Виды спроса

Различают несколько признаков классификации спроса:

1. По влиянию цены на величину спроса различают:

эластичный спрос — спрос, величина которого существенно зависит от цены товара (кривая I).

Товары эластичного спроса — это товары (продо­вольственные, непродовольственные, сложного ассорти­мента (одежда, обувь, колбасы, конфеты).

неэластичный спро с — спрос, величина которого
практически не зависит от цены (кривая 2). К неэлас­
тичному спросу относятся товары первой необходимос­
ти (например: хлеб, мыло, соль и т.д.).

Влияние цены на величину спроса характеризуется так называемой кривой спроса (например: кривая 1, кривая 2). Вид этой кривой влияет на эластичность спроса.

Спрос

 
----Кривая 1 ___Кривая 2

Цена

Кроме того, величина спроса на товар влияет на цены пл товары заменяющие этот товар. Если цены на за­меняющие товары увеличиваются, то и спрос на рас­сматриваемый товар растет. Например, товарами, за­меняющими чай, могут быть кофе, какао, соки и безалкогольные напитки. Повышение цены на любой из этих товаров приводит к повышению спроса на чай. (влияние цен на дополняющие товары будет обратным, т.е. с увеличением цен спрос на эти товары будет сни­жаться. Например, товаром, дополняющим в потреб­лении чай, является сахар. Поэтому повышение цен на сахар приводит к снижению спроса на чай и наоборот.

По отношению покупателя к товару:

твердосформулированный спрос — спрос, не до­пускающий замену одного товара другим;

конкретизированный (сформулированный) спрос, при котором намерения покупателя в товаре имеют конкретные потребительские свойства (напри­мер: цвет и размер обуви, одежды).

Удовлетворение этого спроса возможно при обеспе­чении устойчивого и разнообразного ассортимента то­варов.

- альтернативный (колеблющийся) спрос, допускающий замену одного товара другим. Здесь намерения покупателей выражены в общих чертах (например: зим­нее пальто, летняя обувь и т.д.). Цвет, фасон, отделка и т.п. окончательно определяются в процессе выбора товара. Такой вид спроса характерен при выборе това­ров сложного ассортимента и предполагает наличие их широкого ассортимента в торговле.

импульсный (непредвиденный спрос) — спрос, возникающий спонтанно под воздействием торговой рек­ламы, увиденного товара или в результате влияния продавца, предлагающего товар.

По реальному состоянию товарного обеспечения:

реализованный спрос — спрос, завершающийся покупкой товара. Этот спрос удовлетворен и в объеме и в ассортименте проданных товаров. Он определяется не только реальной платежеспособностью населения, но и возможностями производства и товарного предложе­ния. Реализованный спрос делится на конкретизиро­ванный, альтернативный, импульсный.

неудовлетворенный спрос — спрос на товары, в данный момент отсутствующие в продаже.

Этот спрос возникает в результате просчета в заяв­ках торговых предприятий, недостатков в организации товароснабжения. Очень часто имеющиеся в продаже товары не удовлетворяют покупателей по вкусовым, качественным признакам, оформлению, фасовке, упа­ковке и возникает неудовлетворенный спрос — это спрос на товары, временно отсутствующие в продаже в дан­ном магазине. Когда неудовлетворенный спрос на ряд товаров становится устойчивым, он превращается в от­ложенный

отложенный спрос — спрос, возникающий из-за временного отсутствия условий для приобретения то­вара (например, при отсутствии времени для посеще­ния магазина). Этот спрос не связан с уровнем товар­ного предложения.

формирующийся спрос — спрос на новые това­ры, которые готовятся к производству (имеются опто­вые партии), и необходимо выявить отношение к ним потенциальных покупателей. Новые товары появляют­ся в результате применения новых материалов, про­гресса науки и техники. Кроме того, к формирующему­ся спросу относится спрос на малоизвестные товары.

Также на величину спроса влияет интенсивность рек­ламной деятельности. Спрос увеличивается при росте интенсивности рекламной деятельности. Но на това­ры первой необходимости и традиционные товары спрос остается неизменным. На величину спроса также влия­ют ожидания потребителей. При ожидании повышения цен спрос может резко увеличиваться. При появлении информации о новых товарах более высокого качества спрос на имеющиеся в продаже товары снижается.

И, наконец, спрос на отдельные виды непродоволь­ственных товаров (овощи, фрукты) подвержен сезон­ным колебаниям.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: