Организация и технология закупок товаров у поставщиков

Классификация поставщиков

Изучение и поиск коммерческих партнеров - поставщиков по закупке товаров

Вторым этапом коммерческой работы по оптовым закупкам является выявление и изучение источников поступления, выбор поставщиков и каналов продвижения товаров. Очень важно выявить, изучить и выбрать наиболее подходящие источники поступления товаров, в которых будет осуществляться закупка - с точки зрения ассортимента и объема производи­мых товаров, условий поставки и других факторов – в сочетании с за­ботой о конечных покупателях, их плате­жеспособности.

К источникам поступления товаров относятся пред­приятия производственной сферы, и, в первую очередь — предприятия промышленности.

· Основное место в про­изводстве непродовольственных товаров занимает лег­кая промышленность (текстильная, швейная, меховую, кожевенно-обувная и галантерей­ная, трикотажная и парфюмерно-косметическая отрас­ли).

· Черная и цветная металлургия, тяжелое машиностроение, транспортное машинострое­ние, приборостроение, электроника и вычислительная техника и т.д. производят товары культурно-бы­тового назначения, электробытовые товары, аппарату­ру, посудо-хозяйственные товары, часы и многое дру­гое.

· Целлю­лозно-бумажная промышленность и лесная промыш­ленность дают сырье и производят мебельные товары, строительные товары, канцелярские и школьно-пись­менные товары и др.

Главным источником поступления продовольствен­ных товаров в торговлю являются отрасли

· пищевой промышленности, сельское хозяйство,

· лесное хозяйство

· рыболовство.

Пищевая промыш­ленность условно делится на две группы:

Ø отрасли, использующие необработанное сельско­хозяйственное сырье (например: сахарная, мукомоль­ная, крупяная, маслобойная, консервная, маргарино­вая, винодельная, ликероводочная, табачная).

Ø отрасли, использующие сырье, прошедшее пере­работку (например: хлебопекарная, макаронная, кон­дитерская).

Особое место в производстве продовольственных то­варов занимает молочно-мясная промышленность, ох­ватывающая мясообрабатывающую, мясоколбасную, молочную и маслосыродельную отрасли.

Существенным товарным источником служит рыб­ное хозяйство страны. Оно включает рыбодобывающую, рыбоконсервную и рыбообрабатывающую отрасли.

В связи сбольшим многообразием поставщиков товаров применяется их классификации по различным признакам.

I. По территориальному признаку:

— местные поставщики

— внутриобластные постав­щики, которых зачастую поставляют товары непосредственно розничным торговым предприятиям, минуя оп­товые базы;

— внеобластные поставщики;

— республиканские поставщики;

— внереспубликанские поставщики.

Оптовые предприятия чаще всего закупают товары у внеобластных и внереспубликанских поставщиков. Они учитывают тот фактор, что не во всех областях и рес­публиках развито производство товаров и их прихо­дится завозить.

II. По форме собственности:

—государственные поставщики;

—муниципальные поставщики;

—частные поставщики;

—кооперативные поставщики;

—поставщики иных форм собственности.

III. По функциональным признакам:

— Поставщики-изготовители

— поставщики-посредннки (оптовые предприятия) - они накупают товары у поставщиков-изготовителей, посредников и реализуют их оптовым покупателям (розничным торговым предприятиям, агентам, брокерам, розничным торговцам и т.д.)

Подразделение поставщиков на изготовителей и посредников зависит от канала сбыта.

Канал сбыта — это путь, по которому товары движутся от произво­дителей к потребителям. Канал сбыта характеризуется числом составлющих его звеньев или уровней. На каж­дом уровне выполняются различные операции по приближению товара к конечному потребите­лю. Выбор оптимального варианта распределения за­висит от многих факторов (например: от характера то­варов, от назначения).

До­говор купли-продажи является основным документом, определяющим права и обязанности сторон, участвую­щих в товарных отношениях, в том числе и поставках товара. Этот договор выполняет следующие функции:

—юридически закрепляет отношения между сторо­нами договора, придавая им характер обязательств, выполнение которых оговорено в законе;

—определяет порядок и способы их исполнения;

—предусматривает способы защиты обязательств от их неисполнения сторонами договора (см. п.4.2 Хозяйственные договоры).

Дого­вор поставки является основной опорой хозяйственных связей с поставщиками товаров. В гражданском кодексе договор поставки определен как договор, по которому постав­щик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с лич­ным, семейным, домашним или иным подобным исполь­зованием. Из этого определения следует, что договор поставки относится к предпринимательским договорам, поскольку стороной-поставщиком данного договора мо­жет быть только предприниматель (например: предпри­ятие-изготовитель; оптовое предприятие, осуществля­ющее посредническую деятельность; граждане-предприниматели, производящие товары для оптовой продажи и т.п.). Сторона, выступающая в роли покупателя, мо­жет и не осуществлять предпринимательскую деятель­ность, но приобретенные товары должны применяться ею в целях, не связанных с личным использованием.

Договоры поставки при длительных хозяйственных связях могут быть краткосрочные или долгосрочные (заключаемые на срок более года). Передача товаров по договорам поставки происходит отдельными парти­ями.

Гражданский кодекс РФ регламентирует хозяйствен­ные правонарушения, возникающие при заключении договоров купли-продажи, договоров поставки. При заключении таких договоров надо опираться на главу 30 Гражданского кодекса РФ, где даются практические рекомендации по его составлению.

1.Вводная часть договора поставки содержит следую­щие данные:

· наименование (название) договора

· номер, и дату заключения договора. Дата заключения договора может являться и датой вступле­ния его в действие.

· полное наименование продавца и покупателя, их сокращенные наименования, далее употребляемые в тексте договора.

· должности, ФИО лиц, заключивших контракт и основание для действий — либо доверенность, либо устав.

2.Предмет договора. В нем оп­ределяется:

· вид сделки,

· объект операции (конкретный товар),

· основные условия поставки (сроки, место, условия оплаты),

· качество и цена товара.

Договор может быть заключен на куплю-продажу това­ра, имеющегося в наличии у продавца (поставщика) в момент заключения договора, а также товара, который будет создан или приобретен продавцом в будущем. При этом надо учитывать, что условия договора купли-про­дажи (поставки) о товаре считаются согласованными, если договор позволяет определить наименование и ко­личество товара.

Качество товара — определяется совокупностью ха­рактеристик, дающих возможность использовать товар по его назначению.

Под сроками поставки понимается согласованный сторонами и предусмотренный в контракте период вре­мени, в течение которого продавец должен передать по­купателю товар (устанавливается фиксированная дата поставки или период времени, в течение которого должна быть произведена поставка) В договоре обязательно оговаривается возможность досрочной поставки товара либо долгосрочной.

3.Условия поставки, или базис, определяют конкрет­ный объем, содержание и прочие параметры транспорт­ных операций, осуществляемых в рамках заключаемо­го договора.

Транспортные условия сделки оговаривают обязан­ности сторон при погрузке, разгрузке и транспорти­ровке товаров от продавца к покупателю. В случае не­обходимости оговаривается вопрос упаковки и марки­ровки: вида, размера, порядка оплаты, качества и пр.

Если при заключении договора поставки между сто­ронами возникли разногласия по отдельным условиям договора, стороны согласуют их в течение 30 дней. В случае несогласия следует письменно уведомить другую сторону об отказе от заключения договора. Невыполне­ние этих обязанностей стороной, получившей предло­жение по условиям договора, влечет для нее обязан­ность возместить другой стороне убытки, вызванные ук­лонением от согласования условий договора.

В отличие от других договоров по договорам поставки допускает­ся возможность одностороннего отказа от исполнения или одностороннего изменения в случае существен­ного нарушения договора одной из сторон. Под суще­ственным нарушением следует понимать такое нару­шение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны ущерб, вследствие которого она в зна­чительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора. При этом на­рушение договора поставки поставщиком считается су­щественным в случаях:

— поставки товаров ненадлежащего качества с не­достатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок;

—неоднократного нарушения сроков поставки;

—неоднократного нарушения сроков оплаты това­ров;

—неоднократной невыборки товаров.

В этих случаях договор поставки считается изме­ненным или расторгнутым с момента получения одной стороною уведомления другой стороны об отказе от ис­полнения договора полностью или частично. Следует отметить, что передача товара в обусловленный срок – один из признаков, по которому договора поставки составляют отдельный вид договора купли-продажи.

Второй особенностью договора поставки является исчисление убытков при расторжении договора. Так, например, в разумный срок после расторжения догово­ра вследствие нарушения обязательства продавцом по­купатель купил у другого лица товар по более высо­кой, но разумной цене. Покупатель вправе предъявить продавцу требование о возмещении убытков в виде раз­ницы между договорной ценой и ценой по совершенной взамен сделке. Аналогичное право предоставлено по­ставщику в случае, когда он вследствие нарушения до­говора покупателем, продал товар по более низкой, но разумной цене. Если вместо расторгнутого договора одна из сторон не совершила иную сделку и текущая цена увеличилась, то сторона может предъявить требование о возмещении убытков в виде разницы между этими ценами. Текущей ценой считается цена, обычно взымавшаяся при сравнимых обстоятельствах за аналогич­ные товары в месте, где должна была быть осуществле­на передача товара.

Исполнение договора поставки должно постоянно контролироваться по следующим показателям:

· по общему объему;

· по развернутому ассортименту;

· по срокам поставки;

· по качеству;

· по соблюдению расчетной дисциплины;

· по наличию и правильному оформлению сопроводительных документов.

Одним из основных документов является счет-фактура, которая выписывается продавцом на имя покупателя при отгрузке и является требованием продавца к покупателю оплатить указанную там сумму.

Оптовые закупки товаров являются важной состав­ной частью коммерческой деятельности оптовых торго­вых предприятий. Они дают возможность сформиро­вать необходимый торговый ассортимент товаров для снабжения розничной торговой сети, осуществлять воз­действие торговли на производство в соответствии с требованиями покупательского спроса. Правильно орга­низованные оптовые закупки товаров являются необ­ходимым условием создания оптимальных товарных за­пасов, повышения товарооборачиваемости, получения прибыли и удовлетворения спроса населения.

Технология закупки товаров торговыми предприя­тиями зависит от источников поступления товаров:

· у производителей;

· у посредников;

· на товарных биржах.

За­купка товаров ведется на оптовых ярмарках, оптовых продовольственных рынках, на оптовых складах, в мел­кооптовых магазинах-складах, у индивидуальных час­тных предпринимателей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow