Выбор базисных мировых цен

Во Франции до 1996 гос. регулирование цен являлось составной частью общей политики гос. регулирования экономики. В послевоенный период государством использовалась политика «контролируемой свободы», в соответствии с которой предприятия получили право изменять цены, предупредив об этом гос. органы.

В 60-х начале 70-х гос. регулирование осуществлялось с помощью следующих способов:

1. Контракты стабильности

Государство заключало с предприятиями, по которым последним давалось право повышать цены на одни товары, одновременно снижая на другие; в целом обеспечивая стабильный уровень цен.

2. Программные контракты

Предприятие должно было предоставлять государству информацию о своих инвестиционных программах, финансовом положении, занятости, перспективах выхода на внешние рынки, а также информацию о формировании цены, анализ рынка и конкурентов, показатели технико-экономического уровня продукции, производительности труда и т. д.

3. Контракты против повышения цен

Если предприятия принимали условия не повышения цен следовательно Правительство обещало не принимать к ним меры способствующие росту издержек производства.

На отдельных этапах развития экономики Франции применялось частичное и полное замораживание цен. Такая жесткая система регулирования цен хотя и способствовала в целом стабилизации экономики, но в конечном счете исчерпала себя, выявив ряд негативных последствий:

1. Рынок становится менее гибким

2. Сдерживается рост конкуренции и производства

3. Сдерживалось свободное движение капитала

4. Ослабление позиций французских компаний на мировом рынке

5. Слабая результативность в подавлении инфляции

В начале 70-х правительство Франции объявило о политике либерализации цен, которая осуществлялась поэтапно и очень осторожно.

На первом этапе для либерализации цен были отобраны отрасли:

1. Обладающие высокой конкурентоспособностью на мировом рынке

2. Имеющие относительно стабильные цены

3. Имеющие устойчивый стабильный рынок

В дальнейшем процесс либерализации цен продолжался и он охватывал все новые и новые отрасли. Сейчас государством регулируется приблизительно 20% цен (цены монополии, цены, которые формирует государство – ресурсы, услуги связи).

-4-

В Японии в последние годы наблюдается дефляция потребительских цен. Государством регулируется примерно 20% потребительских цен и это регулирование направлено на поддержку ведущих промышленных и торговых компаний, фермеров и их объединений.

Прямое регулирование цен осуществляется через систему общественных предприятий, в первую очередь в базовых отраслях: угольной промышленности, атомной энергетике, черной металлургии, сфере коммунальных услуг, транспорте, предприятиях связи, финансовой сфере, с/х, здравоохранении и системе образования.

Особое внимание уделяется ценообразованию на продукцию с/х с целью поддержки фермеров:

1. Цены на рис и пшеницу определяет парламент (закупочные, отпускные)

2. Цены на мясные и молочные продукт определяет Министр лесоводства и рыболовства.

3. На сахар и картофель устанавливаются «рекомендуемые» цены, которые учитывают информацию об уровне продовольственных цен, предполагаемых объемах производства и сбыта.

4. Государство устанавливает квоты на импорт мясопродуктов, сахара, шелка-сырца, апельсинов и др. продуктов.

5. Закупка в периоды спада цен с/х продуктов и продажа из этих запасов в период роста цен.

Также в Японии действует жесткое законодательство, направленное против монополизации и противодействующее «практике несправедливой торговли».

-5-

Реформа ценообразования построена в общий механизм перехода от командно-административной к экономики рыночного типа. Изменения в системе ценообразования на разных этапах реформирования были достаточно противоречивыми:

1. На начальном этапе (79-84) была осуществлена передача права установления цен от центральных к местным органам гос. администрации, сглаживались ценовые диспропорции.

2. 84-88 начата постепенная либерализация цен; в первую очередь это коснулось непродовольственных товаров народного потребления. Одновременно сокращалась доля с/х продукции закупаемой по твердым гос. ценам. Однако деятельность бирж по продаже с/х оставалась под жестким контролем местных организаций; средства производства стали реализовываться по так называемой «двухколейной» системе цен, но из-за недостатков (черный рынок, взятки, коррупция, искусственный дефицит) в конце 80-х годов цены на средства производства были возвращены в сферу гос. управления.

В настоящее время в Китае действует комбинированная система управления ценами. Система цен стала рыночной лишь в тех секторах, в которых стала рыночной экономика Китая.

Ценообразование во внешнеторговой деятельности.

1. Взаимообусловленность внутренних и внешнеторговых цен.

2. Проблемы измерения уровня и динамики внешнеторговых цен.

3. Обоснование цены внешнеторгового контракта.

-1-

Взаимообусловленность

Мировой рынок формируется на базе взаимодействия национальных рынков стран участниц мировой торговли. Характерной особенностью взаимодействия внутренних и внешних торговых цен выступает расхождение их уровней, которое обуславливается:

1. Обособленностью внутренних рынков от мирового

2. Особенностями мирового рынка по сравнению с товарным обменом в рамках отдельных стран.

Чем сильнее степень обособления национальных рынков от мирового, тем слабее связь между процессами ценообразования, которые протекают на этих рынках и тем больше различие в уровня внутренних и внешнеторговых цен.

3 типа таких обособлений:

1. Полная замкнутость внутренних рынков

2. Частичное обособление

3. Свободное движение товара

Следует отметить, что мировые цены сильнее влияют на внутренние, чем те на мировые.

1. Цены мировой торговли через импорт изменяют предложение товаров в рамках национального рынка и действуют в направлении снижения внутренних цен.

2. Высокие мировые цены на экспортируемую продукцию изменяют предложение товаров на внутреннем рынке и следовательно цены растут.

1. Масштабы же влияния внутренних цен на цены мировой торговли зависят от доли экспорта определенно товара данной страны в общемировом объеме экспорта.

На ряду с обособленностью внутренних рынков от мировой торговли существенное влияние на различие внутренних и внешнеторговых цен оказывают торговые и экономические особенности рынка:

1) Широта товарной номенклатуры

2) Значительный объем товарооборота

3) Множество обслуживаемых валют

4) Большая территориальная протяженность

5) Разнообразие каналов, по которым осуществляется торговля.

Мировой опыт показывает, что преобладающим вариантом ценовых расхождений между внутренними ценами и ценами международной торговли выступает превышение внутренних цен над внешнеторговыми, особенно по импортируемой продукции.

Превышение импортных цен над внутренними может быть лишь при дефиците товаров.

Экспортные цены не превышают внутренние, что объясняется следующими причинами:

4. Поставки на мировой рынок осуществляют наиболее конкурентоспособные фирмы

5. Более острая конкуренция на мировом рынке

6. Увеличение масштабов сбыта за счет внешней торговли позволяет экспортерам снижать цены

7. Стимулирования большинством стран своих экспортеров.

Но для отдельных стран и товаров возможен более высокий уровень экспортной цены по сравнению с внутренней, поскольку создаются дополнительные стимулы для вывоза товара.

-2-

Специфическая особенность функционирования мирового рынка – множественность обслуживающих его валют, которые создают проблемы для измерения уровня динамики цен и других стоимостных показателей внешнеторговой деятельности.

Выраженные на базе одной денежной единицы, они неизбежно несут в себе искажающее влияние валютного пересчёта в результате колебания курсов валют и различных темпов инфляции в отдельных странах.

Чаще всего цены внешней торговли измеряются в $. Поэтому содержат информацию не только о динамике цен в международной торговле, но и о движении покупательной силы доллара на мировых рынках (всякий раз, когда курс валюты, принятый для оценки показателей внешней торговли, поднимается по отношению к другим денежным единицам, объёма мировой торговли, выраженный в этой валюте)

Для получения более объективной картины динамики цен внешней торговли используют ППС (паритет покупательской способности)

ППС различных валют показывает сколько требуется двух различных валют для покупки одиночного объема товаров и услуг. В более развитых странах обменные курсы приблизительно равны или ниже ППС. В менее развитых странах они значительно выше ППС. Т. е. обменные курсы занижают ППС валют.

Сопоставление ППС и обменных курсов отражает относительный уровень национальных цен определенной страны (НУЦ).

НУЦ – отношение стоимости определенного набора товаров в одной стране к их стоимости в другой в условиях, когда цены в обеих странах выражаются в одной валюте и для перевода валюты используется обменный курс.

НУЦ=ППС / ОК (обменный курс)

Между РБ и РФ определяется ППС и НУЦ.

Набор товаров для определения ППС включает наиболее распространенные и сопоставимые по потребительским свойствам и качеству товары народного потребления. Перерасчет ППС:

n- количество товара

- доля ресурсов населения государства на приобретение товара i

- средняя цена товара i на потребительском рынке Беларуси с учетом всех каналов реализации

- средняя цена товара i на потребительском рынке России с учетом всех каналов реализации

Динамика НУЦ в РБ и РФ


I этап 1993-94 г.г. Характеризуется:

a) Заниженный курс белорусского рубля

b) Средняя з/плата в 4 раза ниже, чем в России

c) Массовый вывоз товаров

d) Защита потребительского рынка

II этап 1995-96

a) Стабилизация национальной валюты

b) Движение товаров снизилось

c) З/плата ниже в 2 раза, чем в России

d) Сохраняется большая инфляция

III этап 1997-98

a) Девальвируется национальная валюта

b) Неограниченный вывоз товаров и административная защита потребительского рынка

IV этап 1999-2003-настоящее время

a) Постепенная стабилизация национальной валюты (девальвация меньше инфляции)

b) З/плата приближается к средней российской

c) Цены белорусских товаров сравнялись и превысили российские

С 1993года по настоящее время резко подорожал наш импорт из стран СНГ (нефть в 5раз, газ в 4, электроэнергия в 3раза, металл в 5); также выросли цены на экспортируемые товары (6 раз).

В результате увеличения затрат и контрольных цен внешнеторговый оборот рос высокими темпами при незначительном повышении или даже уменьшении физического объема торговли.

-3-

Процедура формирования внешнеторговой цены отличается достаточной сложностью и состоит из ряда этапов, которые могут осуществляться, как последовательно, так и параллельно.

В их число входят:

a) Выбор базисных мировых рынков и цен

b) Применение системы коммерческих поправок к базисным ценам

c) Учет в цене внешнеторгового контракта качества товара и фактора времени

d) Отражение валютно-финансовых условий и условий поставки

e) Использование системы скидок с цен и уторгование контрольной цены

f) Включение налогов и сборов в цену контракта

1.Выбор базисных мировых рынков – тщательное изучение конъюнктуры мирового рынка, на который внешнеторговая фирма предполагает выйти со своим товаром.

Сфера изучения базисных рынков включает анализ состояния:

a) совокупного спроса и предложения на конкретный товар, как на момент заключения контракта, так и в динамике.

b) основных производителей, продавцов и покупателей, курсы их акций, характер взаимоотношений.

c) темпы инфляции, уровень учетных ставок ЦБ, динамику курса валюты, степень и сферы гос. регулирования экономики.

d) таможенные пошлины, квотирование, лицензирование.

На основе информации могут быть выбраны один или несколько рынков, которые должны отвечать ряду требований:

1. Экспортно-импортные операции на этих рынках должны отличаться крупномасштабностью и регулярностью.

2. Реализуемая на этих рынках продукция пор своим технико-экономическим параметрам должна соответствовать передовому научно-техническому уровню и организации производства.

3. Торговля должна вестись на обычных коммерческих условиях, без каких-либо ограничений, искажающих уровень рыночных цен.

В качестве базисных цен могут выступать лишь те, которые отвечают требованиям:

a) По этим ценам должны осуществляться крупные регулярные, экспортные, импортные, коммерческие операции в центрах международной торговли

b) Это должны быть цены по торговым взаимно не связанным операциям, осуществляемым на обычных коммерческих условиях без каких-либо ограничивающих условий.

c) Цены должны выражаться в свободно-конвертируемой валюте

Получение достаточно надежных сведений о внешнеторговых ценах часто связано с большими трудностями, т.к. являются коммерческой тайной. Поэтому для получения необходимой ценовой информации фирмы могут использовать как легальные, так и нелегальные средства.

Открытые источники ценовой информации:

a) Контракты по реальным коммерческим сделкам

b) Биржевые цены

c) Цены аукционов и торгов

d) Справочные цены

e) Цены предложений крупных экспортеров

f) Цены статистики внешней торговли

g) Материалы выставок и ярмарок

h) Информация торговых представительств

На основе собранной информации целесообразно составить конкурентные листы, в которых товары-конкуренты сопоставляются по ценам и технико-экономическим параметрам. При составлении конкурентных листов следует принимать во внимание следующие условия:

a) Технико-экономические характеристики изделия, условия их поставки и комплектации должны максимально приближаться к соответствующим показателям изделия, внешнеторговая цена на которые устанавливается

b) Цены должны отражать ближайший период к дате расчета внешнеторговой цены

c) Базисные цены должны основываться на достоверной информации, подтвержденной необходимыми документами

3.Коммерческие поправки к базисным ценам

К числу основных поправок относят следующие:

a) На техническую сопоставимость

b) На время

c) На различия в условиях поставки

d) На количество и постоянство поставок

e) На валюту расчета

4.Учет качества товара в цене внешнеторгового контракта

Современную номенклатуру показателей качества составляют показатели:

-назначение

-экономичность

-надежность

-долговечность

-ремонтопригодность

-экологичность

-безопасности

-дизайна и т. д.

Учет качества товара в контролируемых ценах заключается в выявлении различий качества различных изделий на мировом рынке и отечественных предприятиях.

5.Учет фактора времени при определении цены контракта

В международной практике применяются 4 основных способа фиксации цен:

1) Твердая фиксация цены (контракты с короткими сроками исполнения или с немедленной поставкой продукции)

2) Подвижная цена (в контракт вносится оговорка, предусматривающая, что если к моменту исполнения сделки цена на рынке, изменится соответственно, изменится цена, зафиксированная в контракте)

3) Цена фиксируется в процессе исполнения контракта (при таких условиях цена оговаривается и устанавливается перед поставкой каждой очередной партии товара или перед началом каждого календарного года, одновременно определяются источники информации, которыми следует пользоваться при установлении цены).

4) В контрактах, требующих длительных сроков исполнения и предусматривающих изготовление сложно технической продукции, объектов недвижимости могут использоваться скользящие цены

Фирма экспортер в своем предложении указывает базисную цену и предлагает формулу скольжения. Последняя позволяет к моменту исполнения контракта учесть изменения в основных затратах экспортера. Обычно расчет контрактной цены ведут по формуле:

=

-контрактная цена

-цен предложения экспортера

-доля в цене затрат на материальные ресурсы

-доля в цене затрат на оплату труда

-доля неизменной цены

-индекс цен материальных ресурсов

-индекс расходов на зарплату труда

1,5

60% =1,5*(0,6*1,2+0,1*3+0,3)=1,95 млн.$

10%

30%

Иногда в контракте устанавливаются лимиты скольжения.

8. Отражение валютно-финансовых условий сделки в цене

В цене учитываются валютные условия, способы платежа и формы расчета.

Валютные условия внешнеторгового контракта включают:

a) Валюту цены

b) Валюту платежа

c) Курс пересчета валюты цены в валюту платежа

d) Защитные оговорки, используемые для страхования валютных рисков

При заключении внешнеторгового контракта цена может быть зафиксирована в любой свободно конвертируемой валюте, как продавца, так и покупателя или 3-й страны.

Валюта платежа, в которой оплачивается обязательство импортёра может совпадать или нет с валютой цены. Это несовпадение связано с тем, что цена в контракте выражается в общепризнанной свободно-конвертируемой валюте.При этом должно быть оговорено по какому курсу будет производиться пересчёт валюты цены в валюту платежа.

Для страхования валютных рисков,когда затруднительно определение перспектив движения валютных курсов применяются защитные оговорки, которые предусматривают возможность пересмотра платежа в процессе исполнения контракта.

Валютные оговорки могут быть:

v Односторонними

v Двухсторонними

v Одновалютными

v Мультивалютными

Платёжный режим на мировом рынке включает различные способы платежа по торговым сделкам. В основном они сводятся к трём видам:

1) Платёж за наличный расчёт

2) Авансовый платёж

3) Платёж в кредит

Способ платежа влияет на уровень цены. Цены по сделкам за наличный расчёт относительно ниже, поскольку не включают ряда дополнительных финансовых расходов, таких как гарантийная плата, плата за поручительство, комиссионные сборы, % и т.д.

7.Учёт условий поставки во внешнеторговой цене.

При заключении внешнеторговых сделок используется совокупность торговых обычаев при купле-продаже, которые определяют обязанности сторон по доставке товара, устанавливают момент перехода права собственности на товар и риска случайной гибели или порчи товара с продавца на покупателя.

В них оговариваются расходы, которые несут стороны по транспортировке груза от экспортёра к импортёру. В эти расходы можно включать следующие затраты:

1) Отгрузка

2) Погрузка товара на перевозочные средства внутреннего перевозчика

3) Перевозка товара до основных перевозочных средств

4) Перегрузка товара на основные перевозочные средства

5) Транспортировка товара

6) Страхование и хранение груза в пути

7) Выгрузка товара в пункте назначения

8) Доставка на склад импортёра

9) Оплата таможенных пошлин, сборов, налогов

8.Уторгование цены внешнеторгового контракта

Скидка на уторгование достаётся в результате переговоров между экспортёрами и импортёрами и обуславливается следующими факторами:

a) Экспортёры в своём коммерческом предложении

b) Состояние конъюнктуры рынка

c) Освоеность производства товаров

d) Степень монополизации предложения и спроса

e) Традиции торговли отдельных стран

f) Особые отношения между сторонами

9.Система ценовых скидок, используемая для определения контрактной цены.

К наиболее распространённым скидкам можно отнести:

1) Скидка за количество

2) Бонусная скидка постоянным покупателям(5-8%)

3) Специальные

4) Скрытые

5) Дилерские скидки

6) Сезонные

7) Закрытые

10.Включение налогов и пошлин в цену контракта.

В мировой практике экспортируемые товары освобождаются от уплаты косвенных налогов в стране вывоза. Эти налоги уплачивает импортёр в стране ввоза продукции.

Ценообразование на мировых товарных рынках.

1. Ценообразование на рынке нефти и нефтепродуктов.

2. Цены на международном рынке машин и оборудования.

3. Цены на мировом рынке с/х продукции.

-1-

Характерной чертой мирового рынка нефти выступает множественность используемых цен, которая обуславливается многообразием сделок в международной торговле нефтью (это регулируемые и разовые сделки, долгосрочные и краткосрочные контракты, обычные коммерческие сделки, внутрифирменные операции, биржевая торговля фьючерсными контрактами, различные встречные операции) используются следующие виды цен:

a) Официальные продажные цены ОПЕК

b) Справочные цены не картелированных производителей

c) Цены разовых сделок

d) Цены биржевых сделок

e) Контрактные цены по поставке нефти для переработки в странах-импортерах по давальческим операциям с последующей реализацией нефтепродуктов экспортеру

f) Цены товарообменных соглашений

g) Цены, рассчитываемые по различным формулам

Уровень цен на нефть и нефтепродукты зависит от следующих основных факторов:

a) Связанные с предложением

1. политика стран-экспортеров нефти

2. конъюнктура рынка

3. состояние запасов нефти

4. динамика нефтедобычи в мире

5. политическая обстановка

b) спрос

1. погодные условия

2. политика энергосбережения

3. экологическая политика

4. общеэкономическое состояние в мире

-2-

Характерными чертами рынка машин и оборудования являются:

1. широта товарной номенклатуры

2. влияние НТП

3. как правило, крупномасштабное производство

4. высокая ценовая конкуренция

5. относительно низкие темпы роста цен

6. связь с инвестиционным процессом

Основным определяющим фактором для цены машин и оборудования является их производительность. Поэтому для определения цены можно использоваться следующая формула:

n- степень- коэффициент торможения

-цена исследуемого оборудования

-цена базисного оборудования

,-значения главного технического параметра сравниваемых машин

n учитывает пропорцию изменения цены от главного технического параметра.

-3-

На формирование мировых цен с/х продукции влияют:

a) погодные и климатические условия

b) стихийные бедствия

c) состояние запасов с/х продукции в мире

d) сезонность производства

e) взаимозаменяемость и взаимосвязь с/х товаров

f) торговая политика в различных странах

g) изменение в уровне жизни в разных странах

h) мировая конъюнктура и конкуренция

i) новые технологии в с/х производстве

j) транспортные расходы, курсы валют, % ставки


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: