Способы и средства защиты информации 5 страница

Управленческие решения. Принятие решения менеджерами — это динамический процесс. Он является комплексным и неоднозначным во времени. Творцы решений сталкиваются с проблемами поиска информации, а иногда и, с обходными путями, с задержкой обратной связи относительно результатов, неуверенностью, неоднозначностью и в некоторых случаях с конфликтностью в процессе создания решения. Сфера влияния организационных и управленческих решений очень большая. Решения создаются индивидами на всех уровнях в организации и большим количеством групп в организациях. Аналитикам нужно определить, будет ли предложенная СППР поддерживать выполнение внутри системы таких видов работ:

Стратегическое планирование (Strategic Planning) — процессы принятия решений, связанные с распределением ресурсов, контролем за эффективностью организации, определением генеральной политики, оцениванием инвестиций или предложений относительно слияния компаний.

Административное управление (Management Control) — это решения, которые касаются приобретения и использования ресурсов с помощью управленческого персонала; поведения клиентов и поставщиков; учреждение изготовления новых продуктов; расходов на проектирование, исследования и разработки.

Оперативный контроль (Operational Control) — это решение относительно эффективности организационных действий; мониторинга качества продукции/обслуживания; потребности в оценивании продукции/обслуживания.

Операционное выполнение (Operational Performance) — повседневные решения, которые принимаются менеджерами в функциональных единицах, с целью выполнения стратегических и тактических решений, и текущих операций.

В контексте разработки решений в организационно-экономических и производственных системах часто употребляется термин «рациональные решения». В общем понимании рациональными являются такие решения, которые получены на основании логически обоснованных доказательств и всесторонне изученных факторов и последствий с позиций того, кто принимает эти решения. Три стадии в последовательном процессе принятия решений выделил Саймон 1960 году:

1) интеллектуальная (intelligence) — выявление обстоятельств (возможностей) для разработки решения, сбора и упорядочения информации и знаний, предвидения возможных вариантов решений;

2) проектировочная (design) — выявление, изобретение, разработка и анализ альтернативных направлений действий, оценивания ожидаемых последствий;

3) выбора (choice), то есть отбор альтернатив — применение полномочий для того, чтобы выбрать лучший вариант с учетом факторов внешнего и внутреннего влияния.

Со временем подход Саймона был детализирован. Принятие решения — это больше чем просто сам выбор. Каждый шаг в процессе принятия решения является важным; на каждом из них можно допуститься ошибки, и каждый может потенциально быть поддержан некоторым видом компьютеризованной помощи. Поэтому общая модель процесса принятия решения содержит такие этапы:

1) определение проблемы;

2) определение лиц, которые будут принимать решение (держателей проблемы);

3) сбор информации;

4) описание и оценивание альтернатив;

5) выбор оптимальной альтернативы;

6) внедрение;

7) проверка выполнения и оценивания.

Компьютерная информационная система СППР используется для поддержки разных видов деятельности в процессе принятия решений: выбора общей стратегии действия, определения специальных заданий, делегирования ответственности, оценки результатов, инициации изменений. Проблемы принятия решений и лицо, которое принимает эти решения, в последнее время все больше заслуживают на внимание. Это обусловлено ростом динамизма окружающей среды, взаимоувязанности многих решений, стремительным темпом научно-технического прогресса. Руководители, принимая решение, сталкиваются со сложным выбором, с необходимостью рассмотрения множества альтернативных вариантов. Для оценки вариантов используются знания специалистов, сложные аналитические расчеты, научные исследования, средства современной информационной технологии. Вопросы поддержки решений на всех стадиях этого процесса (целевыявления, разработка и принятие решений, организация выполнения и контроль) становятся все более актуальными (рис. 4.3).

Первый класс составляют хорошо структурированные (полностью формализированные, количественно сформулированные) проблемы, в которых существенные зависимости определены настолько полно, что они могут быть выражены в числах или символах и поэтому легко стандартизируются и программируются. К этим задачам принадлежат: учет и контроль; оформление документов, их тиражирование и тому подобное.

 
 

Рис. 4.3. Схема подготовки и принятия решений

Второй класс составляют слабоструктурованные(смешанные) проблемы, которые имеют как количественные, так и качественные элементы, причем малоизвестные и неопределенные акценты проблемы выявляют тенденцию к преобладанию.

Фактически проблема заключается в автоматизации творческой части труда ответственной группы работников организационного управления — руководителей всех рангов и лиц, которые принимают решение, в реальных условиях их деятельности.

Уникальные и нестандартные проблемы принятия решений в организационном управлении в своей ситуативной основе имеют общие черты:

а) неповторимость ситуации выбора;

б) сложный для оценки характер альтернатив, которые рассматриваются;

в) недостаточная определенность последствий действий (неопределенность последействия);

г) наличие совокупности разнородных факторов, которые необходимо принимать во внимание во время принятия решений;

д) наличие лица или группы лиц, ответственных за принятие решений.

2. Классификация проблем принятия решений в организационном управлении. Существует несколько способов классификации проблемы принятия решений. Наибольшее признание снискала классификация, предложенная Саймоном в 1958 г. В соответствии с этой классификацией все проблемы принятия решений в организационном управлении разделяются на три класса (табл. 3).

Таблица 3

Класс Определяющая особенность Методы решение Отрасли использование
3-й Вполне структурированные (формализированные) процедуры выработки решений Основанные на стандартизации и программировании Бухгалтерский учет; подготовка производства; складской учет и т.п.
2-й Слабоструктуровани процедуры выработки решений Условия неполной информации, теории нечетких (размытых) множеств Текущее планирование; оперативно-календарное планирование; управление запасами
1-ой Неструктурированные процедуры выработки решений Творческий подход на основе осведомленности, квалификации, интуиции и т.п. Прогнозирование; перспективное планирование

Для таких задач характерным является отсутствие методов решения на основе непосредственных превращений данных. Постановка задач требует принятия решений в условиях неполной информации. К этим задачам можно отнести задачи распределения капиталовложений, выбора проектов проведения научных исследований и разработок, составления плана изготовления изделий широкого потребления и тому подобное.

Третий класс составляют неструктурированные (неформализированные, качественно выраженные) проблемы (задачи), для которых описаны лишь важные ресурсы, признаки и характеристики, а количественные зависимости между ними неизвестны. Решение таких задач предусматривает неформализированные процедуры, которые базируются на неструктурированной, с высоким уровнем неопределенности информации. К ним принадлежит значительная часть проблем прогнозирования, перспективного планирования, организационного превращения. Большинство неструктурированных проблем решается с помощью эвристических методов, в которых отсутствующая какая-нибудь упорядоченная логическая процедура поиска решения, а сам метод полностью зависит от личностных характеристик человека (осведомленности, квалификации, таланта, интуиции и т. др.). Важнейшая особенность слабоструктурованих проблем заключается в том, что концептуальная модель их может быть создана только на основе дополнительной информации, что поступает от лица, которое принимает участие в решении проблемы. Поэтому такие модели не могут быть объективными, беспристрастными.

3. Классификация работников, пользователей СППР. Классификация задач организационного управления может быть поставлена в соответствие с определенными группами работников организаций и учреждений, деятельность которых различается спецификой переработки информации (табл. 4).

Таблица 4

группы Название группы Класс задач
  Руководители (директора, главные администраторы и т. др.) 3-ий, меньшей мерой — 2-ой
  Должностное лицо органа управления (специалисты -руководители функциональных служб, главные специалисты) 2-ой
  Оперативный дежурный(должностные лица, выполняющие обязанности по оперативному руководству) ограниченно 2-ой
  Технические работники (операторы, клерки и др.) 1-ый

К категории «руководитель» относятся должностные лица, на которых возложено управление подчиненными должностными ли­цами (подразделениями) и принятие решений в процессе руководства. Творческий элемент деятельности руководителей является максимальным, а рутинная работа должна быть сведена к умному минимуму. Эти работники несут наибольшую ответственность за принятие решений и являются одними из основных потребителей агрегированных (обобщенных) информационных ресурсов в организации. Основная форма деятельности — деловое общение. Деятельность должностных лиц, относящихся к категории «руководитель», характеризуется следующими особенностями:

- при централизации принятия решений резко возрастают объемы информации, уменьшается время на обдумывание и анализ, возрастает сложность комплексного учета всех факторов;

- велика доля текущих задач, не позволяющих сосредоточиться на стратегических целях;

- в процессе деятельности преобладают приемы, обусловленные привычками, опытом, традициями и другими неформализуемыми обстоятельствами;

- при принятии решения руководитель не всегда в состоянии описать и даже представить достаточно полную умозрительную модель ситуации, а вынужден использовать лишь некоторое представление о ней;

- деятельность руководителя в значительной мере зависит от темперамента и стиля деятельности, от степени знаний при чин и следствий, ясности представления взаимосвязей, объема имеющейся информации.

Особенности деятельности должностных лиц категории «руководитель» обусловливают крайнюю сложность автоматизации их деятельности, которая содержит большое количество неформальных элементов, прежде всего таких, как оперативное и стратегическое управление, а также принятие решений. Исходя из особенностей деятельности руководителя, можно сформулировать следующие основные требования, предъявляемые к СППР руководителя:

- наличие широкой информационной базы с возможностью оперативного поиска информации;

- наглядность представления информации в форме, адаптированной к запросам конкретного должностного лица (в виде текста, таблиц, графиков, диаграмм и т.д.);

- обеспечение оперативной связи с другими источниками информации в системе управления и особенно с непосредственными помощниками;

- наличие диалоговых программных средств обеспечения принятия решений на основе формальных (математических) методов;

- простота работы при повышенной надежности технических и программных средств;

- обеспечение возможности накопления в памяти ЭВМ опыта и знаний.

К категории должностное лицо органа управления относятся специалисты, занимающиеся аналитической работой по подготовке решений руководителя и их документальным оформлением. Основу деятельности должностных лиц органа управления составляет оценка различных вариантов решения (проведение оценочных расчетов) и разработка проектов различных документов. Именно эти специалисты обеспечивают практически всю информационную подготовку для принятия решения руководителем. Они являются основными исполнителями документов, определяя их качество. СППР О должна, прежде всего, создать должностным лицам условия для плодотворного ведения аналитической работы и сведения к минимуму доли рутинных работ (поиск информации, оформление документов, проведение оперативных расчетов и т.д.).

Особенности деятельности должностных лиц органа управления определяют следующие основные требования к СППР специалиста:

- обеспечение оперативного поиска и отображения всей информации, необходимой для подготовки решений и формирования проектов документов в пределах его компетентности;

- обеспечение возможности ведения оперативных расчетов и моделирования для оценки ситуации и подготовки вариантов решений;

- обеспечение возможности автоматизированной подготовки проектов документов (текстов, графиков, диаграмм и т.п.).

К основным элементам СППР специалиста следует отнести средства ведения оперативных расчетов и моделирования, поскольку именно эти средства в наибольшей степени обеспечивают повышение эффективности и качества управления.

К категории оперативный дежурный относятся должностные лица, выполняющие обязанности по оперативному руководству организационной системой во время дежурства на соответствующих пунктах управления в течение определенного времени. Основными особенностями деятельности оперативных дежурных являются:

- относительно узкий круг решаемых задач;

- жесткая регламентация деятельности в большинстве вариантов складывающейся обстановки;

- жесткий лимит времени на принятие решений и выполнение различных операций.

Основными требованиями к СППР оперативного дежурного можно считать обеспечение оперативного предоставления информации, необходимой оперативному дежурному в заранее определенных ситуациях, а также обеспечение оперативного анализа складывающейся ситуации.

К категории технический работник могут быть отнесены должностные лица, выполняющие техническую работу по заранее определенному алгоритму. Специфика их работы не нуждается в полном понимании прорабатываемой информации. Компьютерная поддержка деятельности технического персонала не требует сложной методологической базы и реализуется в пределах обычных информационных систем. Основная особенность их деятельности — отсутствие необходимости принимать сложные решения. СППР технического работника должна обеспечивать возможность работы должностного лица со справочной информацией и возможность автоматизированной подготовки текстов документов.

Информация, которая подается СППР, может возникнуть в результате анализа данных транзакций, или она может быть результатом решения задачи за определенной моделью, собранной ли от внешних источников. СППР может предоставлять менеджерам внутренние и внешние факты, поинформированные мысли и прогнозы.

Независимо от класса решаемых задач пользователи нуждаются в достоверной информации, в должное время, в удобном формате. Можно выделить несколько основных признаков полезности информации для пользователей СППР:

‑ Своевременность (Timeliness).

‑ Достаточность (Sufficiency).

‑ Необходимый уровень детализации и агрегации (Level of detail and aggregation).

‑ Вразумительность (Understandability).

‑ Недопущение смещения (Freedom from bias).

‑ Релевантность (соответствие) решениям (Decision relevance).

‑ Сравнимость (Comparability).

‑ Надежность (Reliability).

‑ Экономическая эффективность (рентабельность) (Cost Efficiency).

‑ Квантификация (возможность количественного выражения качественной информации) (Quantifiability).

‑ Приемлемость формата (Appropriateness of format).

4. Цели СППР и факторы, что способствуют их достижению. К важнейшим целям систем поддержки принятия решений принадлежат:

‑ усовершенствование решений: СППР создают условия для способности менеджера (лица, принимающего решение - ЛПР) с помощью компьютеризованных возможностей решать больше проблем и принимать лучшие решения с учетом часовых и познавательных (когнитивных) ограничений и экономических лимитов и ограничений;

‑ увеличение производительности труда творцов решений, то есть их способности создавать за более короткий период более качественные решения;

‑ дополнение арсенала инструментальных средств творцов решений новыми, более производительными возможностями;

‑ формулировка и создание новых знаний с помощью анализа и распознавания проблем;

‑ упорядочение и облегчение анализа возможных путей решения проблем;

‑ помощь ЛПР в решении неструктурированных или неполностью структурированных проблем и пр.;

С помощью СППР ЛПР может решать такие проблемы, которые одно лицо неспособно вообще решить или это требует очень много времени из-за сложности проблемы; при решении относительно простых проблем СППР может помочь получить решение быстрее и/или более эффективно, чем это может сделать самостоятельно ЛПР. Вместе с тем системы поддержки принятия решений не могут заменить ЛПР, СППР и человек должны представлять собой одно целое для решения проблем.

Спросу на СППР способствуют три главных фактора, обусловленных технологическими достижениями в отрасли информатики:

Первым, что способствует применению СППР-технологии, есть возможность вычисления на рабочем столе, что сделало технологию проще.

Второй фактор — это разработка дружеских пакетов (дружеского программного обеспечения), предназначенных даже для неопытных пользователей.

Третий фактор заключается в том, что в настоящее время компьютерная грамотность творца решений не является обязательным условием успешного использования СППР; это обеспечивается наличием режимов взаимодействия ЛПР со СППР: усовершенствованный терминальный, терминальный, режим клерка, режим посредника и автоматизированный режим («на подпись»).

Существует и четвертый фактор: СППР может способствовать увеличению прибылей, расширению и поддержке клиентуры, ускорению принятия решений. Изменения на пути, которым развивается современный бизнес, имеет следствием то, что потери через неприменение компьютерных технологий становятся очень ощутимыми, то есть потери потенциальных прибылей становятся значительными.

5. Суть и компоненты СППР. Термин «СППР» (DSS—Decision Support System) возник в 70-х годах и принадлежит Горри и Мортону.

«СППР — компьютерная информационная система, используемая для поддержки разных видов деятельности во время принятия решений в ситуациях, где невозможно или нежелательно иметь автоматическую систему, которая полностью выполняет весь процесс принятия решений».

Другое определение – «СППР — интерактивные автоматизированные системы, которые помогают лицам, которые принимают решение, использовать данные и модели, чтобы решать неструктурированные и слабоструктуровани проблемы». Разнообразие определений систем поддержки принятия решений отображает широкий диапазон разных форм, размеров, типов СППР.

В 1981 года Бончек (Bonczek), Холсаппл (Holsapple) и Винстон (Whinston’s) в книге «Основы систем поддержки принятия решений» описали четыре существенных «аспекта» или общего компонента всех СППР:

1) языковая система (LS) — все сообщения, которые СППР может принять;

2) система представления (презентации) (PS) — все сообщения, которые СППР может выпустить;

3) система знаний (KS) — все знания, которые СППР накапливает и хранит;

4) система обработки проблем (PPS) — «проблемный процессор», что пытается выявить и решить проблемы на протяжении использования СППР.

Практически все виды этих компьютерных систем характеризуются четкой родовой структурой, которая включает три главных компонента

- подсистему интерфейса пользователя;

- подсистему управления базой данных

- подсистему управления базой моделей

Компоненты обеспечивают в СППР реализацию ряда важных концепций построения информационных систем: интерактивность, интегрированность, мощность, доступность, гибкость, надежность, управляемость и др..

Интерактивность СППР означает, что система отзывается на разного рода действия, которыми человек хочет повлиять на вычислительный процесс, в частности при диалоговом режиме. Человек и система обмениваются информацией в темпе, что его можно сравнить с темпом проработки информации человеком.

Интегрированность обеспечивает совместимость составных частей системы в управлении данными и средствами общения с пользователями в процессе поддержки принятия решений.

Мощность означает возможность системы отвечать на самые существенные вопросы.

Доступность — это способность обеспечивать выдачу ответов на запросы пользователя в нужной форме и в нужное время.

Гибкость характеризует возможность системы адаптироваться к изменениям потребностей и перемен в ситуациях.

Надежность заключается в способности системы выполнять нужные функции на протяжении заданного периода времени.

Управляемость означает возможность пользователя контролировать действия системы и вмешиваться в ход решения задачи.

5. Информационно-поисковые системы (ИПС)

1.Общая характеристика ИПС. Системы этого класса создаются для запоминания и хранения большого количества документов или фактов, поиска и издания их на запрос. Выделяют документальные и фактографические ИПС. Современные интеллектуальные ИПС (системы — запрос — ответ) обеспечивают в процессе диалога взаимодействие конечных пользователей с базами данных и знаний на профессиональных языках пользователей, близких к естественным. Основными составными элементами интеллектуальных ИПС является система общения, база знаний и база данных.

Автоматизированные информационно-поисковые системы(АИПС) – совокупность методов и средств, предназначенных для хранения и поиска документов, сообщений, фактов. Главное назначение АИПС в том, чтобы из совокупности данных, принадлежащих системе, найти и отобразить, что в наибольшей степени отвечают информационным потребностям потребителя.

²По тематике и содержанию информационных массивов, хранящихся в системе, АИПС бывают:

Многотематические;

Узкотематические.

²По типу информации, хранящейся в системе:

Документальные (объектом хранения и поиска являются документы);

Фактографические (отдельные данные, характеризующие процессы, события).

Между ними нет четкой границы, т.к. требуемые данные могут быть зафиксированы в документах.

²По режиму функционирования:

Системы с избирательным поиском (в этих АИПС поиск выполняется с использованием постоянного набора вопросов для определенного контингента пользователей в массивах последовательно размещенных документов или данных через определенный интервал времени. При каждом запросе на поиск набор вопросов остается без изменений, изменяется массив документов или данных);

Системы с ретроспективным поиском (поиск осуществляется по всем массивамИС в соответствии с разными вопросами, которые изменяются в зависимости от потребностей пользователя).

Каждая АИПС имеет в своем составе определенный набор семантических средств: ИПЯ; методы индексирования документов и запросов; методы поиска.

Сущность поиска заключается в идентификации данных, хранящихся в системе с информационным запросом. С целью понижения времени поиска и объемов памяти поиск выполняется не по тексту документа, а с помощью их кратких характеристик, которые называются поисковыми образами (ПО).

Поисковые образы – выраженные в терминах специального языка, основное содержание документа.(т.е. в ИПС хранятся не тексты документов, а их описание, где он находится. Сам документ или его копии в бумажном виде в архиве). Процедура создания ПО называется индексированием и заключается в семантическом анализеосновного содержания документа и переводе его на специальный информационно-поисковый язык (ИПЯ). Запросы на получение информации также далее будут переведены на ИПЯ. Такой запрос называется поисковым предписанием (ПП). Индексирование выполняется в ручную, т.к. до сих пор не найден эффективный формальный метод, с помощью которого можно было бы автоматизировать процесс семантического анализа документа. Человек изучает создание документа, выделяет его центр, тему и описывает ее в терминах ИПЯ. Каждый человек один и тот же документ может описать по разному, автоматизация процесса индексирования позволила бы его унифицировать.

Существует ряд требований к ИПЯ:

‑ Должен обеспечивать достаточный набор лексикограмматических средств для создания точного ПО;

‑ Быть однозначным;

‑ Быть удобным для пользователя;

‑ Быть компактным и открытым.

Ни один из естественных языков не может быть использован в качестве ИПЯ из-за недостаточной структуризации, неоднозначности и избыточности.

При разработке ИПЯ необходимо учитывать:

‑ Специфику отрасли или объекта, для описания которой создается язык;

‑ Особенность документов и данных в ИС;

‑ Характер информационных потребностей пользователей.

‑ Основными элементами ИПЯ являются:

‑ Алфавит (система знаков для фиксации слов);

‑ Лексика (совокупность слов языка);

‑ Грамматика (совокупность средств языка и правильность построения высказываний);

‑ Парадигматические связи (базовые отношения между словами, не зависят от контекста, в котором они используются, а порождены предметно-логическими связями. Такие слова образуют лексико-семантические группы (парадигмы).Например МД, МЛ, ПК,ПЛ- группы носителей информации.);

‑ Правила построения индексов и их идентификация;

‑ Синтагматические- определяющие объединение слов в словосочетания и фразы.

Ввиду возрастания информационных потоков и информационных потребностей традиционного квалификационного типа фиксированный список слов и словосочетаний уже не соответствуют требований современной АИПС. Чаще используются дескрипторные языки. При использовании документного языка основное содержание документа или запроса на поиск выражается в виде некоторой совокупности слов или словосочетаний естественного языка, являющихся именами каких-то классов понятий. Они выбираются из основного словарного запаса естественного языка, но так чтобы между ними не было синонимов или многозначных (лук, мука, замок). Каждое такое слово или словосочетание ‑ семантическая доминанта, отражают в полном объеме значение целой группы слов. Такие слова называются дескрипторами. При разработке дескрипторов создаются специальные синтаксис, словари, схемы, таблицы. Необходимость в этом существует по причине того, что поиск в АИПС – формальное сравнение ПО и ПП. Если просто выбирать слова из документа, то можно никогда не найти требуемое, так как слова могут иметь различное написание, но одинаковый смысл (например, полупроводник- поисковое предписание, транзистор – поисковый образ).

Успешным завершением поиска можно считать не обязательно 100% совпадение ПО и ПП. Достаточно 70%, даже 50%: т.е. результатом поиска может быть некоторое множество документов, из которого потребитель может отобрать нужный.

2. Информационно - поисковые системы на предприятии. ИПС все сильней вовлекаются в деятельность современных предприятий. Растущее количество внедрения таких систем можно легко объяснить, если принять во внимание как минимум две тенденции: переход предприятий на электронную форму документооборота и рост объема электронной информации. С одной стороны, для успешной деятельности предприятия требуется обрабатывать все большее количество информации (как внутренней, так и внешней), с другой стороны, обилие информации затрудняет его деятельность. Для решения этой проблемы и создаются различные информационно-поисковые системы.

2.1.Специализированные ИПС. Такие поисковые системы, как правило, поставляются вместе с базами данных. Это базы данных по законодательству, адресные справочники, оболочки словарей и другие подобные продукты. Среди примеров можно отметить системы, поставляемые украинским информационно-аналитическим центром Лига (www.liga.uа) - базы данных по законодательству. Доступ к таким базам данных предприятие получает, приобретя лицензии на использование либо приобретя сам программный продукт с базой данных, либо оформив платный доступ по подписке..

Можно выделить как минимум два полезных момента в работе со специализированными базами:

1)Во-первых, получение доступа к необходимым данным, которые уже структурированы и снабжены возможностью поиска.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: