУ. ФПР считает, что смысла в этом запрете не было. Вместо субаренды просто заключался договор подряда и работы выполнялись тем же лицом. Новый ЛК это ограничение снял.

Для бытовых нужд граждан заготовка древесины по новому ЛК осуществляется через заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, т.е. в неаукционной форме. В Нижегородской области принят специальный закон 2007 г. «О порядке и нормативах заготовки древесины, пищевых лесных ресурсов, насаждений гражданами на территории Нижегородской области». Областной законодатель устанавливает объемы продаваемой деловой и иной древесины и механизм заключения договора купли-продажи. Если гражданин обращается за указанными целями в лесничество, то договор заключается в лесничестве, если только этот ЛУ не передан в аренду. В случае, если все леса в районе переданы в аренду, то договор купли-продажи придется заключать непосредственно с арендаторами.

Все виды лесопользования являются возмездными. Плата устанавливается Постановлением Правительства РФ. Ранее плата называлась лесная подать. В лесную подать сейчас включаются таксы, устанавливаемые государством и земельный налог.

Порядок заготовки древесины утвержден Постановлением Правительства РФ 2006 г.

2. Заготовка живицы – порядок утвержден Приказом МПР 2007 г. Этот вид допускается только на тех делянках, которые спланированы через год под вырубку. На заготовку живицы и заготовку древесины арендатору выдается лесная декларация. Это новый документ, который заменил сразу 3 ранее действовавших документа:

- лесной ордер – выдавался на мелкооптовый выруб древесины.

- лесной билет – выдавался лесничеству на все виды лесопользования.

- лесорубческий билет – выдавался арендатору по результатам аукциона.

Новая лесная декларация выдается по результатам каждого арендного года.

3. Заготовка недревесных лесных ресурсов (бересты, луба, еловых, пихтовых, сосновых лапок, мха). Луб – это мочалка, которая изготавливается из липы.

4. Заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных трав. Если в предпринимательских целях, то на основании договора аренды. Граждане для личных нужд имеют право на арендуемых ЛУ осуществлять сбор по ст.11 ЛК – пребывание граждан в лесах. Указанная статья содержит 2 основания по ограничению пребывания граждан в лесах:

А. В случае пожароопасного периода.

Б. При проведении лесных работ, создающих угрозу для жизни граждан.

П.6 ст.11 ЛК запрещает ограничивать пребывание в лесах по иным основаниям.

Проблема: если арендатор арендует ЛУ не для заготовки древесины, а для сбора лесных ресурсов (например, сбор ягод для изготовления и последующей продажи морса), то может ли он запретить пребывание гражданам на арендуемом им ЛУ (такого основания ЛК не содержит)? Имеет ли он право взимать с них плату за нахождение на данном ЛУ?

В-3: Юридическая ответственность за нарушение лесного законодательства.

1. Административная ответственность за нарушение лесного законодательства.

Перечень составов административных правонарушений преимущественно закреплен в гл.8 КоАП.

- ст.7.10 КоАП – самовольное занятие лесных участков.

ППВС от 18.10.2012 г. «О применении судами законодательства об ответственности в области охраны ОС». П.22 ППВС указывает, что рубка лесных насаждений арендаторами, осуществляемая с нарушением требований освоения лесов рассматривается как нарушение правил их использования (ст.8.23 КоАП). Другие примеры данного состава: уничтожение при выборочных несплошных рубках лесного подроста, использование способов и методов, приводящих к уничтожению полезной древесины.

Ст.8.26 КоАП – самовольное использование лесов. Данный состав вытекает из ст.7.10 КоАП. Примеры: организация охотничьего хозяйства, заготовка древесных ресурсов.

Ст.8.27 КоАП – нарушение правил лесовосстановления, правил лесоразведения, правил ухода за лесами, правил лесного семеноводства. Ст.61 ЛК обязывает арендатора восстановить арендуемую площадь за счет собственных средств в соответствии с установленными правилами (см. Приказ МПР 2007 г.). ст.63 ЛК указывает, что осуществление лесоразведения – обязанность пользователей. Если лесные территории не переданы в арендное пользование, то применяется ФЗ «О гос.закупках» - за счет средств федеральной казны, которые в порядке субсидирования переданы региональному правительству, которое и реализует предписание. В случае невозможности арендатора осуществить обязанность он может исполнить ее на конкурсной основе (но обычно арендаторы не использует конкурсную процедуру, т.к. это долго). На практике арендаторы просто заключают с местными договор подряда и они выполняют всю необходимую работу по лесовосстановлению, лесоразведению.

Основание привлечения к АО являются материалы акта освидетельствования. Типичными нарушениями при освидетельствовании являются: завизирная порубка (визира – это граница в лесу, т.е. это порубка за границей ЛУ) – ст.8.28 КоАП

Взятки сейчас дают лесничему, а он просто меняет номер лесосеки, чтобы дали лесосеку, на которой находятся ценные породы древесины.

Ст.8.28 КоАП - незаконная порубка и повреждение лесных насаждений. П.22 ППВС дает разъяснение о разграничении деяний, подпадающих под ст.260 УК с административным правонарушением по критерию величины ущерба в 5000 руб. Критерий – сохранилась ли жизнеспособность поврежденных деревьев, кустарников, лиан.

Функции контроля согласно ст.96 ЛК осуществляет государственный лесной надзор, лесная охрана.

Ст.8.32 КоАП – нарушение правил пожарной безопасности. Критерии разграничения при пожарах, совершенных по неосторожности со ст.261 УК выражаются в следующем: неполное сгорание древесных насаждений на сумму меньше 5000 руб. Подпадает под УО, если неосторожное обращение с огнем привело к полному сгоранию лесных насаждений, либо к их усыханию от высокой температуры, либо наступление деградации до степени прекращения роста. Охрана лесов от пожара осуществляется в соответствии с ФЗ «О пожарной безопасности», ст.6 которого устанавливает, что надзор осуществляет федеральное агентство лесного хозяйства. К локализации пожаров может привлекаться население в соответствии с ФЗ «О защите населения от ЧС природного и техногенного характера». При составлении административного протокола ссылаются на Постановление Правительства РФ 2007 г. «О правилах пожарной безопасности в лесах». Указанные правила предусматривают следующие меры охраны: противопожарное устройство в виде противопожарных просек (разрывов), опахивание (вдоль дорог, вокруг населенных пунктов), строительство взлетных полос для самолетов, вертолетов, мониторинг пожарной безопасности. Меры по противопожарной охране осуществляют также Росприроднадзор, ОИВ субъекта, ОМСУ, МЧС, вооруженные силы и арендаторы.

Ст.8.31 КоАП – нарушение правил санитарной безопасности в лесах. Предусматривается выявление вредных организмов посредством лесопатологического мониторинга. ФЗ «О карантине растений» предусматривает защиту лесов от возбудителей. Приказ Лесхоза 1998 г. утвердил Положение «О защите лесов от вредителей и болезней». Обеспечение санитарной безопасности возлагается на арендатора согласно ст.55 ЛК. Порядок организации лесопатологического мониторинга установлен в Приказе МПР 2007 г. Предусматривается локализация и ликвидация зон поражения ЛУ. Невыполнение требований по санитарной безопасности также является основанием для досрочного расторжения договора с арендатором и привлечения его к АО.

2. Уголовная ответственность за нарушение лесного законодательства.

Ст.260 УК – незаконная порубка или повреждение до степени прекращения роста. По ч.1 – с причинением значительного ущерба (более 5000 руб). По ч.2 – если деяние было совершено с использованием служебного положения, группой лиц или с причинением крупного ущерба (более 50 000 руб.). ППВС разъяснил п. «а» и «в» ч.2, указав, что при таком деянии размер ущерба не учитывается (т.е. при группе лиц значительный ущерб уже не нужен). Ч.3 – деяние совершено организованной группой или в особо крупном размере (более 100 000 руб.).

Ст.261 УК – уничтожение или повреждение лесных насаждений в результате неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности. Критерии разграничения с АО – см.ППВС.

3. Гражданско-правовая ответственность за нарушение лесного законодательства.

Ст.15 ГК – лицо, право которого нарушено может требовать полного возмещения вреда. Этот принцип развивается в ст.1064 ГК (общая презумпция). Указанные гражданские положения конкретизируются в ст.77 ФЗ «Об охране ОС», в которой указано, что вред, причиненный экологическим правонарушением, возмещается в полном объеме. Ст.78 ФЗ устанавливает порядок компенсации, а ст.79 ФЗ – компенсацию здоровью граждан и их имуществу. Ст.80 ФЗ - возможность приостановления или прекращения экологически вредной деятельности.

Причиненный вред возмещается добровольно или по решению суда. Иск позволяет произвести возмещение в течение 20-летнего срока.

Особенность законодательства – использование такс и методик по возмещению вреда, причиненного ОС. В частности, по вреду лесам действует Постановление Правительства РФ от 08.08.07 г. «Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства» - оно предусматривает таксы по возмещению ущерба, причиненного лесным насаждениям, и содержит методику расчета причиненного вреда. В частности, за самовольную порубку предусматривается 50-кратная компенсация их таксовой стоимости. Если самовольная порубка произведены в декабре/январе, то умножаем на коэффициент 2 (т.е. 100-кратная стоимость). В 10-кратной стоимости возмещаются повреждения, не повлекшие прекращения роста. Если вырубка произошла в лесах, заготовка которых не допускается то применяются следующие умножающие коэффициенты: 2 – в защитных лесах, 5 – в лесах на ОООиТ, 10 – если эти лесные ресурсы занесены в Красную Книгу. По нелесным насаждениям компенсируются затраты на покупку сеянцев, саженцев. За захламление лесов компенсируется 5-кратный размер затрат на уборку. В случае самовольного использования лесов – компенсация в размере 5-кратной арендной платы; за заготовку живицы – 5-кратная арендная плата; за повреждение муравейника – стоимость самых ценных древесных пород, умноженная на коэффициент в зависимости от диаметра муравейника.

Тема: Правовая охрана недр.

В-1: Понятие, виды пользования недрами, основание их возникновения и прекращения. Право собственности на недра.

Российской легальное определение «недра» существенно отличается от зарубежных – это часть земной коры, расположенной ниже поверхности земли, а при ее отсутствии – с поверхности и ниже дна водостоков, до глубины возможного изучения и освоения.

Законодательство США определяет недра как пространство в проекции от крайних точек административных границ государства до центра материка.

Закон РФ «О недрах» закрепляет недренные пространства как федеральную собственность, добавляя совместное ведение субъекта РФ. Для предпринимателей эти определения не имеют существенного значения, т.к. законодательство закрепляет право собственности на полезные ископаемые, т.е. фактические недренные богатства РФ (всех интересуют полезные ископаемые, а не недра, в которых они находятся).

Впервые, право частной собственности на природные ресурсы было закреплено в Манифесте Екатерины II «О свободе промыслов» (в этом же манифесте впервые в российском законодательстве было дано определение «право собственности»).

В настоящее время право недропользование регулируется следующими НПА:

- Закон РФ «О недрах» - базовый закон.

- ФЗ «О континентальном шельфе» - он определяет континентальный шельф как подводное продолжение материка и закрепляет право федеральной собственности на ресурсы шельфа.

- ФЗ «О соглашениях и разделе продукции» - он определяет формы использования участков недр, право пользование которыми осуществляется на условиях соглашений о разделе продукции.

- ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях».

- Закон Нижегородской области «О недропользовании на территории Нижегородской области» 2010 г.

Значение недр – около 80% бюджета РФ формируется за счет недропользования.

Виды недропользования:

- ст.6 Закона содержит 6 видов:

1. Для регионального изучения недр в целях общей геологической информации о газоностности, нефтеносности, возможности строительства подземных коммуникаций, сейсмоопасности.

2. Геологическое изучение недр, поиск и оценка месторождений полезных ископаемых.

3. Разведка и добыча.

4. Строительство подземных коммуникаций и использование недр для захоронения различных видов отходов.

5. Образование ОООиТ (например, пещерные комплексы для туризма).

6. Сбор минералогических коллекций.

Перечень не является исчерпывающим. Можно обоснованно назвать и седьмой вид недропользования – добыча общераспространенных полезных ископаемых, т.к. ст.17 Закона дает гражданам право использовать ресурсы в бытовых целях без получения лицензии. Данная норма получила развитие в Законе Нижегородской области.

Правовые основания:

Центральным основанием возникновения большинства видов недропользования является лицензирование. Положение о данном основании закреплено в Законе «О недрах», который перечисляет 6 оснований возникновения права, каждый из которых осуществляется через лицензирование:

1. Решение Правительства РФ о предоставлении участков недр федерального значения. Вся информация о выделении горных отводов содержится в кадастре проявления и месторождений полезных ископаемых. Данная информация является собственностью РФ. Также ведется государственный учет запасов полезных ископаемых (в НН недренный центр находится на Маслякова 10). Запрос данной информации является платным.

2. Решение федерального агентства по недропользованию в целях предоставления краткосрочного права недропользования оператору до 1 года. Такое основание возникает в случае грубого нарушения лицензионных требований первичным недропользователем, выразившееся в авариях с человеческими жертвами и крупным ущербом ОС, что обязывает федеральный орган по управлению федеральным фондом недр заменить через проведение аукциона первичного лицензиата.

3. Решение комиссии, состоящей из представителей субъектов РФ и федерального агентства, по предоставлению права на создание крупных нефте- и газохранилищ.

4. Решение конкурса или аукциона.

5. Решение региональных властей для выдачи разрешения на сбор минералогических коллекций.

6. Для использования полезных ископаемых местного значения по решению региональных властей.

Сроки недропользования:

- по разработке месторождений – до их полной выработки.

- на добычу подземных грунтовых вод для хозяйственного питьевого водоснабжения – до 25 лет.

- для геологоразведки – до 5 лет.

- краткосрочное недропользование для оператора – до 1 года.

Лицензирование осуществляется в соответствии с ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Ст.3 ФЗ исключает распространение ФЗ на природные объекты (т.е. коллизия).

Основным НПА, регулирующим порядок лицензирования в сфере недропользования, является Постановление Верховного Совета 1992 г. «О порядке лицензирования недропользования». Разрешительный документ выдается на основной объект недропользования – горный отвод или геологический отвод – это геометризованный блок участка недр, описанный маркшейдерской службой. Отличие между горным и геологическим отводами: в горном за недропользователем закрепляется исключительное право, а в геологическом отводе право недропользования могут осуществлять сразу несколько недропользователей.

Лицензирование предусматривается следующими НПА:

- ФЗ «Об обращении с радиоактивными отходами» - ст.14 ФЗ указывает, что данный вид деятельности осуществляется только ЮЛ, имеющими соответствующую лицензию либо национальный оператор как центральный участник этого вида недропользования может на договорной основе получать услуги от специализированной организации.

- ФЗ «О соглашениях и разделе продукции» - ст.4 ФЗ предусматривает предоставление участков недр только тому инвестору, который имеет лицензию. Особенность предоставления права заключается в том, что оно может быть осуществлено только через ФЗ.

- ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» - ст.15 ФЗ предусматривает, что геологоразведка осуществляется на основании лицензии (самая золотоносная страна – Боливия, но в РФ самое ценное золото).

- ФЗ «О континентальном шельфе» - ст.8 ФЗ указывает, что права и обязанности пользователя возникают в момент государственной регистрации выдаваемой лицензии, порядок получения которой имеет особенности, обусловленные положением шельфа как пограничного международного объекта.

+ см. Постановление Правительства от 28.03.2012 г. «О производстве маркшейдерских работ».

Порядок получения лицензии:

1. Претенденты по публичному объявлению в СМИ подают заявки с технико-экологическим обоснованием своих возможностей. Комиссия федерального органа по управлению недрами выбирает победителя, руководствуясь критериями наиболее полного рационального извлечения полезных ископаемых, критерием более высокой надежности, безопасности работ, использования преимущественно российского оборудования, привлечения преимущественно российских граждан.

2. С победителем подписывается соглашение.

3. Выдается лицензия. Соответствующий вид недропользования возникает с момента государственной регистрации данной лицензии.

Согласно п.13.1 Положения «О порядке лицензирования» 1992 г. в те случаи, когда пользование недрами связано с повышенной опасностью для жизни и здоровья работников, населения, в лицензии предусматривается два этапа предоставления недропользования:

А. Подготовка проекта, его согласование с соответствующими органами и его одобрение в федеральном органе.

Б. Сама реализация согласованного проекта.

Такие же требования закреплены при оформлении права пользования недрами в целях захоронения радиоактивных отходов и сбросов опасных вод, т.к. эти действия официально влияют на качество грунтовых вод как источника питьевого водоснабжения.

Лицензиатом является ЮЛ, включая иностранных инвесторов или объединения ЮЛ, но с условием их согласия на солидарную ответственность по обязательству по лицензии.

За перечисленные виды недропользования закон предусматривает плату. С принятием НК установлены следующие платежи:

1. НДПИ – основной налог.

2. Акцизный сбор (налог на сверхприбыль).

2. Аукционный сбор.

Условия возмездности прописываются в лицензии, в частности, в ФЗ «О соглашениях и разделе продукции» указывается, что инвестор как сторона соглашения осуществляет деятельность на возмездной основе на свой страх и риск. При этом, указанные в законе пропорции (прибыль) не зависят от таможенных ограничений.

В-2: Характеристика основных правовых мер охраны недр.

В-3: Ответственность за нарушение горного законодательства.

1. Уголовная ответственность:

- ст.192 УК – нарушение правил сдачи государству драгоценных металлов; необходим крупный размер (более 1,5 млн. руб.). Квалифицирующий признак – особо крупный – более 6 млн. руб.

- ст.216 УК – нарушение правил безопасности при проведении горных работ, если причинен крупный ущерб (0,5 млн. руб.). либо причинен вред здоровью. Ч.2 – если повлекло смерть по неосторожности. Ч.3 – если повлекло по неосторожности смерть двух и более лиц.

- ст.253 УК – нарушение законодательства о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне, если эти действия повлекли причинение значительного ущерба.

- ст.255 УК – нарушение правил охраны и использования недр, если это повлекло причинение значительного ущерба. Новое разъяснение ППВС от 18.10.2012 г. не дает разъяснение по величине значительного ущерба. ВС рекомендует правоприменителю для объективной оценки привлекать профильных специалистов.

2. Административная ответственность

- ст.7.3 КоАП – пользование недрами без лицензии.

- ст.7.4 КоАП – застройка площадей залегания полезных ископаемых.

- ст.7.5 КоАП – самовольная добыча янтаря.

- ст.7.10 КоАП – самовольная переуступка права недропользования.

- ст.8.7 КоАП – неприведение земель в надлежащее состояние, непроведение рекультивации.

- ст.8.9 КоАП – загрязнение недр до состояния, непригодного для обработки.

- ст.8.10 КоАП – выборочная выработка (разубоживание) – т.е. использование легкодоступных участков горного отвода, смешивание полезных ископаемых с пустыми горными породами.

- ст.8.17 КоАП – нарушение правил использования лицензии.

- ст.8.20 КоАП – незаконная передача миниральных ресурсов на континентальном шельфе.

3. Гражданско-правовая ответственность.

ФЗ от 28.07.2010 г. «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта…» (он вступил в силу с 1 января 2012 г.) закрепляет обязанность владельца/эксплуатирующей организации застраховать имущественную ответственность, связанную с обязанностью возместить вред, причиненный потерпевшему в течение всего срока эксплуатации. Закрепляются размеры страховых сумм. Например, если численность граждан, потенциально подпадающих под страховой случай более 3000 человек, то страховая сумма – 6,5 млрд. руб. Если людей меньше, то меньше и страховая сумма. Размеры страховых выплат по договору страхования составляют: в случае смерти кормильца – 2 млн. руб. и 25 000 руб. на погребение; за причинение вреда здоровью – до 2 млн. руб. (в зависимости от тяжести); за причинение вреда имуществу: ФЛ – до 360 000 руб., ЮЛ – до 500 000 руб.

Тема: Водные ресурсы.

В-1: Понятие водного объекта, их классификация, характеристика.

Водное законодательство регулирует охрану водных объектов и регламентирует основные виды водопользования в следующих НПА:

- Водный кодекс от 1.07.2006 г.

- ФЗ «О внутренних морских водах и, территориальном море и прилегающей зоне»

- ФЗ «Об исключительной экономической зоне».

- ФЗ 1999 г. «Об охране озера Байкал».

Водный объект – это природный или искусственно созданный водоем, водоток или иной объект, постоянное сосредоточение воды в котором имеет характерные черты водного режима.

Водный объект является движимым объектом, т.е. это ЗУ, покрытый водой. Но законодательно закреплено, что ЗУ следует судьбе воды. Совокупность водных объектов включает в себя реки, озера, территориальное море, внутренние морские воды, ручьи, ледники, болота, снежники. Граница водного объекта начинается от уровня среднего многолетнего стояния воды!

Территориальное море – это акватория, отсчитываемая от линий максимального отлива, шириной 12 морских миль. Исключительная экономическая зона простирается от внешней границ территориального моря на 200 морских миль.

Формы собственности на водные объекты.

Ст.8 ВК закрепляет форму собственности на водные объекты, исходя из земельной собственности. Пруды, водоемы, озера, обводненные карьеры, расположенные в границах ЗУ, будут являться собственностью по разграниченной земельной собственности. Проточные водные объекты с 2004 г. все переведены в федеральную собственность. До этого реки и иные водотоки, которые начинались и заканчивались в границах одного субъекта, относились к региональной собственности. Озера, расположенные в границах двух смежных субъектов РФ – это федеральная собственность. Если они расположены в пределах двух смежных районов одного субъекта – это региональная собственность. Если в пределах одного района – это муниципальная собственность. Также к муниципальной собственности относятся все водоемы, расположенные в пределах данного муниципального образования, если только они не отнесены к другой форме собственности. К частной собственности относятся искусственные водоемы (пруд), расположенные на ЗУ, находящемся в частной собственности.

В-2: Основания возникновения, прекращения, приостановления права водопользования.

1. Новыми положениями для водного законодательства стали договорные основания права водопользования. В ранее действовавшем ВК 1995 г. все виды водопользования осуществлялись на основании распорядительной лицензии. Если хозяйствующие субъекты получили вновь или пролонгировали ранее выданную лицензию, то по Закону «О введении ВК в действие» за ними сохраняется право на лицензионное пользование. Но на практике абсолютное большинство водопользователей были вынуждены отказаться от лицензии и заключить договор, т.к. стоимость пользования по лицензии существенно возросла. Ст.333.8 НК устанавливает налоговые ставки, размеры которых существенно превышают плату за пользование водными объектами, которые устанавливаются для договорных пользователей.

ВК устанавливает три вида договорного водопользования:

- для забора воды для питьевых и хозяйственных нужд.

- для рекреационных целей.

- для производства электроэнергии.

Процедура подготовки и заключения договора

- устанавливается двумя Постановлениями:

- Постановление Правительства от 14.04.2007 г. «О договоре, право заключение которого приобретается на аукционе и о порядке аукциона».

- Постановление Правительства от 12.03.2008 г. «О подготовке и заключении договора водопользования».

Согласно указанным актам устанавливается предельный срок договора водопользования в 20 лет. Регулирование отношений законодатель отсылает к гражданскому законодательству об аренде. ФПР считает, что договор водопользования сочетает в себе элементы аренды и купли-продажи. По указанному договору законодатель применяет нормы действующих статей о коммерческом найме. Это выражается в том, что за водопользователем сохраняется право на искомое требование на возмещение убытков в случае отказа собственника водного объекта о пролонгации действующего договора и последующего заключения такого же договора с иным пользователем.

Аукцион проходит по обычной процедуре. Он считается несостоявшимся, если на аукционе присутствовал только один участник. Но для вовлечения в оборот водного объекта предусматривается возможность заключить договор с единственным претендентом.

2. Решение о предоставлении водного объекта в пользование ОИВ субъекта или ОМСУ под строительство портов, речных терминалов, ГЭС (в случае строительства классической мощной ГЭС, т.к. если это небольшая кустарная ГЭС, то через договор водопользования), для сплава леса, для сброса сточных вод и других видов.

Постановление Правительства от 30.06.2006 г. «О порядке подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование».

3. Не требуется заключения договора и решения ОИВ, ОМСУ для рыболовства, для пребывания граждан в целях купания. ВК запрещает ограничивать пребывание граждан на открытой воде в предела бечевника (это 20-метрова прибрежная полоса).

В-3: Государственное управление в данной сфере и плата за водопользование.

В-4: Юридическая ответственность за нарушение водного законодательства.

1. УО

- ст.250 УК – загрязнение, отравление, истощение водных объектов, если данное деяние привело к существенному вреду (термин «существенный» оценочный в ППВС не поясняется).

Ч.2 – если деяние причинило вред здоровью или повлекло массовую гибель животных. В ППВС разъясняется, что массовая гибель – это гибель, превышающая в 3 и более раза среднестатистическую величину гибели животных.

- ст.252 УК – загрязнение морской среды, если это загрязнение повлекло вред здоровью или водным биоресурсам.

Ч.2 – если повлекло тяжкий вред здоровью.

Ч.3 – если повлекло смерть по неосторожности.

2. АО

- ст.8.15 КоАП – нарушение правил эксплуатации водохозяйственных сооружений.

- ст.8.13 КоАП – нарушение правил охраны водных объектов.

- ст. 8.20 КоАП – незаконная передача минеральных и живых ресурсов на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне.

3. ГП-ответственность.

Исчисление вреда производится по утвержденным таксам и методикам, включая ущерб и упущенную выгоду. При отсутствии утвержденных методик используют тарифы подрядных организаций.

Тема: Охрана животного мира.

В-1: Понятие и нормативное регулирование.

Животный мир – это совокупность живых организмов всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию РФ, находящихся в состоянии свободы, а также животные, относящиеся к ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны РФ.

Ст.4 ФЗ «Об исключительной экономической зоне» - это все виды рыб, моллюсков, за исключением тех живых организмов, которые относятся к ресурсам континентального шельфа. А ст. 4 ФЗ «О континентальном шельфе» устанавливает, что к ресурсам континентального шельфа относятся те живые организмы, которые неразрывно связаны с дном моря (например, кораллы, губки).

Основные НПА:

- ФЗ «О животном мире»

- ФЗ «Об охоте 2009 г. – он подробно регламентирует охоту как вид использования объектов животного мира.

- ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биоресурсов»

- Закон Нижегородской области «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов в Нижегородской области»

- Закон Нижегородской области «О рыболовстве и сохранении водных ресурсов Нижегородской области».

Ограничения.

Устанавливаются ограничения на охоту отдельных видов животных. В Нижегородской области самая дорогая охота: 1. На медведя. 2. На лося. 3. На кабана. Не ограничивается охота на волка и на лисицу, напротив, охотнику даже выдается премия.

Ст.8 ФЗ «Об охране озера Байкал» устанавливает ограничения на вылов эндемических видов животных (нерпа, омуль).

Постановлением Правительства РФ утверждены особенности – любая деятельность, результатом которой является изменение среды обитания, ухудшение условий миграции, размножения может быть приостановлена.

По заключению научно-исследовательских организаций службы мониторинга устанавливаются лимиты отстрела. В Нижегородской области на 2012-13 гг. Указом губернатора утверждены следующие лимиты добычи ресурсов:

- лось – 482.

- кабан – 2186.

- медведь – 87.

- барсук – очень чистоплотное животное, у него полезное сало =D (далее он заболтался).

В России запрещена охота с использованием капкана, иных ловушек (охотничьих ям), арбалета.

Также квоты устанавливаются по объектам водного биоразнообразия. Согласно ст.28 ФЗ «О животом мире» уполномоченные лица обязаны предпринимать меры по предотвращению и локализации очагов заражения объектов животного мира. Ведется специальный кадастр опасных и особо опасных видов живых организмов, вредных для человека.

Охрана редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного мира осуществляется путем их занесения в Красную Книгу. Согласно ст.60 ФЗ «Об охране ОС» и ст.24 ФЗ «Об охране животного мира» занесенные в Красную Книгу виды животных полностью исключаются их хозяйственного использования.

ФЗ «Об охране ОС» предусматривает хранение в условиях низких температур генетических данных животных, находящихся под угрозой исчезновения.

Постановлением Правительства РФ от 19.02.1996 г. утверждена Красная Книга. Она обновляется Росприроднадзором каждые 10 лет. В России второе место после оборота наркотиков принадлежит именно вывозу объектов животного мира. В целях регулирования данного процесса Постановлением Правительства 2002 г. утвержден порядок учета, хранения, приобретения и вывоза за пределы РФ зоологических коллекций.

В-2: Виды использования.

Животный мир относится к федеральной собственности. РФ также обладает суверенными правами на ресурсы континентального шельфа и исключительной экономической зоны. К федеральной собственности относятся:

- редкие животные

- животные, обитающие на ООПТ

- животные, относящиеся к особо ценным в хозяйственном использовании

- животные, естественно мигрирующие на территории двух и более субъектов РФ.

Виды использования:

1. Охота:

Новый ФЗ «Об охоте» дает определение понятиям «охота», «охотничьи угодья», «охотник».

Охота – это деятельность, связанная с поиском, выслеживанием, добычей, первичной переработкой и транспортировкой.

Охотничьи угодья:

- общедоступные охотничьи угодья – в границах которых могут осуществлять любительскую охоту ФЛ, имея на руках охотничий билет и разрешение на добычу. До принятия нового ФЗ право на охоту основывалось на получении лицензии. Любительская охота осуществлялась по разовой именной лицензии. Промысловая охота ранее проводилась по долгосрочной лицензии (срок действия - до 20 лет). Новый ФЗ переводит лицензионные отношения на договорные, заменяет лицензию на охото-хозяйственное соглашение между государством и ЮЛ/ИП по результатам аукциона, порядок проведения которого закреплен в ФЗ.

Охотник – это ФЛ, сведения о котором содержатся в охотничье-хозяйственном реестре (ст.20 ФЗ). Закон также упоминает об иностранном охотнике – он должен заключить договор об оказании охотничьих услуг.

Промысловая охота ведется профессиональными бригадами в границах охотохозяйств. В этих же границах может осуществляться любительская охота лицами, выкупившими путевку владельца охотничьего хозяйства.

Срок действия соглашения: от 20 до 49 лет. Предприниматель организует охотохозяйства на арендуемой территории лесного фонда, принимая на себя обязательства по созданию охотничьей инфраструктуры, соблюдению правил охоты. Закон Нижегородской области предусматривает возможность получения разрешений на добычу посредством жеребьевки. Законной считается охота при наличии указанных документов и разрешения на право ношения оружия.

Во исполнение ФЗ Приказом Госкомэкологии утверждены правила охоты на территории РФ. Устанавливаются сроки, способы и орудия охоты. К числу запрещенных способов охоты относятся:

- ведение охоты с летательных аппаратов.

- использование взрывных устройств, настороженных ружей, арбалетов, автоматического оружия (исключение: в ряде субъектов законодательство разрешает использовать спортивные модификации автоматического оружия).

ЮО за нарушения в сфере охоты:

А. УО

- ст.258 УК – незаконная охота. В ППВС разъясняется – незаконной считается охота, совершенная вне легальных сроков, запрещенными средствами, на запрещенных территориях. Преступление считается оконченным с момента начала действий по незаконной охоте.

П. «а» ч.1 - если причинен крупный ущерб. П.9 ППВС разъясняет критерий, приводя в пример, что в сложных случаях при определении величины ущерба допускается обращение к специалистам и экспертам в данной сфере.

П. «б» ч.1 – с применением механических транспортных средств. В ППВС указано, что транспортное средство используется для преследования, добычи животного, его транспортировки. Если транспортное средство используется для переезда к месту охоты, то это вид пособничества (??? бред).

П. «в» ч.1 – если охота проводилась на животных, на которые она запрещена.

П. «г» ч.1 – если охота проводилась на территории ООПТ, в зонах экологического бедствия.

Ч.2 – с использованием служебного положения. ВС рекомендует разграничивать АО от УО по критериям крупного ущерба, использования транспортного средства, служебного положения.

В п.11 ППВС указаны способы охоты, которые могут привести к массовой гибели животных.

2. Рыболовство:

ФЗ «О рыболовстве и добыче водных биоресурсов» предусматривает основания возникновения права на рыболовство - заключение договоров на конкурсах и аукционах на рыбопромысловые участки для ведения рыболовства.

Был громкий проект о платной любительской рыбалке. Но из-за общественного резонанса этот проект был снят с обсуждения.

Договор на добычу (вылов) водных ресурсов возникает при рыболовстве в исключительной экономической зоне и континентальном шельфе. Распределяются квоты и заключается договор на закрепление долей квот. Промышленное рыболовство осуществляется также как и прибрежное, но лишь с той разницей, что улов перерабатывается на самих рыболовецких судах. В прибрежном же рыболовстве рыболовецкие суда обязаны сдавать рыбу в таможенных пунктах, портах.

Законодатель разграничивает основания предоставления права на вылов, исходя из критерия, установлен ли общий допустимый улов рыб. Если он установлен, то право предоставляется по договору, если нет – то по разрешению, выдаваемому ОИВ. Дополнительно к договору либо к выданному разрешению в некоторых случаях требуется еще заключение договора на право пользования водными биоресурсами (очень громоздко и неудобно). Например, рыбопромысловый участок, предоставленный для рекреационных целей может быть использован для организации спортивного рыболовства, на который и заключается договор пользования водными биоресурсами.

ЮО за нарушения в сфере рыболовства и добычи водных биоресурсов:

А. УО:

- ст.256 УК – ведение незаконной добычи, вылова водных биоресурсов с причинением крупного ущерба, запрещенными средствами (например, с использованием взрывных устройств). ППВС «О практике рассмотрения дел об административных правонарушения, связанных с добычей водных биоресурсов» не определяет размер крупного ущерба и рекомендует разграничивать УО от АО с учетом значимости рыбных пород, способа, времени и места совершения правонарушения. Если деяние произведено в заповеднике, национальном парке, то стоимость увеличивается в 3 раза, а если на территории иных охраняемых объектов – в 2 раза.

Ч.2 – если повлекло массовую гибель (критерий тот же – больше чем в 3 раза, чем среднестатистическая гибель).

Ч.3 – с использованием служебного положения.

Сингалетта – это рыбы и животные в возрасте до 1 года.

- ст.257 УК – нарушение правил охраны, водозабора, проведения лесосплава, строительства мостов, дамб.

Б. АО:

- ст.8.16 КоАП – нарушение правил судовых документов.

- ст.8.17 КоАП - нарушение стандартов, норм и правил, регламентирующих порядок вылова водных биоресурсов и условий лицензии.

- ст.8.37 КоАП – нарушение правил добычи водных биоресурсов.

В. ГП-ответственность. Правительством утверждены таксы для исчисления размера взысканий за ущерб, причиненный незаконным выловом водных биоресурсов. Вес рыбы при этом не учитывается, считается только количество особей. Это не совсем правильно, поскольку взрослая особь ценнее чем молодая. Во время нереста такса увеличивается в 2 раза.

Тема: Правовая охрана воздуха

В-1: Понятие и меры правовой охраны воздуха

Атмосфера состоит из тропосферы – стратосферы – мезосферы – термосферы – экзосферы.

Ст. 1 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» дает определение воздуха как смеси атмосферных газов, расположенных вне помещения.

Охрану атмосферного воздуха дополняют также

- ФЗ 2003 г. «О запрете производства оборота этилированного бензина»

- Венская конвенция 1985 г. «О трансграничном загрязнении атмосферного воздуха на большие расстояния»

- Монреальский протокол 1987 г. «Об ограничении использования озоноразрушающих веществ» - впоследствии преобразован в Киотский протокол. Но РФ недавно вышла из Киотского протокола.

Меры по охране атмосферного воздуха:

В соответствии со ст.12 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» - при планировании и застройке поселений должны выполняться санитарно-эпидемиологические требования: нормирование воздействия различных форм загрязнения, запрет на размещение и эксплуатацию объектов, которые негативно сказываются на здоровье населения.

- Так, ФЗ «Об использовании атомной энергии» предусматривает создание защитных зон, обеспечивающих необходимые требования удаленности от живых зон и иных объектов. Для обеспечения охраны воздуха законодатель предусматривает запрет ввода в эксплуатацию технического оборудования, использование которого может привести к негативным воздействиям.

- Ст.18 ФЗ «Об охране ОС» запрещает захоронения на территории поселений».

- Санитарное законодательство обязывает муниципальные власти обеспечивать своевременную вывозку отходов.

- ст.9 ФЗ «О гидрометеослужбе» предусматривает прогнозирование возникших угроз для населения при технологических авариях, катастрофах. ОИВ обязаны руководствоваться предприсаниями ФЗ «О защите населения от природных и техногенных аварий».

- В целях сохранения защитного слоя атмосферы от ионизирующего воздействия законодательство предусматривает развитие международных установлений об ограничении озоноразрушающих веществ. С 1998 г. Постановлением Правительства РФ запрещено производство подобного рода веществ.

- Экономическими мерами охраны атмосферного воздуха является установление экономических такс при загрязнении и выбросах в атмосферу с учетом статуса населенного пункта, его оздоровительных свойств, сезона года.

- ст.47 ФЗ «Об охране ОС» предусматривает требования по снижению потенциальной опасности радиоактивных, химических веществ. Предусмотрена государственная регистрация таких веществ, регламентация их использования.

- ст.24 ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и химикатами» устанавливает требования об утилизации, захоронении пришедших в негодность препаратов.

- ФЗ «Об утилизации химического оружия» устанавливает требования по технологии утилизации особо опасных боевых видов химического оружия.

В-2: ЮО за нарушения в данной сфере

1. УО:

- ст.251 УК – загрязнение атмосферы. Необходимы стойкие изменения качественных показателей атмосферного воздуха при различных загрязнениях (химических, радиоактивных, бактериологических).

Ч.2 – если деяние повлекло причинение вреда здоровью.

Ч.3 – если деяние повлекло смерть по неосторожности.

2. АО:

- ст.8.21 КоАП – нарушение правил охраны атмосферного воздуха.

- ст.8.22 КоАП – выпуск в эксплуатацию механических транспортных средств с превышением нормативов по содержанию загрязняющих веществ.

- ст.8.23 КоАП – эксплуатация механических транспортных средств с превышением нормативов по содержанию загрязняющих веществ.

3. ГП-ответственность:

- наступает за возмещение вреда здоровью граждан, причиненного загрязнением. Возмещение производится с учетом заключения медицинских комиссий. Гражданское законодательство предусматривает возможность требования возмещения за утрату репродуктивных функций, в случае возникновения различных патологий (сердца, бронхов).

Тема: Особо охраняемые природные территории (ООПТ)

В-1: Понятие, классификация и характеристика ООПТ федерального значения

Согласно Концепции развития системы ООПТ федерального значения на период до 2020 г. в настоящее время в РФ существуют:

- 102 государственных природных заповедника

- 70 государственных природных заказников

- 42 национальных парка.

Всего территории ООПТ занимают 2,7% всей площади РФ.

Многие ООПТ созданы в последнее время. До 2020 г. планируется создать еще 11 заповедников, 3 заказника и 20 национальных парков.

В Нижегородской области на 2011 г. – 405 ООПТ.

В преамбуле ФЗ «Об ООПТ» дается определение ООПТ как участка земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

Основная особенность правового режима – изъятие этих территорий полностью или частично из хозяйственного использования. Эти земли не могут быть приватизированы, это объекты национального благосостояния. Поэтому предусматриваются меры охраны, направленные на сохранение уникальных природных объектов. Сюда относятся государственные природные заповедники (включая биосферные), национальные парки, государственные природные заказники, дендрологические парки, ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты. Создание ООПТ предусматривается ст.6 Закона РФ «О недрах» (геологические заповедники).

Ст.5 ФЗ «О континентальном шельфе» указывает на возможность создания заповедника, заказника на акватории, прилегающей к прибрежным курортам.

Территории ООПТ подразделяются на федеральные, региональные и местные. Систематизация и обновление по всем природным объектам проводится через государственный кадастр ООПТ, порядок ведения которого утвержден Постановлением Правительства РФ. Вся совокупность ООПТ составляет национальный природно-заповедный фонд.

В-2: Правовой режим ООПТ федерального, регионального и местного значения

1. Заповедник – это наиболее строго охраняемый эталонный участок природы, обладающий уникальным генетическим разнообразием. Государственный природный заповедник представляет собой навсегда изъятые особо охраняемые природные компоненты в виды участков земли, акватории, растительного и животного мира, обладающие уникальными природными характеристиками. Правовой статус заповедника – это природоохранное, научно-исследовательское, просветительское учреждение. Финансируется из федерального бюджета, имущество находится в федеральной собственности, передано заповеднику на праве оперативного управления. Гарантии сохранности заповедника: абсолютный запрет на оборот природных ресурсов и недвижимого имущества. По каждому заповеднику существует Положение, утверждаемое Постановлением Правительства РФ.

Задачи заповедников:

А. Организация научных исследований, включая ведение «летописей природы».

Б. Осуществление экологического мониторинга.

В. Поддержание в естественном состоянии природных компонентов.

На прилегающих к заповедникам участках создаются охранные зоны с ограниченным режимом пользования. Территория заповедника делится на:

- заповедное ядро – основная особо охраняемая его часть. На данной территории запрещается сбор ягод, грибов, лекарственных трав. Запрещено посещение в туристских целях без разрешения дирекции.

- буферная зона.

- биосферная зона – здесь уже допускается частичная хозяйственная деятельность, направленная на заповедные цели.

Число государственных природных биосферных заповедников включено в международную систему биосферных резерваторов.

Первый заповедник в России – Баргузинский заповедник.

2. Национальный парк – это природоохранное учреждение, территория которого включает природные комплексы и объекты, имеющие историческую, культурную, эстетическую ценность, предназначенные для использования в просветительских и туристских целях. Находятся в федеральной собственности. Имеют исключительное право приобретения ЗУ в случае расширения территории национального парка за счет федеральных средств.

Особенностью национальных парков является функциональное зонирование с выделением следующих зон:

- заповедная зона – в ней запрещается любая деятельность.

- зона познавательного туризма.

- рекреационная зона – для отдыха и спорта.

- административная зона.

По каждому национальному парку утверждается Положение. В отличие от иных ООПТ в национальных парках допускается предпринимательская деятельность, основанная на передаче в аренду отдельных участков парка. Необходимо проведение аукциона, порядок которого установлен Постановлением Правительства РФ от 27.01.2001 г.

3. Памятник природы – это уникальный природный комплекс, имеющий реликтовое и научное значение.

25.01.1993 г. утверждено Положение «О памятниках природы». К ним относятся эталонные участки (аллеи, каналы, места произрастания ценных растений, обитания исчезающих животных). Передача осуществляется в зависимости от их значения федеральным ОИВ, региональным ОИВ посредством выдачи охранных обязательств и охранных паспортов. Они могут быть и федерального, и регионального значения. Объявление их таким статусом происходит по заявлению ОИВ в сфере охраны ОС с обоснованием их значимости и ценности.

В Нижегородской области памятники природы – Дивеево и Светлояр.

4. Заказник – в отличие от заповедников он носит временный характер, выполняя основную функцию по восстановлению той или иной популяции животных или растений. Выделяют комплексные, геологические, дендрологические и иные виды заказников. По мере восстановления исчезающих популяций режим заказника снимается.

В-3: Правовая охрана лечебных местностей и курортов

Тема: Правовая охрана земель

Цель охраны диктуется положением, закрепленным в ст.9 К.: земля как основа жизнедеятельности и благосостояния народов в РФ. Ст.4 ФЗ «Об охране ОС» определяет объектами охраны землю и почву. Особой охране подлежат исчезающие породы почв. Охрана земель осуществляется посредством учреждения Красных книг на федеральном и региональном уровнях.

Ценная земля – если ее кадастровая стоимость более чем на 25% превышает среднюю кадастровую стоимость в данной местности.

Основное загрязнение земель – от промышленного производства. Выделяют следующие виды последствий негативного воздействия хозяйственной деятельности:

1. Деградация земель (ст.1 ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения») - это такое ухудшение в результате природного и антропогенного воздействия, которое становится опасным для здоровья граждан.

2. Нарушение земель (Постановление Правительства 1994 г. «О рекультивации земель») – это результат работ, связанных с разработкой месторождений полезных ископаемых, проведения строительных и иных работ, в результате которых нарушается целостность почвы.

3. Восстановление земель – это воспроизводство плодородия посредством проведения систематических мелиоративных, агротехнических, фитосанитарных и иных мероприятий.

Основной проблемой земель в Нижегородской области является водная эрозия. Согласно ст.3 ФЗ «О землеустройстве» мероприятия проводятся в случае выявления таких участков, а также в результате проведения почвенных изысканий. Факты нарушения выявляются в процессе мониторинга (Положение 2002 г.).

Ответственность за нарушения в данной сфере

1. УО

- ст.254 УК – порча земель – требуется значительный ущерб. ППВС 2012 г. не дает дополнительных установлений к подходу об определении значительного ущерба при порче земель. По аналогии следует руководствоваться толкованием ст.246 УК, т.е. значительным следует признавать тот ущерб, который оказывает вредное воздействие на здоровье человека.

Тема: Международная охрана окружающей среды

В МП-охране потребность возникает в силу неразрывности многих природных объектах на смежных территориях государств. Такие природные объекты как атмосферный воздух требуют коллективного подхода к регулированию загрязнений. Основная проблема в разрешении конфликта между государствами в результате экологических катастроф – отсутствие в международных актах конкретных положений подсчета причиненного ущерба. Однако по ряду загрязнений существуют специальные источники:

1. Брюссельская конвенция 1969 г. «О гражданской ответственности за загрязнение нефтью» - согласно ней каждое государство берет на себя обязательство по страхованию рисков при перевозке по морю сырой нефти и нефтепродуктов объемом более 2000 тонн. Конвенция устанавливает предел ответственности – 210 млн. золотых франков (из расчета 2000 золотых франко на 1 регистровую тонну нефти).

2. Женевская конвенция 1989 г. «О гражданской ответственности за ущерб, причиненный при перевозке опасных грузов автомобильным, железнодорожным и внутренним водным транспортом».

3. Конвенция 1977 г. «О запрещении военного или любого другого враждебного использования средств воздействия на окружающую среду» - прецеденты в истории уже были. Например, в ходе ирако-кувейтской войны Ирак умышленно бомбил нефтевышки. Резолюция ООН от 3.04.1991 г. обязала иракскую сторону возместить Кувейту причиненный ОС ущерб в размере 1/4 доходов от объема добычи нефти. Во Вьетнаме американцы уничтожали джунгли напалмом и т.д.

Международное преступление по охране ОС – это деяние, вызвавшее тяжкие последствия для ОС государств как потерпевшей стороны. Такое определение сформулировано Международной комиссией по преступлениям.

Международный экологический суд был создан в июле 1993 г. на основе Камеры по экологическим вопросам, которая входила в состав Международного Суда экологического арбитража и примирения. В состав нового Международного экологического суда входит 29 юристов-экологов из 24 стран мира.

Международные конференции по охране ОС

Первопричиной созыва международных конференций по обсуждению глобальных проблем по охране ОС были многочисленные факты загрязнения ОС промышленностью.

1. 1972 г. – Конференция в Стокгольме по охране ОС – принята Декларация принципов и План действий.

2. 1992 г. – Конференция в Рио-де-Жанейро – участвовало 178 государств, из которых 114 деклараций возглавляли первые лица (это самая крупная конференция по охране ОС). По результатам работы были приняты 3 документа:

А. Декларация по охране среды и развитию.

Б. Повестка дня на XXI век.

В. Принципы в отношении рационального использования, сохранения всех видов лесов (принципы лесоводства).

Также на конференции в Рио подписаны две конвенции:

А. Конвенция о биоразнообразии.

Б. Конвенция об изменении климата.

3. 2002 г. – Конференция в Йоханесбурге.

4. 2010 г. – планировалась, но не состоялась конференция в Копенгагене.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: