Способы и средства защиты информации 4 страница

Автоматизированная система управления производственным объединением или предприятием (АСУП) предназначена для организационного и административного управления этим производственным объединением или предприятием. АСУП базируется на применении электронных вычислительных машин, периферийной и организационной техники, а также экономико-математических методов для решения основных задач управления производственно-хозяйственной и другой деятельностью на всех уровнях: участка, цеха, отдела и службы, производственной единицы и предприятия в целом, то есть директорату. Сюда же принадлежит решение ряда задач, связанных с управлением общественными организациями определенного объединения или предприятия. Основные задания, которые решает АСУП, такие:

повышение эффективности производства, что выражается в увеличении выпуска продукции, улучшении ее качества и снижении себестоимости:

- повышение оперативности и улучшение качества управления производством, структурными подразделениями и производственным объединением или предприятием в целом, что выражаются в применении правильно разработанной системы оптимального и взаимосвязанного перспективного, годового и оперативно-производственного планирования, а также в оперативном сборе, обработке и анализе фактической информации;

- усовершенствование структуры аппарата управления, что выражается в ее упрощении и создании таких структурных подразделений управления, которые, будучи немногочисленными в своем составе, могли бы оперативно и со знанием дела влиять на процессы, которые происходят. Это осуществляется благодаря централизации отделов и служб управления, а также за счет коренной перестройки существующей структуры аппарата управления в направлении последующей его интеграции и улучшения взаимоотношений между структурными подразделениями и производственными единицами;

- организация рациональных потоков информации на предприятии, а также обработка информации в таком аспекте и в такие сроки, чтобы получаемые исходные (результатные) данные, зафиксированные на удобных для пользования носителях, полностью удовлетворяли требования качественного и оперативного управления всеми процессами, которые происходят на предприятии или в производственном объединении.

Основной экономический эффект от внедрения АСУП получается за счет повышения уровня планирования, лучшей организации производства, более полной загрузки оборудования, обеспечения ритмичности работы предприятия, сокращения непроизводительных потерь, что в итоге повышает производительность труда и снижает издержки производства.

Предприятия и объединения отличаются друг от друга размерами, сложностью. В связи с этим проблема установления общего критерия эффективности для предприятия весьма трудная.. В некоторых задачах, реализуемых с помощью АСУ (КСУ), целесообразны свои локальные критерии, отличающиеся от общего критерия системы. Иногда надо считаться с наличием не одного, а ряда критериев. В таких случаях можно применить способ, согласно которому оптимизацию надо сначала проводить по одному критерию, а остальные учитывать в качестве ограничений, затем - по другому критерию и т. д. Другой способ учета многокритериальности задачи сводится к формированию некоторого комплексного критерия, представляющий собой, например, сумму отдельных критериев, каждый из которых наделяется определенным “весовым” коэффициентом. Третий способ состоит в сведении многокритериальных задач к так называемым игровым моделям.

В) АИСнаучных исследований обеспечивают высокое качество и эффективность межотраслевых расчетов и научных опытов. За методическую базу таких систем правят экономико-математические методы, за техническую — разнообразная вычислительная техника и технические средства для проведения экспериментальных работ из моделирования.

Г) Если в производственном (научно-производственному) объединении или на предприятии есть НИИ или КБ и выполняется значительный объем конструкторских и технологических работ, то как автономная может быть создана САПР, что должна иметь в обязательном порядке связок с АСУП. Системы автоматизированного проектирования работ (САПР) используются для проектирования деталей и узлов машин, элементной базы, производственного и технологического проектирования.

Д ) Учебные АИС приобретают значительное распространения в подготовке специалистов и повышении квалификации работников разных отраслей. Традиционные методы обучения специалистов в различных областях профессиональной деятельности складывались многими десятилетиями, в течение которых накоплен большой опыт. Однако, как свидетельствуют многочисленные исследования, традиционные методы обучения обладают рядом недостатков. Одним из возможных путей преодоления этих недостатков является создание АСО — автоматизированных информационных систем, предназначенных для автоматизации подготовки специалистов с участием или без участия преподавателя и обеспечивающих обучение, подготовку учебных курсов, управление процессом обучения и оценку его результатов. Основными видами АСО являются

‑ автоматизированные системы программированного обучения (АСПО),

‑ системы обеспечения деловых игр (АСОДИ),

‑ тренажеры и тренажерные комплексы (ТиТК).

АСПО ориентированы на обучение в основном по теоретическим разделам курсов и дисциплин. В рамках АСПО реализуются заранее подготовленные квалифицированными преподавателями «компьютерные курсы». При этом учебный материал разделяется на порции (дозы) и для каждой порции материала указывается возможная реак­ция обучаемого. В зависимости от действий обучаемого и его ответов на поставленные вопросы АСПО формирует очередную порцию пре­доставляемой информации. Наибольшую сложность при создании АСПО составляет разработка «компьютерного курса» для конкретной дисциплины. Именно поэтому в настоящее время наибольшее распространение получили «компьютерные курсы» по традиционным, отработанным в методическом плане дисциплинам (физике, элементарной математике, программированию и т.д.).

АСОДИ предназначена для подготовки и проведения деловых игр, сущность которых заключается в имитации принятия должностными лицами индивидуальных и групповых решений в различных проблемных ситуациях путем игры по заданным правилам. В ходе деловой игры на АСОДИ возлагаются следующие задачи:

- хранение и предоставление обучаемым и руководителям игры текущей информации о проблемной среде в процессе деловой игры в соответствии с их компетенцией;

- формирование по заданным правилам реакции проблемной среды на действия обучаемых;

- обмен информацией между участниками игры (обучаемыми и руководителями игры);

- контроль и обобщение действий обучаемых в процессе деловой игры;

- предоставление руководителям игры возможности вмешательства в ход игры, например, для смены обстановки.

Технической базой АСОДИ являются высокопроизводительные ЭВМ или локальные вычислительные сети. Методологической базой АСОДИ, как правило, является имитационное моделирование на ЭВМ.

ТиТК предназначены для обучения практическим навыкам работы на конкретных рабочих местах (боевых постах). Они являются средствами индивидуального (тренажеры) и группового (тренажерные комплексы) обучения. ТиТК являются достаточно дорогостоящими средствами обучения, а их создание требует больших затрат времени. Однако их чрезвычайно высокая эффективность при обучении таких специалистов, как операторы систем управления и т.д. позволяет считать их достаточно перспективными видами АСО.

3. Принципы построения управленческих информационных систем. Человеко-машинная АСУ уже на стадии создания требует как усовершенствования организации основной деятельности экономического объекта (производственного, хозяйственного), так и улучшение организации управленческих процедур. В основу принципов построения АСУ легли сформулированные академиком В.М. Глушковым научно-методи-ческие положения, закрепленные государственным стандартом. К этим принципам относятся:

‑ Принцип системности является основоположным при создании, функционировании и развитии АСУ. Он дает возможность рассматривать исследуемый объект как одно целое; выявлять на этом основании разнообразные типы связей между структурными элементами, которые обеспечивают целостность системы; устанавливать направление производственно-хозяйственной деятельности системы и реализованные ею конкретные функции.

‑ Принцип развития состоит в том, что АСУ создается с учетом возможности постоянного пополнения и обновление функций системы и видов его обеспечение. Предполагается, что автоматизированная система может наращивать свои вычислительные возможности, оснащаться новыми техническими и программными средствами, быть способной постоянно расширять и возобновлять состав задач и информационный фонд.

‑ Принцип совместимости состоит в обеспечении способности взаимодействия АСУ разных видов, уровней в процессе их общего функционирования. Реализация этого принципа дает возможность обеспечить нормальное функционирование экономических объектов, повысит эффективность управления народным хозяйством и его отдельными отраслями.

‑Принцип стандартизации и унификации состоит в необходимости применения типичных унифицированных и стандартизированных элементов функционирование АСУ.

‑Принцип эффективности состоит в достижении рационального соотношения между затратами на создание АСУ и целевым эффектом, полученным при ее функционировании.

Кроме основных принципов выделяют также ряд частичных принципов:

‑ принцип декомпозиции - используется при изучении особенностей, свойств элементов и системы в целом. Он основывается на разбиении системы на части, выделении некоторых комплексов работ, создании условий для эффективного анализа системы и ее проектирования;

‑ принцип первого руководителя предусматривает закрепление ответственности во время создания системы за заказчиком — руководителем предприятия, учреждения, области, то есть будущим пользователем, который отвечает за ввод в действие и функционирование АСУ;

‑ принцип новых задач — поиск постоянного расширения возможностей системы, усовершенствование процессов управления, получение дополнительных результатных показателей с целью оптимизации управленческих решений;

‑ принцип автоматизации информационных потоков и документооборота предусматривает комплексное использование технических средств на всех стадиях прохождения информации от момента ее регистрации к получению результативных показателей и формирования управленческих решений;

‑ принцип автоматизации проектирования имеет цель повысить эффективность самого процесса проектирования и создания АСУ на всех уровнях народного хозяйства, при этом обеспечивается сокращение временных, трудовых и стоимостных затрат.

4.2.2. Интегрированные информационные системы управления предприятиями

1.Общая характеристика интегрированных информационных систем управления, преимущества использования. Переход Украины на рыночные формы развития способствовал значительному повышению интереса к компьютерным системам, с помощью которых можно обеспечить эффективное управление предприятием. причем растет спрос именно на интегрированные системы управления — автоматизация отдельной функции, например бухгалтерский учет или сбыт готовой продукции, считается уже пройденным этапом для многих предприятий.

Основные характеристикиинтегрированной информационной системы управления такие:

- крос-операционность - приложение, что реализует функции отдельной дисциплины управления разных операционных сред;

- крос-дисциплинарность - приложение для разнообразных дисциплин используют общую информацию; крос-дисциплинарные возможности обеспечивают совместную работу разнообразных управляющих модулей и таким образом повышают эффективность системы в целом;

- открытость - возможность интеграции средств управления других поставщиков.

Интегрированная система должна;

1) иметь согласованный интерфейс пользователя;

2) разделять информацию между разнообразными операционными средами и дисциплинами;

3) обеспечивать представление информационной инфраструктуры как с точки зрения системного и сетевого управления, так и с точки зрения интересов бизнеса;

4) быть распределенной как физически, так и логически;

5) обеспечивать иерархическую организацию управления - возможность делегирования прав менеджера сверху вниз и передачу ответственности за выполнение определенных функций снизу вверх.

Один из вариантов общей классификации информационных систем управления предприятиями. можно представить следующим образом (табл. 1).

Все приведенные в таблице системы можно условно разделить на два больших класса:

а) финансово-управленческие

б) производственные системы.

Финансово-управленческие системы. Такие системы включают подклассы локальных и частично малых интегрированных систем. Такие системы предназначены для ведения учета по одному или нескольким направлениям (бухгалтерия, сбыт, учет кадров и т. др.). Системами этой группы может воспользоваться практически любое предприятие, которое нуждается в управлении финансовыми потоками и автоматизации учетных функций. Такие системы по многим критериям являются универсальными, хотя чаще всего разработчики предлагают решение отраслевых проблем, например, основные средства, начисления налогов или управления персоналом с учетом специфики регионов. Универсальность приводит к тому, что цикл внедрения таких систем небольшой, иногда можно воспользоваться «коробковым» вариантом.

Таблица 1

  Малые интегрированные системы Средние интегрированные системы Большие интегрированные системы
Представители групп · Concorde XAL · Exact · NS-2000 · Platinum · PRO/MIS · Scala · SunSystems · БОСС-корпорация · Галактика/ ПАРУС · Ресурс · Эталон · JD Edwards (Robertson & Blums) · MFG-Pro (QAD/BMS) · SyteLine (СОКАП/ SYMIX) · MIRACLE V · SAP/R3 (SAP AG) · Baan (Baan) · BPCS (ITS/SSA) · Oracle Applications (Oracle)

Хотя общая конфигурация систем может быть достаточно сложной, практически все финансово-управ-ленческие системы способны работать на персональных компьютерах в обычных сетях передачи данных Novell Netware или Windows NT. Они опираются на технологию выделенного сервера базы данных, что характеризуется высокой загруженностью сетевых каналов для передачи данных между сервером и рабочими станциями. Только отдельные из предложенных систем такого класса были разработаны для промышленных баз данных (Oracle, SYBASE, Progress, Informix, SQL Server). Использовались преимущественно более простые средства разработки Clipper, FoxPro, dBase, Paradox, что, как правило, дают сбои на сложных конфигурациях сети и при увеличении объемов прорабатываемых данных.

Производственные системы. Производственные системы включают подклассы средних и больших интегрированных систем. Эти системы прежде всего предназначены для управления и планирования производственного процесса. Учетные функции, хоть и глубоко проработанные, исполняют вспомогательную роль, и иногда невозможно выделить модуль бухгалтерского учета, потому что информация в бухгалтерию поступает автоматически из других модулей.

Производственные системы значительно сложнее во внедрении (табл.2). Это обусловлено тем, что система удовлетворяет потребности всего производственного предприятия, что нуждается в значительных общих усилиях работников предприятия и поставщика программного обеспечения.

Таблица 2

Показатель Локальные системы Малые интегрированные системы Средние интегрированные системы Большие интегрированные системы
Внедрение Простое, коробковый вариант Поэтапное или коробковый вариант Только поэтапное Более чем 6—9 месяцев Поэтапное, сложное Более чем 9—12 месяцев
Функциональная полнота Учетные системы (по направлению) Комплексный учет управления финансами Комплексное управление: учет, управление производством
Соотношение расходов лицензия/ внедрение/ установка/ 1/0,5/2 1/1/1 1/2/1 1/ 1—-5/
Ориентировочная стоимость 5—50 тысяч USD 50—300 тысяч USD 200—500 тысяч USD 500 тысяч, > 1 миллиона USD

Производственные системы часто ориентированы на одну или несколько отраслей и/или типов производства: серийное сборочное (электроника, машиностроение), мелкосерийное и опытное (авиация, тяжелое машиностроение), непрерывное (металлургия, химия, нефте- и газодобыча).

Производственные системы по многим параметрам значительно жестче, чем финансово-управленческие. Эффект от внедрения производственных систем становится существенным на верхних уровнях управления предприятием, когда видно всю взаимозависимую картину работы, что включает планирование, закупки, производство, запасы, продажу, финансовые потоки и многие другие аспекты.

При увеличении сложности и широты охватывания функций предприятия системой растут требования к технической инфраструктуре и компьютерной платформе. Все, без исключения, производственные системы разработаны с помощью промышленных баз данных. По большей части используется технология «клиент—сервер», что допускает разделение обработки данных между выделенным сервером и рабочей станцией. Эта технология оправдывает себя во время проработки больших объемов данных и запросов, поскольку позволяет оптимизировать интенсивность передачи данных компьютерной сетью.

Основу каждой производственной системы составляют рекомендации относительно управления производством. На данный момент существует несколько групп таких рекомендаций (стандартов). Они представляют собой описание в первую очередь общих правил, за которыми должны осуществляться планирование и контроль разнообразных стадий производственного процесса: потребностей в сырье, закупок, загрузка мощностей, распределения ресурсов и тому подобное. Исходным стандартом середины 60-х годов был стандарт MRP (Material Requirements Planning), что включал только планирование материалов для производства. Этот стандарт был расширен к MRP-II (Manufacturing Resource Planning). MRP-II позволял планировать все производственные ресурсы предприятия (сырье, материалы, оборудование и тому подобное). Последующим развитием стал стандарт ERP (Enterprise Resource Planning), что позволил объединить все ресурсы предприятия, таким способом увеличивая управляемость заказами, финансами и тому подобное. Сейчас практически все производственные системы отвечают рекомендациям стандарта ERP. Наконец, последний по времени стандарт CSRP (Customer Synchronized Resource Planning) регламентирует также взаимодействие с клиентами: оформление наряда-заказа, техническое задание, поддержка заказчика на местах и тому подобное. Таким образом, если MRP, MRP-II, ERP ориентировались на внутреннюю организацию предприятия, то CSRP вышел «за пределы» предприятия и включил у себя полный цикл — от проектирования будущего изделия с учетом требований заказчика к гарантийному и сервисному обслуживанию после продажи.

На основании изложенного выше можно дать такие выводы:

1. Для малых предприятий, торговых фирм и компаний, которые предоставляют услуги, за соотношением цена/качество больше всего подойдут финансово-управленческие системы, поскольку основные решаемые ими задачи — это бухгалтерский учет, управление составами продукции, управления кадрами. Финансово-управленческие системы также могут быть использованы на небольших производственных предприятиях, процесс производства на которых не является сложным.

2. Для малых и средних производственных предприятий, с небольшим количеством юридических лиц и взаимосвязей самыми эффективными будут средние интегрированные системы или простые конфигурации интегрированных систем. Для таких предприятий основным критерием является собственное управление производством, хотя учетные задачи остаются важными.

3. Для больших холдинговых структур, финансово-промышленных групп, которые управляют компаниями, для которых первостепенное значение имеет управление сложными финансовыми потоками, трансферными ценами, консолидация информации, самыми во многих случаях приемлемыми будут большие интегрированные системы. Эти системы, имея возможности для решения проблем управления производством, могут удовлетворять весь комплекс требований большого холдинга. Для автоматизации гигантских предприятий в мировой практике также часто используются большие, средние и даже мелкие интегрированные системы в комплексе, когда на уровне управления всей структурой работает, например, SAP/R3, а производственные компании пользуются пакетами среднего класса. Создание электронных интерфейсов упрощает взаимодействие между системами и позволяет избежать двойного ведения данных.

Как показали исследования, использование интегрированных информационных систем в управлении существенно повышает производительность решения таких заданий:

- развертывание системного и прикладного обеспечения (инсталляция и расширение);

- администрирования пользователей и ресурсов (защита и контроль доступа);

- поддержка доступности информационных технологий (выявление и коррекция ошибок и общее сопровождение).

2. Концепции и основные функциональные компоненты интегрированной информационной системы. В условиях рыночной экономики основной функцией любого предприятия (организации) является выпуск продукции (предоставление услуг) с целью получения экономических результатов от реализации этой продукции. Центральное место среди задач управления из этого взгляда занимает получение прибыли от результатов хозяйственной деятельности предприятия (организации). Приобретение средств и орудий производства, производственные процессы и организационные мероприятия, как правило, предшествуют прибылям, которые получаются благодаря хозяйственной деятельности. Поэтому важно суметь сопоставить материальные, трудовые и финансовые потребности с существующими ресурсами.

Процесс управления предприятием (организацией), имеет целью получения прибыли. Движение от поставленных целей к результату является многоступенчатым. Он требует оперативной коррекции первичного плана действий в зависимости от достигнутых промежуточных результатов. В целом конечный успех предприятия зависит от многих факторов, часть из которых не поддается строгой формализации (рис. 4.2).

 
 

Рис. 4.2. Факторы коммерческого успеха

Интегрированная автоматизированная система управления (ИАСУ) обеспечивает согласованное и координированное решение отдельных задач временной и уровневой иерархии за счет деления общего блока задач управления по фазам планирования, регуляции, учета, анализа, а также временной иерархии задач внутри каждой фазы.

ИАСУ отличается в первую очередь методикой построения, что обеспечивает согласованное достижение целей, каждая с который не может быть достигнут за счет локального использования отдельных видов АСУ. Можно выделить множество разных локальных концепций ИАСУ, в которых на первый план в зависимости от целей интеграции могут выдвигаться проблемы технической, информационной, программной, организационной совместимости и взаимодействия, функциональной интеграции, организации согласованной работы между разными видами АСУ, интеграции автоматизированной и неавтоматизированной частей системы управления, отдельных фаз цикла управления, системы автоматизированной обработки данных, а также данных, необходимых для принятия решений. Выбор подавляющего направления интеграции АСУ может быть осуществлен на основе оценки функциональной структуры ИАСУ, эффекта, получаемого в результате общего и согласованного функционирования локальных АСУ, а также расходов на обеспечение их совместимости и взаимодействия.

Переход к интеграции автоматизированных систем связан с системным анализом объекта и задач управления; с постановкой и формированием комплекса задач управления как задач оптимизации по некоторым общим для системы критериям эффективности функционирования; с использованием экономико-математических моделей объекта управления для объединения локальных задач, управления прогноза возможных состояний и выбора оптимальных управленческих решений.

Системный анализ функционирования предприятия нуждается в комплексном рассмотрении исследуемых явлений и процессов с учетом их внешней и внутренней связей, существенных с точки зрения целей, поставленных перед системой. В применении к проблеме создания интегрированных АСУ это требует регулярного осуществления такого комплекса работ: определение целей интегрированной системы, выделение локальных объектов управления, установка структуры целей и задач объекта управления, выявление и анализ существенных внешних и внутренних связей, установка способа функционирования объекта и выделенных частей в динамику, определение способов комплектования задач управления, определение направлений интеграции системы управления, внедрение локальных систем и достижение локальных целей, перехода к общему функционированию локальных частей системы.

Как показывает анализ, наибольший эффект может быть получен, когда три уровня управления — локальной функциональной подсистемы, подсистема оперативного управления и координации и подсистема планирования — будут рассматриваться как единое целое. При этом анализ внешней среды и выявление экономически оправданного набора заданий целесообразно считать функцией подсистемы высшего уровня. Такой подход позволяет создать систему, в которой интеграция информации, необходимой для принятия решений на каждом уровне («горизонтальная» интеграция), сообщается с интеграцией функций управления по уровням («вертикальная» интеграция).

Предельные возможности интеграции определяются видом связей между отдельными объектами управления. Это означает, например, что в пределах автоматизированной системы управления предприятием может существовать интеграция нескольких относительно слабо связанных между собой систем управления производством, административно-хозяйственной деятельностью, кадрами и т.д. Интегрированными эти системы можно будет называть лишь в том случае, если им будет доступная вся информация, необходимая для принятия решений по управлению соответствующим объектом, а управление на всех уровнях будет координироваться с позиций достижения общей цели.

В интегрированной системе управления выделяют четыре уровня.

Первый уровень взаимодействует с объектом непосредственно в реальном времени процесса. Снятые с датчиков данные могут обрабатываться (сглаживаться, усредняться и т.д.) для передачи их в систему принятия решений для хранения и последующего использования. В задание текущего контроля событий входит выявление событий, которые влияют на решение по управлению. Эти события могут инициировать выдачу управляющего влияния, выдачу сигнала в завершение предыдущего задания, введения новых значений управляемых параметров, изменение режима работы. Функция прямой регуляции первого уровня ИАСУ реализует цель и стратегию, определенную на втором уровне.

Второй уровень. Устанавливает цель заданий, которые подлежат реализации на первом уровне. В нормальном режиме целью может быть оптимальное управление на основе принятой математической модели. В аварийных ситуациях могут получать приоритет модифицированные модели для перечисления нарушенных планов. Второй уровень определяет остановки для управляющих устройств первого уровня, что реализуются через предварительно очерченную последовательность действий.

Третий уровень выполняет функцию адаптации алгоритмов, используемых на первом и втором уровнях. Адаптация может осуществляться коррекцией значений соответствующих параметров алгоритмов (например, в результате анализа поведения объекта) или параметров текущего контроля событий (например, предельных условий изменения режимов функционирования), а также с помощью определения ограничений для задачи оптимизации второго уровня (вызванных, например, изменением структуры объекта в результате исключения из работы части оборудования). Основное отличие третьего уровня — учет опыта работы на протяжении некоторого периода времени.

Четвертый уровень выбирает структуру алгоритмов, которые принадлежат к низшим уровням иерархии. Эти решения базируются на общей информации о целях функционированиях, приоритетах, внутренних и внешних взаимосвязях и т.д. Он задает третьему уровню режим функционирования управления процессом решения задач.

Информационный обмен между уровнями идет вверх по иерархии через общую Базу данных. Результаты принятия решений и их оценивания идут вниз либо через базу данных, либо через организующую программу системы. База данных является средством информационной интеграции уровней адаптации.

4.3. Компьютерные cистемы поддержки принятия решений

1.Организационно-технологические основы принятия решений. Системы поддержки принятия решений (Decision Support System) — это информационные системы третьего поколения (начало 1985 (длится до сих пор). Необходимость компьютерной поддержки принятия решений в экономике и бизнесе в настоящее время обусловлена действием ряда объективных причин, в частности: увеличением объемов информации, что поступает в органы управления и непосредственно к руководителям; осложнением заданий, которые решаются ежедневно и на перспективу; необходимостью учета большого количества взаимоувязанных факторов и требований, которые быстро изменяются; необходимостью снятия неопределенности, связанной с невозможностью количественного измерения отдельных факторов; увеличением важности последствий решений, которые принимаются, и тому подобное. чтобы создать эффективную СППР, нужно начать с понимания имеющегося процесса разработки и принятия решений в организационном управлении, то есть с выяснения сути управленческих решений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: