В зависимости от вида продукции, объемов производства, емкости рынка возможны различные варианты организации службы маркетинга, которую возглавляет обычно замдиректора или вице-президент по маркетингу.
Каждое предприятие создает отдел (службу) маркетинга с таким расчетом, чтобы он наилучшим образом способствовал достижению маркетинговых целей (выявление неудовлетворительного спроса, географическое расширение рынка, выявление новых сегментов рынка, увеличение прибыли и т.д.).
Маркетинговые службы могут строиться в соответствии с одним из следующих принципов:
Функциональная организация (отдел состоит из нескольких функциональных подразделений – рекламы, сбыта, исследования рынка…)
Товарная организация (наряду с функциональным разделением сотрудников отдела их дифференцируют по видам товара
Рыночная организация (при наличии сегментов рынка)
Товарно-рыночная (матричная) организация - дифференциация фирм с широким ассортиментов товаров)
Достоинства и недостатки различных схем организации служб маркетинга
|
|
Схема организации | Достоинства | Недостатки |
Функциональная | Простота управления Описание обязанностей работника Функциональная специализация и рост квалификации работников | Отсутствует управление маркетингом конкурентных товаров Отсутствует управление маркетингом на конкретных рынках |
Товарная | Полный маркетинг каждого товара Более глубокое изучение спецификации потребителей рынка и их удовлетворение | Увеличение затрат и расширение обязанностей у сотрудников затрудняет рост их квалификации |
Рыночная | Высокая координация служб при внедрении на рынок Разработка комплексной программы внедрения на рынок Более достоверный прогноз рынка | Сложная структура Низкая степень специализации деятельности Дублирование функций Плохое знание товарной номенклатуры Отсутствие гибкости |
Товарно-рыночная | Хорошая организация работы при внедрении на рынок Разработка комплексной программы внедрения на рынок Более достоверный прогноз рынка Хорошее знание товара | Высокие управленческие издержки Возможность конфликта между различными службами при решении вопросов по одному и тому же рынку |
Разрабатываемая или внедряемая структура маркетинговой службы должна отвечать следующим требованиям: быть максимально простой; обеспечить эффективную систему связей между подразделениями; быть малоуровневой (малозвенной); иметь хорошую гибкость и приспособляемость.