Эта цивилизация основана на насилии (оно порождает эксплуатацию человека человеком, капитализм, колониализм и империализм).
Картина всеобщего благоденствия (сарводайя) – идиллическое изображение простой сельской жизни 9индустрия сведена к минимуму; каждый трудится для пропитания и пользуется равными правами со всеми; обеспечено справедливое распределение; эксплуатация изживается без насилия (помещики и капиталисты управляют своими владениями как опекуны в интересах трудящихся); потребности удовлетворяются в первую очередь за счет местных ресурсов).
Сарводайя в политическом отношении – федерация самоуправляющихся общин, соответствующая всем требованиям анархизма (в идеале субъект объединения – не община, деревня, а личность; не нужны армия, полиция; ненасильственное государство).
Обычное государство рассматривал как аппарат принуждения, бездушную машину, подавляющую человека.
Переходная форма – преимущественно ненасильственное государство (сохраняются вооруженные силы; не упразднено социальное неравенство и эксплуатация; государство регулирует вознаграждение, выплачиваемое опекунам, решает вопрос об их преемниках, поощряет кустарную промышленность, управляет национализируемыми предприятиями, контролирует использование лесов, ископаемых, источников энергии, средств связи).
|
|
Идеал Ганди – один из вариантов утопического социализма с примесью ненасильственного анархизма.
Обеспечение мира на Земле (ненасилие предполагает пацифизм, полное отрицание войны, в том числе вооруженного сопротивления агрессии).
Отношение к кастам (видел в древней системе четырех варн разумный социальный порядок, основанный на разделении труда, но в то же время не признавал бесчисленных каст, не одобрял запрещение межкастовых браков; призвал к межкастовому общению, отсек представления о благородных и низких; поставил единство человеческого рода над варнами и провозгласил физический труд обязанностью всех варн).
Чужд религиозного фанатизма и нетерпимости (отстаивал свободу совести, светский характер государства и дружественные отношения межу всеми религиозными общинами; был убежден в общности всех религий и хотел видеть в них средство объединения людей).
Социальные вопросы (ограничивался умеренными требованиями, касающимися частных улучшений жизни и быта трудящихся масс; ради сохранения единства нации в антиимпериалистической борьбе призывал отложить до завоевания независимости попытки реформировать внутренние социально-экономические отношения).
Реальная часть политической программы (требования независимости и применение ненасильственных методов борьбы).
|
|
Понятие сатьяграха (ненасильственное сопротивление) ввел, чтобы не смешивать свой метод с пассивным сопротивлением (сатьяграха – не тактика, а убеждение, основана на уважении и любви к противнику, предполагает активные формы протеста; основана на убежденности в божественном характере души, единой во всех людях и неизбежно откликающейся на любовь).
Понятие ахимса (ненасилие) (в негативном плане это неприменение силы; позитивная сторона – любовь к человеку и животным, служение им, милосердие, самопожертвование).
Этическая основа тактики ненасилия (цель в том, чтобы побудить противника понять свою неправоту, раскаяться и по своей воле удовлетворить справедливые требования).
Ненасильственное сопротивление при всей своей активности носит страдательный характер (в высших формах – жертвенный).
Формы массовой сатьяграхи (несотрудничество с властями, приостановление работы, пикетирование, отказ от уплаты налогов, гражданское неповиновение (неисполнение законов); исключал конспирацию как симптом потенциального насилия).
Сатьяграха – не стихийное проявление протеста (тщательно готовил, четко определял формы и степень несотрудничества и гражданского неповиновения).
Ненасильственное сопротивление стало главной формой национально-освободительного движения в Индии (четко отделив национальную борьбу от социальной Ганди сумел обеспечить национальное единство при гегемонии буржуазных кругов, доминировавших в ИНК(строжайшая дисциплина и сосредоточенность всех функций по руководству в руках Ганди сдерживали от эксцессов социальной борьбы и насилия, позволяли национальному капиталу не опасаться за свое будущее)).
47. Политико-правовые взгляды Сунь Ятсена
Эпоха.
Конец XIX – начало XX века (Китай оставался полуколониальным государством (неравноправный характер отношений с европейскими державами, Японией и Россией)).
Сунь Ятсен (1866 – 1925) (родился в провинции Гуандун; начальное образование получил в родной деревне; обучался в английской миссионерской школе на о. Гонолулу (Гавайи), где приобщился к европейской культуре; с отличием окончил королевский колледж в Гонконге; получив квалификацию хирурга, занялся врачебной практикой в Макао (Аомынь); становится профессиональным политиком; предпринимает несколько попыток поднять восстание на юге Китая, неоднократно создает политические организации; несколько раз эмигрировал из Китая).
В октябре 1911 года народное восстание увенчалось успехом (избран временным президентом Китая; создает Национальную партию (Гоминьдан); оттеснен от власти, организовал демократическое правительство на юге страны, оппозиционное Пекину; в союзе с компартией одержал победу в гражданской войне).
Происхождение государства. (–).
Характеристика государства (определение государства). (–).
Формы государства (идеальное государство). (–).
Понятие права (отличие от закона; виды права). (–).
Особенности теории.
Политическая концепция Сунь Ятсена выражена в трех принципах:
1) Принцип нации (национализм) (до свержения династии имел внутреннюю направленность; после ее падения реалии контрреволюции и гражданской войны наполнили его новым содержанием (борьба китайского народа против колонизаторов; закрепление принципа равенства всех наций Китая вплоть до права на самоопределение).
2) Принцип народовластия (демократия) (понимался как установление в Китае республиканской формы правления и как утверждение демократического режима).
Обосновал причины необходимости учреждения республики (нет нужды сохранять монархию, ибо все люди должны быть равными; монархия – тормоз развития общества и государства; только республиканская форма поможет преодолеть смуты и междоусобицы).
|
|
Демократия – степень участия народных масс в управлении государством (рассматривал ее шире, как условие существования свободы и равенства).
Критика западной демократии (народные массы устранены от управления государством и не имеют никаких прав; бюрократизм и коррупция – недостатки современного ему западного парламентаризма).
Создание чисто китайской модели демократии (Конституция пяти властей – государственная власть подлежала разделению на пять ветвей (законодательную, исполнительную, судебную, контрольную и экзаменационную); каждая ветвь на национальном уровне была представлена высшим органом (юанем), на провинциальном они объединялись в одном органе (провинциальной управе); возглавляло все Национальное собрание, в состав которого избирался один представитель от каждого уезда).
Функции юаней (законодательный, исполнительный и судебный – такие же, как у их западных аналогов; контрольный и экзаменационный должны были осуществлять контроль за деятельностью первых трех юаней).
Народ необходимо наделить также прямой властью – четыре права (право избирать, право отзывать, право инициативы и право референдума).
В концепции конституции заметно влияние традиционных китайских политических воззрений и западных идей (традиционные воззрения – выделение в качестве самостоятельной ветви экзаменационной власти; западные идеи – принцип разделения властей).
МСУ (полагал необходимым начинать преобразования с уровня МСУ – оно и есть фундамент демократии).
Процесс политического переустройства разделял на три периода (период военной власти (уничтожение противника); период политической опеки (становление и развитие МСУ); период конституционного правления (создание органов государственной власти и провинциальных управ)).
3) Принцип народного благоденствия (вкладывал в него социалистическое содержание, скорее это был утопическая попытка перескочить через капитализм со всеми его издержками(.
Методы достижения принципа народного благоденствия (уравнивание прав на землю (фактически – национализация); ограничение капитала (национализация крупных монополий и индустриализация страны)).
|
|
Взгляды на классовую борьбу (считал ее присущей только буржуазному строю, горе Китая видел в бедности, а не в социальном неравенстве).