Способы и средства защиты информации 2 страница

Пакетная АИТ исключает возможность влияния пользователя на проработку информации, пока оно осуществляется в автоматическом режиме.

‑ В отличие от пакетной диалоговая АИТ дает пользователю неограниченную возможность взаимодействовать с информационными ресурсами, которые хранятся в системе, в реальном масштабе времени, получая при этом всю необходимую информацию для решения функциональных задач и принятия решений.

3) по классам реализованных технологических операций и типу обрабатываемой информации АИТ рассматриваются в программном аспекте и включают: текстовая обработка, электронные таблицы, автоматизированные банки данных, проработки графической и звуковой информации, мультимедийные и другие системы. Каждая информационная технология ориентирована на обработку определенного типа информации (рис. 3.2.).

Виды информации, что обрабатывается Данные Текст Графика Знание Объекты реального мира  
   
Виды информационных технологий СУБД, алгоритмические языки, табличные процессоры Текстовые процессоры и гипертекст Графические процессоры Экспертные системы Средства мультимедиа  
   
  Интегрированные пакеты: сочетание разных технологий

Рис. 3.2. Классификация ИТ по классам реализованных технологических операций

и типу обрабатываемой информации

4) по способу реализации АИТ в АИС выделяют традиционно сформированные и новые информационные технологи (НИТ).

Новая информационная технология — это технология, что базируется на применении компьютеров, активном участии пользователей (непрофессионалов в сфере программирования) в информационном процессе, высоком уровне «дружеского» интерфейса пользователя, широком использовании пакетов прикладных программ общего и проблемного назначения, доступе пользователя к отдаленным базам данных и программам. Для новой информационной технологии характерные такие признаки:

‑ работа пользователя в режиме манипуляции (а не программирование) данными. Пользователь имеет возможность «видеть» с помощью средств вывода (экрана, принтера) и «действовать» через средства ввода (клавиатуру, сканер, джойстик), а не только «знать» и «помнить»;

‑ полная информационная поддержка на всех этапах прохождения информации на основе интегрированной базы данных, которая предусматривает единую унифицированную форму представления, хранения, поиска, отображения, возобновления и защиты данных;

‑ безбумажный процесс обработки документа, когда на бумаге фиксируется лишь окончательный его вариант, а промежуточные версии и необходимые данные, записанные на машинных носителях, предоставляются для пользования и редактирования с помощью екрана дисплея;

‑ интерактивный (диалоговый) режим решения заданий с большими возможностями для пользователей влиять на этот процесс;

‑ возможность коллективного сотрудничества над подготовкой решений и созданием документов на базе нескольких персональных компьютеров, объединенных средствами коммуникации;

‑ возможность гибкой и адаптивной перестройки форм и способов представления информации в процессе решения заданий.

Понятие «новая информационная технология» имеет двойное толкование: с практического и теоретического взглядов. Новая информационная технология с практического взгляда — это совокупность автоматизированных процессов циркуляции и переделывания информации, описания этих процессов, связанных с конкретной предметной отраслью и реализованных с помощью современных технико-экономических средств, которые выполняют заданный перечень функций. С теоретического взгляда новая информационная технология — это научно-техническая дисциплина, в рамках которой исследуются проблемы разработки и применения автоматизированных процессов циркуляции и переделывания информации.

Концепция новой информационной технологии базируется на широком применении компьютерной техники, а также на трех зосновополагающих принципах: интегрированности, гибкости и информативности. К основным характеристикам НИТ можно отнести следующие (табл.):

Таблица «Основным характеристики НИТ»

Методология Основной признак Результат
Принципиально новые средства обработки информации «Встроенность» в технологию управления Новая технология коммуникаций
Целостные технологические системы Интеграция функций специалистов и менеджеров Новая технология проработки информации
Целенаправленные создание, передача, хранение и отображение информации Учет закономерностей социальной среды Новая технология принятия управленческих решений

В последнее время активно развивается новое направление современных информационных технологий — программные агенты, которые являются очередным шагом на пути автоматизации задач, связанных с поиском информации по критериям, которые определяются конкретными потребностями конечного пользователя. В сущности программные агенты — это модули, способные автономно решать поставленные им задачи, от обычных компьютерных программ они отличаются мерой обратной связи с внешним миром для соответствующей перестройки своей работы. К числу основных характеристик программных агентов следует отнести: функции, автономность, мониторинг, активация, «умность»,

Кроме перечисленных некоторые агенты могут иметь еще и такие характеристики: непрерывность работы, «индивидуальность», адаптивность, мобильность.

Программные агенты можно грубо разделить на три группы — для настольных систем, для intranet-сетей и для INTERNET. Самыми простыми примерами агентов для настольных систем. являются «мастера» (Wizards), которые автоматически настраивают приложения для персональных компьютеров в соответствии с пожеланиями пользователя, и «офисные помощники» (Offiсe Assistants), которые вносят предложения относительно повышения производительности на основе наблюдений за тем, как используются те или другие программные блоки.

В пределах корпоративных сетей программные агенты можно использовать, например, для автоматизации процессов управления потоками данных, поиска в базах данных и организации взаимодействия между разными компонентами системы. Однако наиболее перспективные возможности открываются тогда, когда агент выходит в сеть и начинает взаимодействовать с другими компьютерными системами. Например, его можно запрограммировать на поиск информации по заданным критериям, а пока он будет искать, на компьютере могут решаться другие задачи (PointCast и EntryPoint, которые позволяют «вытягивать» нужную информацию с INTERNET и заносить ее в память компьютера в нужный момент и в нужном формате).

Перспективным направлением использования программных агентов является финансовый сектор. Например, компания Logica, что специализируется на консультациях и программном обеспечении, предлагает группу программных агентов для решения проблем, которые стоят перед банками.

Эффективным может быть использование программных агентов как составных частей в логистических информационных системах на предприятиях в цепях снабжения и сбыта.

4.3. Перспективы применения информационных технологий для управления. В настоящее время растет тенденция к объединению разных типов информационных технологий в единый компьютерно-технологический комплекс, что называется интегрированным. Он поддерживает единый способ представления данных и взаимодействия пользователей с компонентами системы, обеспечивает информационные и вычислительные потребности специалистов в профессиональной работе. Особое место в нем принадлежит средствам коммуникации.

Первоочередными в этой области являются работы по объединению информационно-вычи-слительных систем на основе уже существующих электрических сетей, что благодаря своим масштабам открывает широкие возможности для организации сетевого обмена информацией. Вместе с тем, очевидно, что в ближайшей перспективе можно также ожидать и дальнейшего развития принципов использования волоконно-оптических средств связи, например на основе внедрения солитонных технологий («солитон» - это особый импульс света, проходящий по оптоволоконному световоду).

 
 

Применение информационных технологий положительно (хотя и в разной степени) воздействует на повышение конкурентоспособности. Своевременное получение информации и ее анализ способствуют разработке правильной конкурентной стратегии (рис. 3.3.).

Рис. 3.3. Влияние информации на этапы разработки конкурентной стратегии

Компании, внедрившие информационные технологии, быстрее усиливают позиции на рынке, обычно имеют более высокую производительность труда. Причем относительная производительность труда растет быстрее в фирмах, использующих коммуникационные и контролирующие технологии, а также способных комбинировать и интегрировать ИТ на различных этапах производственного процесса. Компьютерная сеть позволяет переносить часть деятельности в оффшоры, теснее работать с заказчиками и поставщиками и лучше интегрировать взаимодействия по всей производственной цепочке. Чтобы сохранить конкурентоспособность на сегодняшнем рынке, нужно добиваться повышения выручки с наименьшими затратами и здесь на помощь приходит современная сетевая технология.

Базы данных в компьютерной сети существуют в децентрализованном или распределенном виде в памяти нескольких или многих компьютеров. Если необходимо собрать определенную часть информации в одном месте, то в локальной сети специально для этих целей выделяется один компьютер, предназначенный для централизованного информационного обслуживания и называемый сервером. Тогда другие компьютеры, подключаемые к сети, получают наименование клиенты, а построенная вычислительная сеть - клиент-сервер. На большом предприятии таких информационных систем клиент-сервер может быть несколько. Все подобные локальные сети подразделений могут быть объединены между собой, и в результате возникает локальная сеть предприятия. В ней может быть выделен сервер предприятия.

По мере развития локальной сети предприятия к ней подключаются компьютеры всех специалистов и менеджеров предприятия. Возникает новая прогрессивная система коммуникации и информации, в которой по-новому решаются информационные проблемы. Прежде всего, меняется психологический аспект общения: вместо принципа «дай» («расскажи», «пришли письменное сообщение») реализуется принцип «возьми информацию». Это означает, что руководство и остальные сотрудники по определенному регламенту помещают информацию в сервер и она в соответствии с правилами конфиденциальности доступна всем адресатам. Наличие сети позволяет работникам организации тратить меньше времени на рутинные операции, экономя его для производительности труда. Рассылая служебные записки по электронной почте, менеджеры избавляются от необходимости печатать, копировать и разносить их. Электронная почта обеспечивает практически мгновенную доставку корреспонденции и реакцию на нее.Наличие сети позволит сотрудникам фирмы совместно использовать достаточно дорогостоящее периферийное оборудование, такое как лазерные принтеры, устройства резервного копирования, коммуникационное оборудование. Это снижает их стоимость, приходящуюся на одного пользователя, и обеспечивает доступ к нему большому числу работников.

Следующий шаг - подключение локальной сети предприятия к одной или нескольким региональным информационным системам: по законодательству, по политическим и деловым новостям, состоянию фондового рынка и для доступа к другой профессиональной информации. В свою очередь, региональные системы также имеют тенденцию к объединению между собой, поэтому может оказаться необходимым только одно подключение к «провайдеру» информационных услуг, обеспечивающему предоставление средств связи и согласование информационных протоколов, а через него - к глобальным систематизированным (отраслевым) информационным системам. Глобальные отраслевые системы также имеют тенденцию к соединению между собой. В результате все частные региональные, отраслевые глобальные системы объединяются между собой, что приводит к построению глобальной общепланетной информационной системы Интернет.

Можно отметить три важнейших достоинства прикладной информатики для бизнеса:

- осуществление распределенных персональных вычислений, когда на каждом рабочем месте достаточно ресурсов для обработки информации в местах ее возникновения (в тех­нологической линии, на измерительном участке, складе, в бухгалтерии, финансовом отде­ле и т. д.);

- создание развитых средств коммуникации, когда все рабочие места электронным образом соединены между собой и в любое время позволяют осуществить пересылку сообщений между собой и доступ к централизованной информации в виде базы данных предприятия;

- переход к гибким глобальным коммуникациям, когда любое предприятие включается в мировой информационный поток и способно принимать и передавать информацию в ми­ровой Сети сетей.

Отмеченные достоинства информатики порождают новые, широчайшие возможности:

а) Предприятие через свои массивы информации, переданные в Интернет, становится известно «всем, всем, всем...», ибо может быть включено в глобальную общедоступную систему и открыто для мирового бизнеса. Оно держит свои «информационные ворота» открытыми и призывает к сотрудниче­ству через показ «информационного образа» своей фирмы, продукции или услуг любым пользователям сети. Оно ведет рекламную кампанию и осуществляет мероприятия по «РR-деятельности» во всей дело­вой среде Интернет.

б) Потенциальные клиенты или партнеры по принципу «возьми информацию» могут находить продукцию предприятия и предлагать сотрудничество или покупать товары (услуги). Таким образом, естественно и просто в Интернет возникает информационный рынок, рынок, освобожденный от любых посредников, действующий 365/366 дней в году и 24 часа в сутки. Бизнес ста­новится глобальным. Его главные ресурсы - информация и время.

в) Предприятие, получая оперативный доступ к мировым информационным ресурсам, имеет возможность на основе изучения других рыночных продуктов (товаров и услуг) позиционировать свой товар так, чтобы отличить его и представить потребителю в привлекательном ас­пекте.

Япония сегодня является Интернет - экономикой номер один. В Сеть заходят 9 из 10 японцев. В первую десятку крупнейших Интернет - экономик также вошли Канада, США, Южная Корея (62%), Германия, Франция, Великобритания, Китай, Мексика и Бразилия.

4.4. Внедрение автоматизированной информационной технологии. При внедрении информационной технологии необходимо выбрать одну из двух основных концепций, которые отображают точки зрения на существующую структуру организации и роль в ней компьютерной обработки информации.

Первая концепция ориентируется на существующую структуру фирмы. Информационная технология приспосабливается к организационной структуре, и происходит лишь модернизация методов работы. Коммуникации развитые слабо, будут рационализироваться только рабочие места. Происходит распределение функций между техническими работниками и специалистами. Степень риска от внедрения новой информационной технологии минимальна, поскольку расходы незначительные и организационная структура фирмы не меняется. Основной недостаток такой стратегии — необходимость непрерывных изменений формы представления информации, приспособленной к конкретным технологическим методам и техническим средствам. К достоинствам стратегии можно отнести минимальные степень риска и затраты.

Вторая концепция ориентируется на будущую структуру фирмы. Существующая структура будет модернизироваться. Данная стратегия допускает максимальное развитие коммуникаций и разработку новых организационных взаимосвязей. Производительность организационной структуры фирмы растет, поскольку рационально распределяются архивы данных, снижается объем циркулирующей по системным каналам информации и достигается сбалансированность между разрешимыми задачами. К основным ее недостаткам следует отнести:

‑ существенные расходы на первом этапе, связанном с разработкой общей концепции и обследованием всех подразделов фирмы;

‑ наличие психологической напряженности, вызванной предполагаемыми изменениями структуры фирмы и, как следствие, изменениями штатного расписания и должностных обязанностей.

Достоинствами данной стратегии являются:

‑ рационализация организационной структуры фирмы;

‑ максимальная занятость всех работников;

‑ высокий профессиональный уровень;

‑ интеграция профессиональных функций за счет использования компьютерных сетей.

Для обеих стратегий принципиально меняется подход к использованию информационной техники: происходит ее перемещение с периферии информационной активности учреждения (отдаленные вычислительные центры, различные множительные и машинописные бюро, централизованные архивы и т.д.) непосредственно внутрь учреждения, где информация перерабатывается и принимаются решения. Тем самым ликвидируется разрыв между информационной и организационной структурой.

Для успешного внедрения технологий необходимо решить проблему их признания в коллективе. При этом целесообразно учитывать следующие методические принципы организации процесса формирования новой ИС:

1. Организационные структуры и технологические системы должны быть концептуально согласованы друг с другом.

2. Внедрение должно обеспечивать положительную и удовлетворенность работников от работы с использованием предлагаемой проектом системы средств информатизации. Распределение задач подразделения по рабочим местам, определение компетенции работников и квалификационных требований к ним должны предприниматься планомерно и согласовываться с интересами пользователей.

3. Сами пользователи должны активно участвовать в создании, развитии и совершенствовании систем обработки информации. Это имеет следующие достоинства: пользователь с удовлетворением отмечает, что он имеет реальное влияние на развитие системы, с удовольствием дает требуемую информацию; в этих условиях он не воспринимает систему как нечто чуждое; не будет драматизировать недостатки системы, а как партнер и пользователь будет принимать активное участие в устранении недостатков "своей" системы; пользователь имеет возможность в процессе создания системы конкретизировать и уточнять свои представления о ней и при этом всесторонне учитывать е технические возможности; это важно, потому что к началу разработки системы пользователь не может четко сформулировать свои требования к ней, т.к. у него еще нет практически никаких представлений о ее конкретных возможностях, а также о вариантах ее организации.

5. Иформационные технологии в бизнесе

Задачи решаемые в ходе организации работы фирм и предприятий, существенно зависят от их отраслевой и территориальной принадлежности, вида, формы собственности, размера и других параметров. Можно выделить такие классы задач:

  1. задачи автоматизации процессов делопроизводства и документооборота;
  2. задачи управления бизнес-проектами;
  3. задачи реинжиниринга бизнес-процессов;
  4. задачи стратегической оценки бизнеса на предприятиях.

Программное обеспечение, позволяющее создавать электронные документы (Word- электронные аналоги текстов, Excel- электронные таблицы, Power Point- электронные презентации и т.д. Они организуют автоматическое или автоматизированное взаимодействие документов, создаваемых и редактируемых в рамках работы группы пользователей, решающих взаимодействие задачи.

Чаще всего для автоматизации бизнес-планирования в нашей стране применяют такие пакеты прикладных программ: COMFAR (Computer model for feasibility analysis and reporting) и PROPSPIN (Project profile screening and preappraisal information system), созданные при UNIDO — Организации Объединенных Наций из промышленного развития, пакет «Альт-Инвест» фирмы «Альт» (Санкт-Петербург) и пакет «Project Expert» фирмы «Pro-Invest Consulting».

ØПакет прикладных программ COMFAR. Существует в разных версиях, в значительной мере адаптированных к экономике конкретных стран и переведенный на русский язык. Первая версия пакета была создана еще 1982 году, поэтому, невзирая на значительные усовершенствования, некоторые подходы к представлению данных устарели. Тем не менее он получил неофициальное распространение и достаточно активно применяется для оценки инвестиционных проектов.

ØПакет «Альт-Инвест». Реализованный как вычислитель на электронных таблицах и имеет все преимущества и недостатки такого подхода.

ØПакет Project Expert. Значительно отличается от перечисленных выше продуктов. Системность в решении многих проблем, учета специфики национальных условий, мощная рекламная кампания делает заявку на лидерство этого продукта в данной отрасли. Пакет рекламируется как средство подготовки бизнес-планов международного образца.

Программные продукты для автоматизации бизнес-планирования обычно имеют встроенный текстовый редактор, имеющий почти все возможности MS Word, а для финансового анализа применяются стандартные электронные таблицы наподобие MS Excel. В отличие от других программ, справочная система в этих продуктах играет не вспомогательную, а чуть ли не основную роль. Анализаторы финансовых потоков помогают оценить, как различные начальные параметры (уровни продаж, цена, динамика потребления, себестоимость, уровень прибыльности) будут влиять на годовые цифры в отчете и какой окажется прибыльность предприятия. Такие средства позволяют предварительно, еще на стадии разработки идеи, определить начальные этапы работы фирмы и оценить привлекательность бизнеса.

Представителем класса программ управления проектами является MS Project, который не входит в состав стандартного пакета MS Offic, и распространяется в виде отдельного продукта, однако является членом этого семейства. Его интерфейс и основные концепции работы согласованы с принципами и идеологией таких оффисных приложений, как MS Word, Excel и т.д. В MS Project широко используются средства операционной среды Windows по организации работы в сети. Project Expert 5 – это компьютерная система, предназначенная для создания финансовой модели нового или действующего предприятия независимо от его отраслевой принадлежности и масштабов, что дает возможность:

- разработать детальный финансовый план и определить потребность в денежных средствах на перспективу;

- определить схему финансирования предприятия, оценить возможность и эффективность привлечения денежных средств из различных источников;

- разработать план развития предприятия или реализации инвестиционного проекта, определив наиболее эффективную стратегию маркетинга, а также стратегию производства, обеспечивающую рациональное использование материальных, людских и финансовых ресурсов;

- проиграть" различные сценарии развития предприятия, варьируя значения факторов, способных повлиять на его финансовые результаты;

- сформировать стандартные финансовые документы, рассчитать наиболее распространенные финансовые показатели, провести анализ эффективности текущей и перспективной деятельности предприятия.

Эта программа создавалась как универсальный инструмент финансового и инвестиционного планирования в условиях экономики переходного периода. Принимая во внимание, что в процессе расчетов используются такие трудно прогнозируемые факторы, как показатели инфляции, планируемые объемы сбыта и многие другие, для разработки стратегического плана и анализа эффективности проекта применяется сценарный подход, который подразумевает проведение альтернативных расчетов с данными, соответствующими различным вариантам развития проекта. Использование имитационных финансовых моделей в процессе планирования и анализа эффективности деятельности предприятия или реализуемого инвестиционного проекта является очень сильным и действенным средством, позволяющим "проиграть" различные варианты стратегий и принять обоснованное управленческое решение, направленное на достижение целей предприятия.

Информационные технологии являются основным инструментом реинжиниринга бизнес-процессов. Под бизнес-реинжинирингом обычно понимают широкий подход, цель которого проведение на предприятии изменений, предназначенных для повышения эффективности производства и скорости реакции предприятия на изменения рынка (требования потребителей, действия конкурентов и тому подобное). М. Хаммер выдвинул принципиальные требования к реинжинирингу бизнес-процессов:

- реконструкция рабочих процессов не путем автоматизации, а упрощение или уничтожения;

- использование компьютеров не для автоматизации, а для реконструкции действующих бизнес-процессов.

6. Технология обработки информации в системах управления базами данных.

С помощью системы управления базой данных автоматически осуществляется переход от структуры данных в программе пользователя к действительной физической организации данных в структуре БД. Это означает, что пользователь не должен беспокоиться о последствиях изменения параметров физической организации или типов устройств ЭВМ. Это возможно благодаря независимой логической организации данных БД от физической. Принципиальное требование, которому должны удовлетворять прикладные СУБД: программные процедуры обработки информации, создаваемые в рамках СУБД,, должны быть максимально независимыми от формата хранимых данных. Выполнение этого принципа позволяет:

1) с наименьшими затратами осуществлять переход от одной СУБД к другой, потребность в чем, допустим, возникает при масштабировании ранее созданного программного обеспечения для предприятий и фирм качественно иного размера;

2) успешно решать задачи интеграции двух и более независимых программных систем.

ЭВМ обрабатывает массовую информацию, которая предварительно зафиксирована на каких-нибудь физических носителях или в запоминающих устройствах. Условие полной независимости базы от программ пользователя предлагает три уровня представления данных (рис. 3.4)

Первый уровень связан с физическим представлением размещения данных в запоминающих устройствах. Этот уровень и зависит от использованных средств физического поиска записей. Соответственно, данный уровень включает представление данных в запоминающей среде и предлагает выбор запоминающих устройств, организацию системы и памяти в зависимости от объема и частоты обращения к нему, частоты обновление данных и логической структуры массива.

Второй уровень связан с логическим представлением данных, которые находятся в базе данных, полностью независимых от физического уровня представления. Этот уровень описывается на языке описания данных, которое является частью программного обеспечения системы управления базами данных.

1- Данные, выраженные в терминах приложения

2 - Данные, выраженные в терминах модели БД

3 Данные, выраженные в терминах их действительной физической организации

Рис. 3.4 Переход от структуры данных в программе пользователя к действительной физической организации данных в структуре БД

Вместе с тем при решении определенных заданий пользователю нужные данные, которые находятся в базе данных, в другой последовательности, чем они описаны на логическом уровне. Значит необходим третий уровень, который связан с представлением использованных при решении конкретной задание данных. Он называется уровнем представления данных на уровне пользователя.

СУБД представляет собой сложную программную и языковую систему накопления и последующего манипулирования данными, представляющими интерес для пользователя. Она включает комплекс программных средств, посредством которых реализуются основные функции по управлению данными. Функции СУБД(рис.3.5):

1.Управление БД, то есть функция менеджера;

2.Разработка, отладка и выполнение прикладных программ, то есть функция транслятора;

3.Осуществление вспомогательных операций - сервис.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: