Статьи 14-18

Статья 8

Регламентирует способы регулирования цен и тарифов, например, цена может регулироваться с помощью установления:

a) Фиксированных цен

Цена устанавливается гос. органом (нефть, нефтепродукты, природный и сжиженный газ, электроэнергия, продукция оборонительного назначения, водка, спирт, стеклотара, отдельные виды коммерческих услуг, табачная продукция и т.д.)

b) Верхнего предельного уровня цен (мясомолочные продукты, хлеб, яйца…)

c) Нижнего предельного уровня цен – на отдельные виды экспортных товаров (минеральные удобрения, пиломатериалы, ДСП, ДВП, сухое молоко, льноволокно, мясо, кожевенное сырьё).

d) Предельных торговых надбавок к ценам (опт – 20%; розничная не более 30%, включая оптовую).

e) Предельных нормативов рентабельности производства

Статья 9-11

Характеризуется гос. институты, осуществляющие регулирование и контроль за ценообразованием (Президент, Правительство, обл. исполкомы)

Посвящены вопросам ответственности за нарушения законодательства РБ в области ценообразования.

Виды штрафных санкций:

a) За завышение или занижение фиксированных или предельных цен, а также за завышение предельных торговых надбавок – взыскание дополнительной выручки, полученной в результате завышения цены либо суммы недополученной из-за занижения + наложение штрафа в том же размере.

b) За аналогичные действия, совершённые повторно в течение года – взыскание дополнительной (недополученной) выручки + штраф в двукратном размере.

c) За завышение предельных индексов при реализации без регистрации – взыскание дополнительной выручки + штраф в двукратном размере.

d) За нарушение порядка регистрации – до 30% от стоимости реализованных товаров.

e) За действия С и Д, совершённые повторно в течение года – возможно принятие решения о ликвидации субъекта хозяйствования.

f) Дополнительные санкции к должностным лицам предприятий, в которых произошли нарушения – 40 мин. з/пл., а при повторных в течение года – 80.

-4-

Положение о порядке формирования и применения цен и тарифов (постановление Министерства экономики №43 от 22.04.99)

  1. Оптовые цены на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления и тарифы на услуги формируются на основании планов с/с всех видов налоговых и неналоговых платежей в соответствии с налоговым и бюджетным законодательством, прибыли, необходимой для воспроизводства, определяемой с учётом качества продукции и конъюнктуры рынка.
  2. При самовывозе товаров, цены которых рассчитаны на условиях франко- станции назначения предприятие-производитель возмещает покупателю 90% фактических затрат на транспортировку.
  3. Субъекты хозяйствования могут предоставлять покупателям скидки, исходя из условий договора.
  4. Оптовая надбавка внутри РБ не может быть > 20% независимо от количества посредников.
  5. Розничные цены формируются субъектом хозяйствования, исходя из оптовой цены предприятия-изготовителя (не более 30% с учётом оптовой надбавки).

3. меняются периодически; нормативные акты выходящие регулярно.

Общая схема государственного регулирования

Наименование метода регулирования Суть метода Основной нормативный акт Руководящий нормативный акт Характеристика субъекта регулирования Область применения метода
1.Установление фиксированных цен (тарифов) Предприятие обязано установить цены равные рекомендуемым Закон РБ О ценообраз. Постановление Министерства экономики по конкретным товарам, услугам Предприятие, занимающиеся реализацией указанных товаров и услуг Отдельно государст. И социально-значимые товары и услуги
2.Установление предельных максимальных цен (тарифов) Предприятие обязано установить цены не выше, чем рекомендовано Закон РБ О ценообраз. Постановление Министерства экономики, облисполкомов, Мин горисполкома по конкретным товарам Производители товаров и предприятия, оказывающие услуги Отдельно социально-значимые товары, перечень которых утвержден Совмином
3.Установление предельных минимальных цен Предприятие обязано установить цены не ниже, чем рекомендовано Закон РБ О ценообраз. Постановление Министерства экономики №87 Предприятия экспортеры Товары, указанные в постановлении 87
4.Установление предельных торговых надбавок Не выше, чем рекомендовано Закон РБ О ценообраз. Постановление Министерства экономики №43, Постановление * Министерства экономики Предприятия торговли и общепита В области все товары
5.Установление предельных индексов изменения цен Предприятия изменяют цены на продукцию не быстрее, чем рекомендовано Указ президента №285 Постановление Совмина №1036 от 12.07.01 Производители товаров и предприятия, оказывающие услуги Все товары и услуги

1. Фиксированные цены

До субъектов хозяйствования фиксированные цены доводятся с помощью регулярно выходящих постановлений Минэкономики

2. Предельные максимальные цены

В отличие от фиксированных цен, которые регулируют конечные цены реализации товаров и услуг населению предельно максимальные цены устанавливаются на продукцию, реализуемую предприятиями изготовителями.

3. Предельные минимальные цены

Перечень предельных минимальных цен на товары устанавливается Постановлением Минэкономики и постоянно изменяются.

Данный перечень имеет вид таблицы, в которой указаны:

a) Наименование продукции

b) Код продукции по ТН ВЭД СНГ

c) Единица измерения продукции

d) Предполагаемая минимальная цена поставки за пределы РБ.

4. Предельные торговые надбавки

Министерства и некоторые другие гос. институты имеют право установить собственные размеры предельных торговых надбавок для подведомственных предприятий, но которые не превышают общегосударственные.

Субъекты хозяйствования при поставке продукции транзитом, когда поставка осуществляется со склада производителя непосредственно получателю, минуя склад оптовика, взимается торговая надбавка не более 5 %.

Отпускные цены фиксируются предприятием изготовителем в протоколах согласования цен, в ТТН, в прейскурантах.

Для социально значимых товаров предельные торговые надбавки ниже, а их размеры заложены в соответствующих постановлениях Министерства экономики.

5. Предельные индексы роста цен.

Объекты хозяйствования обязаны изменять цены на производимую продукцию не быстрее, чем это позволяет государство. В тех случаях, когда субъекты хозяйствования не имеют возможности вложиться в рамки доведённых до них предельных индексов, они теоретически имеют право реализовать свою продукцию по завышенным ценам.

Для этого они должны произвести регистрацию новых цен в органах в порядке, установленном постановлением Совмина №944 от 18.06.99.

Регистрацию цен и тарифов осуществляют:

a) Министерства / на товары, производимые предприятиями республиканской формы собственности, входящие в состав Министерства /.

b) Концерны, подчинённые Правительству РБ.

c) Облисполкомы и Мин горисполком / на товары, производимые предприятиями коммунальной формы собственности, негосударственной формы собственности, а также индивидуальными предпринимателями.

Для регистрации субъекты хозяйствования направляют в соответствующие органы уведомление об уровне сформированных отпускных цен в определённой форме.

Государственное регулирование цен в зарубежных странах.

1. Формы гос. ценового регулирования зарубежом.

2. Гос. регулирование цен в США.

3. Гос. регулирование цен во Франции.

4. Гос. регулирование цен в Японии.

5. Гос. регулирование цен в Китае.

-1-

Практически во всех зарубежных странах действуют механизмы гос. вмешательства в экономику. Для этого большинство стран используют установленные правила ценообразования, которые оформляются в виде законодательных актов.

Современное гос регулирование цен в зарубежных странах весьма противоречиво. С одной стороны – гос. институты стремятся сдержать инфляцию, с другой – не подорвать деятельность компании.

Степень регулирования и соотношения формы регулирования (прямая и косвенная) ценообразования зависят от:

a) Уровня экономического развития страны

b) Национальных традиций

c) Политических условий

d) Обеспеченности сырьевыми ресурсами

e) Места страны в мировом разделении труда

Более развитые страны предпочтительнее используют косвенное регулирование, которое проявляется в воздействии не на сами цены, а на факторы, связанные с их формированием. Но многие Правительства зарубежных стран продолжают использовать различные формы прямого регулирования и контроля цен. В их числе:

a) Непосредственное административное установление цен или их пределов на продукцию и услуги

b) Принятие законов о ценах, “нечестной торговле”, о минимальных ценах

c) Запрещение ценовой дискриминации

d) Ограничение возможностей соглашений о ценах в рамках антимонопольного законодательства по горизонтали и вертикали.

e) Соглашение гос. органов об уровне цен или их динамики с производителями или их объединениями

f) Антидемпинговое законодательство, направленное на защиту национальной экономики от влияния внешнего рынка

g) Стандарты допустимого поведения в ценовой рекламе

-2-

В СЩА сфера прямого регулирования цен достаточно ограничена: в условиях развитой конкуренции подавляющая часть цен устанавливается компаниями под влиянием спроса и предложения.

Государством регулируется 5-10% цен. Однако попытки прямого регулирования цен предпринимались и в США. Так в 1974-1981 годах для сдерживания инфляции заморозили внутренние оптовые цены на нефть, нефтепродукты и природный газ.

В настоящее время американская администрация, делает упор на использовании рыночных рычагов и методов косвенного регулирования, ограничивая регулированием цен на продукцию естественных монополий (производство электроэнергии, услуг связи, природный газ, тарифы на междугородные автомобильные, ж/д перевозки).

Под особым контролем в США находятся соглашения компаний об установлении цен в рамках антитрестового законодательства.

-3-


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: