Учет большего числа менее крупных факторов

Одна из возможностей состоит в признании нереалистичности сведения всей совокупности факторов производства только к капиталу, земле и нескольким типам труда. Действительно, существует масса их разновидностей. Кроме того, есть факторы, присущие только отдельным подотраслям или даже отдельным фирмам. Неоднородность особенно ярко проявляется на высших уровнях управления и в других редких профессиях. Так, когда речь идет об автомобилях, можно, скажем, утверждать, что Э. Тойота из фирмы “Тойота” обладает управленческими талантами именно в области автомобилестроения, что и превращает его в уникальный фактор производства. То же самое можно сказать о запатентованных моделях, которыми владеет только какая-то одна фирма, отрасль, страна. Действительно, предпринимательские способности, технология, знания могут сами по себе рассматриваться как факторы производства, находящиеся в чьем-то владении.

Разукрупнение факторов производства вплоть до учета самых мелких из них могло бы повысить объясняющую способность теории Хекшера-Олина, придающей такое значение пропорциям между факторами. Как только мы научимся проводить более тонкие различия между факторами производства, обеспеченность ими различных отраслей предстанет перед нами совершенно в другом свете. В конце концов может оказаться, что межстрановые различия в обеспеченности специфическими для каждой отрасли факторами столь велики, а интенсивность их использования в отраслевом производстве столь высока, что это с успехом разрешает все неясности в структуре международной торговли. Рассмотрим, например, как с помощью такого подхода можно было бы объяснить наличие крупных встречных потоков в торговле транспортным оборудованием между США и Японией, если обе страны в одинаковых пропорциях наделены и капиталом, и соответствующей рабочей силой. Почему Япония закупает такое количество самолетов в США, одновременно снабжая их и весь остальной мир судами? Теория Хекшера-Олина не даст ответа на этот вопрос, если мы по-прежнему будем считать, что во всех производствах отрасли транспортного машиностроения используются одни и те же факторы и в одной и той же пропорции. Однако, если расценивать управленческий и иной опыт, накопленный “Боингом” и другими американскими авиастроительными фирмами, как нечто отличное от опыта, накопленного “Мицубиси” и другими японскими судостроителями, то получим объяснение этого конкретного сочетания сравнительных преимуществ в рамках теории сравнительной обеспеченности факторами производства.

2.5.5. Снижающиеся издержки (эффект масштаба)

Согласно другой точке зрения, теория Хекшера-Олина нуждается не в доработке, а в полной замене, и это мнение приобретает все больше сторонников. Исходным является заявление, что соотношение факторов почти ничего не объясняет, поскольку страны либо наделены основными факторами в сходных пропорциях, либо различные отрасли в действительности не столь уж различны в использовании этих факторов. Такая однородность, действительно, все в большей степени характеризует взаимную торговлю развитых стран. Затем утверждается, что страны с одинаковой обеспеченностью факторами производства смогут извлечь максимальную выгоду из торговли друг с другом, если обе они будут специализироваться в разных отраслях, характеризующихся экономией на масштабах (возрастающим эффектом масштаба, или эффективностью массового производства) - снижением издержек на единицу выпуска по мере наращивания объема производства.

Как функционирует торговля в условиях экономии на масштабах, как обе страны извлекают выгоду, показано на рис. 3, где мы возвращаемся к примеру с американскими самолетами и японскими судами. В отсутствие торговли, пожелай каждая из стран иметь и самолеты, и суда, им пришлось бы производить понемногу того и другого в неэффективных точках вроде В для США и Е для Японии. Однако кривые производственных возможностей являются вогнутыми, что отражает экономию на масштабах. Каким образом - можно понять, “двигаясь” на северо-запад из точки С вдоль кривой производственных возможностей США. Первые несколько самолетов обойдутся очень дорого, если учесть непостроенные суда (кривая является довольно пологой). Но по мере приближения к точке А и наращивания выпуска самолетов при сокращении производства судов издержки на каждый новый самолет в пересчете на суда, от выпуска которых приходится отказываться, становятся все ниже (кривая приобретает крутизну), предположительно в результате того, что в самолетостроении производство ведется в экономически эффективных масштабах, а в судостроении - наоборот, и что с каждым непостроенным судном высвобождается все большее количество ресурсов. Те же самые рассуждения справедливы для кривой производственных возможностей Японии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: