Доля различных товарных групп в мировом экспорте в 2000 г

Рис. 3. Торговля и специализация в условиях снижающихся издержек

Здесь,как и в примере Рикардо с возрастающими издержками, у стран появляется стимул к полной специализации.

Соединенным Штатам нет смысла оставаться в неэффективной точке вроде В. Из характера кривых на рисунке следует, что США располагают незначительным сравнительным преимуществом в производстве самолетов, а Япония - судов. При любом соотношении цен типа существующего в точке В, США могут специализироваться в производстве самолетов в точке А и, обменивая их на японские суда, достичь потребления в точке (здесь не показанной), превосходящей точку В. Япония соответственно может специализироваться в точке D и обеспечить себе более высокое потребление, чем прежде в точке Е.

Насколько реалистична эта новая теория? Экономисты продолжают исследовать ее достоинства и недостатки. Конечно, с ее помощью удается объяснять явления вроде только что рассмотренной торговли самолетами и судами. Но окончательное решение о том, сможет ли она заменить теорию Хекшера-Олина в качестве основного инструмента для объяснения структуры международной торговли, еще не вынесено.

Подход с точки зрения экономии на масштабах, если он верен, заставит нас по-новому взглянуть на многие вещи. Из микроэкономической теории мы знаем, что в отраслях, где эффективно массовое производство, как правило, отсутствует совершенная конкуренция. Первая же фирма, которой удастся увеличить выпуск до объема, позволяющего занять доминирующее положение на рынке, сможет, благодаря экономии на масштабах, снизить цены и тем самым вытеснить всех прямых конкурентов с внутреннего рынка, а может, и с мирового. Если, действительно, внешняя торговля все в большей степени опирается на экономию, связанную с расширением масштабов производства, в конце концов она окажется в руках гигантских международных фирм. Потребуется, кроме того, пересмотреть и вопрос о распределении выгод, полученных в результате торговли. Вместо предположения, что одним факторам производства внешняя торговля приносит доход, а другие при этом терпят убытки, может оказаться, что внешняя торговля выгодна для гигантских международных фирм и их клиентов (благодаря низким ценам), и в то же время нет какого-то определенного слоя, несущего потери. Если это так, дальнейшая либерализация торговли может проходить относительно безболезненно. Однако, эти взаимоисключающие предположения еще ждут своего подтверждения.

Мы выяснили, что со стороны предложения основой торговли выступает различие в сравнительных издержках. Если сравнивать затраты факторов на единицу выпуска, может оказаться, что в какой-то из стран производство буквально всех товаров превосходит по эффективности производство в других странах, но и в этом случае сохраняется стимул для внешней торговли, поскольку степень этой эффективности неодинакова для разных товаров. Закон сравнительного преимущества утверждает, что этой стране выгоднее сосредоточить усилия в производстве тех товаров, где она добилась относительно большей эффективности, и экспортировать их в обмен на товары, по которым ее относительное преимущество минимально. Таким образом, внешняя торговля не является “игрой с нулевой суммой”, где выигрыш одной стороны определяется проигрышем другой. Торговля выгодна всем, и участие в ней по крайней мере не ухудшает положения по сравнению с тем, что было до установления торговых отношений.

Основные положения закона сравнительного преимущества в предположении постоянства издержек впервые были сформулированы Д. Рикардо в начале девятнадцатого века. Ослабление этой предпосылки допущением возрастания (или убывания) издержек замещения не опровергает теории сравнительного преимущества.

Межстрановые различия в сравнительных преимуществах или в форме кривых производственных возможностей объясняются главным образом тем, что: 1) в производстве различных товаров факторы используются в различных соотношениях и 2) неодинакова относительная обеспеченность стран факторами производства. Построенная на этом теория Хекшера-Олина утверждает, что страны будут стремиться экспортировать товары, в производстве которых они более интенсивно используют относительно избыточные факторы, в обмен на товары, в чьем производстве пришлось бы интенсивно использовать дефицитные для них ресурсы.

Теория Хекшера-Олина успешно объясняет многие закономерности, наблюдаемые в международной торговле. Страны, действительно, вывозят преимущественно продукцию, в затратах на производство которой доминируют относительно избыточные у них ресурсы. Утрата США в послевоенный период сравнительного преимущества в техноемкой продукции сопровождалась интенсивным наращиванием капитала и научного потенциала в Японии и других странах.

Однако, не все явления укладываются в схему, предложенную теорией Хекшера-Олина. Изменение конкурентных позиций некоторых стран, особенно в Европе, наблюдавшееся в последние годы, не согласуется с имеющимися данными о сдвигах в обеспеченности факторами производства. Статистика свидетельствует, что структура обеспеченности промышленно развитых стран производственными ресурсами постепенно выравнивается. А это может означать, что теория Хекшера-Олина, основанная на учете межстрановых различий в относительной обеспеченности факторами производства, неуклонно устаревает. Кроме того, центр тяжести в международной торговле постепенно смещается в сторону взаимной торговли “подобных” стран “подобными” товарами, а вовсе не продукцией совершенно различных секторов промышленности.

Проблемы, возникшие в последнее время в результате противоречия эмпирических данных теории Хекшера-Олина, можно разрешить путем либо ее развития, либо замены. Экономисты пока не пришли к соглашению, какой путь перспективнее. Объясняющую способность теории Хекшера-Олина можно повысить более скрупулезным учетом всевозможных факторов производства. Предлагается также заменить теорию Хекшера-Олина теорией, согласно которой основой внешней торговли является выигрыш от специализации в отраслях, характеризующихся экономией на масштабе (возрастающим эффектом масштаба, или снижающимися издержками производства).

2.6. Влияние научно-технического прогресса на “цикл жизни продукта” и структуру внешней торговли

Теория "цикла жизни продукта" - теория, разработанная американскими учеными И. Киндельбергером, Р. Верноном и Л. Уэллсом, характеризующая этапы внедрения и производства товара вплоть до замены его новым товаром. Теория “цикла жизни продукта” отразила реальность 60‑х гг. xx в., когда появившиеся на основе научных разработок для американского рынка и потребляемые в США товары стали постепенно распространяться в другие развитые страны, где высоки уровни образования, квалификации, дохода.

Этапы экспорта:

1. Первый. Фирмы США, разработавшие новейшие товары, начинают экспорт за границу, так как там обеспеченные группы населения “тянутся” за американцами, покупая дорогие импортные товары.

2. Второй. По мере роста спроса за границей на ввозимый товар, на него начинают реагировать местные производители, и следовательно, начинает развиваться национальное производство. Местные фирмы имеют преимущество перед американскими, так как лучше знают свой рынок, у них меньше расходы на рабочую силу.

Это второй этап экспорта из США, характеризуемый замедлением его роста и развитием национального производства в ранее импортировавшей данный товар стране. Национальные производители начинают вытеснять американцев на рынках третьих стран.

Наконец, на третьем этапе экспорта из США, по мере того как местное производство набирает силу, оно постепенно начинает поставлять товары в Америку, где за счет более низких расходов постепенно вытесняет американские товары. В это время американские компании переходят к производству нового, более совершенного и дорогостоящего товара, осваивая новое технологическое производство.

Некоторые исследователи добавляют четвертый этап, связанный с расширением экспорта в развивающиеся страны (особенно новые индустриальные) и последующими поставками из них в США. Хронологические показатели “цикла жизни продукта” могут быть различными и длиться от нескольких лет до десятилетий. Разбивка производства на этапы условна, поскольку часто бывает так, что товар сразу же с первого переходит на четвертый этап.

Классическим примером прохождения товара через эти этапы может быть история развития такого появившегося на гребне научно-технической революции товара как электроника. В течение первых лет после второй мировой войны производители США доминировали на мировом рынке радиоаппаратуры, действовавшей на базе вакуумных трубок. Япония, используя дешевую рабочую силу, оказалась в состоянии обеспечить производство более дешевых и не уступающих по качеству радиоприемников. В свою очередь, США наладили производство транзисторных радиодеталей и сделали следующий “виток” в “цикле жизни продукта”. Через несколько лет Япония смогла, организовав местное производство транзисторов, догнать США и захватить значительную часть международного рынка. Следующий “виток” был связан с разработкой и производством в США интегральных схем и других форм миниатюризации, типичных для современного радиопроизводства.

Теория “цикла жизни продукта” широко распространилась, так как объясняла закономерности развития внешней торговли большой группы товаров.

В соответствии с этой теорией объяснялось производство хлопчатобу-мажных тканей в Пакистане и Индии, консервов в Аргентине и Бразилии и т.д. Здесь длительность “цикла жизни”, начиная от производства хлопчатобумажных изделий в Англии и кончая их изготовлением в Индии, составила десятки, а иногда и сотни лет. Несмотря на технические трудности, связанные с невозможностью дать точные количественные характеристики “циклу жизни продукта” во внешней торговле, теория распространилась как среди экономистов, так и политиков высокого ранга. Она использовалась прежде всего для объяснения торговли технологически сложными товарами.

Последующие события выявили недостатки теории, некоторое ограничение ее приложения. Во-первых, производство ряда товаров (например, ориентированных на спрос элитарных групп населения таких дорогостоящих товаров, как яхты, автомобили и т.д.) сохранялось в узкоспециализированных районах и не распространялось на другие страны.

Во-вторых, теория закрепляла за США лидирующее положение, поскольку они его уже занимали. Это делало бесперспективными попытки развивающихся стран добиться изменения своего положения в международном разделении труда. Вторые роли отводились и развитым странам Европы и Японии.

Однако, в последнее время некоторые страны (Япония и Германия) смогли догнать и даже перегнать США, специализируясь на определенных видах производств.

В дальнейшем в теорию “цикла жизни продукта” были включены дополнения. Понятие “нововведение” охватило открытия и технические усовершенствования, направленные не только на удовлетворение вкусов наиболее обеспеченных потребителей, но и на сокращение потребностей в земельных ресурсах (что важно для западноевропейских фирм) и в сырье (в этом заинтересованы японские компании).

Дополнения отразили реальные тенденции развития японских и западноевропейских монополий, потеснивших американские за последние десять-пятнадцать лет. В ряде случаев производство высококачественных товаров, ориентированных на удовлетворение вкусов элитарных потребителей, продолжало сохраняться в одном месте, не обнаруживая никакой тенденции к перемещению за границу.

Несоответствия на практике дополнялись нерешенностью ряда проблем внешней торговли. Вопрос, который постоянно задавали политические руководители развитых стран, звучал так: “Почему отдельные фирмы ряда стран приобретают конкурентные преимущества в специфических отраслях промышленности, уступая одновременно лидерство в других областях?”

Требовались конкретные рекомендации относительно государственных программ поддержки национального предпринимательства, его выведения на мировой рынок.

Американский исследователь М. Портер предпринял попытку совместить элементы неоклассической теории и теории внешнеторговой деятельности фирм, чтобы ответить на вопрос: “Почему фирмы конкретных стран приобретают конкурентные преимущества в отдельных отраслях?”

В конце 80-х гг. ХХ в. ученый провел исследования в десяти крупнейших промышленных странах, на которые приходилась 1/2 мирового экспорта. Результаты исследований позволили ему разработать теорию “международной конкурентоспособности наций”.

Теория "международной конкурентоспособности наций" - теория, разработанная М. Портером и показывающая взаимосвязь четырех главных параметров, от которых зависит конкурентоспособность страны на мировых рынках.

По мнению М. Портера, четырьмя главными параметрами, определяющими развитие современной внешней торговли, являются: факторные условия; условия спроса; близкие и обслуживающие отрасли; стратегия фирмы и конкуренция.

Изменения этих условий и их соотношений между собой ведут к структурным изменениям в производственной программе и внешней торговле.

Дополняя учение неоклассической школы, М. Портер признает значимость первого параметра - факторных условий, численность которых увеличивается путем введения новых.

В отличие от создателей неоклассической теории он считает, что эти факторы страной не наследуются, а создаются в процессе расширения производства. Например, нехватка такого фактора, как земля, стала основой для разработки в Японии компактных технологических процессов, востребованных впоследствии на мировом рынке. Нехватка пространства заставила японцев создать методику жестко гарантированной поставки товаров в срок. В других странах ситуация аналогична. Швейцарские фирмы, столкнувшиеся после второй мировой войны с нехваткой рабочей силы, пошли по пути повышения производительности труда.

Второй параметр - условия спроса - представляет собой требования внутреннего рынка, определяющие развитие фирмы, взаимосвязь с потенциальным развитием мирового рынка.

Нерешенным оказался вопрос о национальных культурных, образовательных и экономических особенностях, способствующих выходу национальных фирм на мировой рынок. Чем объясняются конкурентные преимущества, скажем, какой-либо японской отрасли, а не американской или швейцарской?

М. Портер утверждает, что требования внутреннего рынка являются важнейшими для воздействия на деятельность компании. Например, японцы, проживающие в небольших комнатах, ориентировались на потребление дешевых энергосберегающих кондиционеров, которые стала выпускать японская промышленность. Впоследствии такие кондиционеры стали широко использоваться во всем мире, что обеспечило их экспорт японскими компаниями. Американская система быстрого приготовления пищи завоевала популярность во всем мире и обеспечила экспорт американской технологии соответствующего типа.

Третий параметр - близкие и обслуживающие отрасли - характеризует наличие эффективного производственного окружения, непосредственно влияющего на деятельность фирмы. Итальянские фирмы, производящие ювелирные изделия, процветают потому, что Италия выступает мировым лидером по производству машин для обработки драгоценных камней и металлов.

Близкие контакты между производителями кожаных изделий и высокий уровень выделки кожи в Италии дают значительные преимущества итальянским обувным предприятиям, лидирующим на мировом рынке.

Наконец, четвертый параметр - стратегия фирмы и конкуренция - связан с фирменной стратегией и организационной структурой. При этом нельзя выделить какую-либо единую и универсальную систему управления, которая была бы одинаково применима для всех.

Итальянским фирмам, лидирующим в производстве мебели, светотехнических устройств, упаковочных машин, свойственны динамизм, отсутствие жестких форм управления, способность к быстрым изменениям. Для немецких фирм, специализирующихся в области производства оптики, точного машиностроения, типична жесткая система централизованного управления.

Очень важно присутствие конкурентов на внутреннем рынке. М. Портер категорически отрицает потенциальную полезность концентрации производства на одной национальной фирме, защищенной государственной поддержкой. Большинство таких государственных фирм отличается низкой эффективностью, расточительным использованием природных ресурсов, низкой производительностью.

Большинство конкурентоспособных компаний действует одновременно, конкурируя в равных условиях. Итальянские ювелирные фирмы сосредоточены в городах Ареццо и Валенца, компании по производству кухонных ножей и вилок - в Золингене (Германия), Секи (Япония) и т.д.

Острая конкуренция на внутреннем рынке стимулирует выход фирмы за границу, способствуя поиску ею внешних рынков и изменению структуры экспорта. Внутренняя конкуренция не позволяет национальным фирмам, обвиняя в своих неудачах иностранцев, искать государственной поддержки. Вместе с тем та же конкуренция на внутреннем рынке разрешает активно искать внешний сбыт при условии достаточной конкурентоспособности товара.

Теория М. Портера признана официально, о чем свидетельствует тот факт, что ученый принимал участие в разработке практических рекомендаций по государственной политике повышения конкурентоспособности национальных товаров США, Австралии, Новой Зеландии.

Что касается характера современной структуры мировой торговли, то она представлена в таблице 8.

Таблица 8

Экспортируемая продукция Мировой экспорт, млрд. долл. Удельный вес, %
Все страны 6186,0 100,0
Сельскохозяйственная продукция 558,28 9,2
Минеральные продукты 813,20 13,1
Промышленные товары 4629,96 74,8
Северная Америка 1058,10 17,1
Сельскохозяйственная продукция 105,81 10,0
Минеральные продукты 76,05 7,2
Промышленные товары 824,94 77,9
Латинская Америка 358,70 5,8
Сельскохозяйственная продукция 66,00 18,3
Минеральные продукты 73,41 20,4
Промышленные товары 217,19 60,5
Западная Европа 2441,31 39,5
Сельскохозяйственная продукция 230,06 9,4
Минеральные продукты 172,32 7,1
Промышленные товары 1959,26 80,3
Центральная и Восточная Европа, Страны Балтии и СНГ 270,99 4,4
Сельскохозяйственная продукция 24,23 8,9
Минеральные продукты 93,03 34,3
Промышленные товары 146,75 54,2
Африка 144,70 2,3
Сельскохозяйственная продукция 18,60 12,8
Минеральные продукты 86,45 59,7
Промышленные товары 35,55 24,7
Средний Восток 262,60 4,2
Сельскохозяйственная продукция 6,40 2,4
Минеральные продукты 196,05 74,8
Промышленные товары 57,00 21,7
Азия 1649,20 26,6
Сельскохозяйственная продукция 107,17 6,5
Минеральные продукты 115,90 7,0
Промышленные товары 1389,27 84,2

Основные тенденции в развитии мирового товарного обращения, прежде всего связанные с научно-техническим прогрессом, можно было бы классифицировать следующим образом:

1. Научно-технический прогресс обусловливает высокую динамику международной торговли, опережающую рост промышленного и сельскохозяйственного производства. Следует иметь в виду, что динамика международной торговли отличается неравномерностью в зависимости от циклических колебаний производства. В кризисные годы темпы ее роста резко сокращаются, а после кризисов, как, например, в 1982 г., сокращаются и абсолютные размеры торговли.

2. Быстрое обновление товарной номенклатуры международной торговли находит отражение в появлении на мировых рынках большого числа принципиально новых товаров, преимущественно продукции наукоемких отраслей, сферы высоких технологий (лазерная техника, быстродействующие ЭВМ, оборудование для АЭС и т.д.). НТР резко ускоряет моральное старение многих товаров. При этом “отмирание” определенных узлов и элементов зачастую идет в скрытой форме и подчас неожиданно приводит к гибели целых поколений машин и оборудования. Так, например, моральное старение систем управления резко снижает эффективность целого парка машин в важнейших отраслях промышленности. В этих условиях незнание производителями рынка, его объема и потенциальных потребителей ведет к тому, что товары умирают, еще не сойдя с конвейера. Еще одним важным фактором, сжимающим до предела “цикл жизни продукта”, выступают структурные, экологические и другие кризисы, потрясающие мировое хозяйство. В связи с этим наблюдается переход от эволюционной формы развития товара к скачкообразной, предполагающей внезапное появление его многих разновидностей.

3. НТР дала новый толчок разделению труда, специализации производства, которая достигает особо широких масштабов в машиностроении. В результате резко возрастает обмен узлами, деталями, компонентами, часто изготовляемыми на предприятиях различных стран. В итоге произведенная продукция является результатом международных кооперационных связей, а внешняя торговля выполняет не только функцию реализации конечного продукта, но все больше превращается в связующий элемент производственного процесса. Данная тенденция особенно заметно проявляется применительно к ведущим индустриальным странам мира. В экспорте их машиностроительной продукции доля комплектующих изделий уже в середине 80-х гг. XX в. вплотную подошла к 50% и по-прежнему продолжает расти.

4. Еще одним следствием НТР являются снижение энерго- и металлоемкости производства, внедрение прогрессивных методов обработки первичных материалов, ресурсосберегающих технологий. Вследствие этого для 80-90-х гг. ХХ в. характерно относительное падение значения торговли сырьем и топливом. В 2000 г. на последнюю группу товаров приходилось, чуть более 13,1% совокупного товарного экспорта против 29% в 1989 г., когда эта доля была наиболее значительна.

5. Качественные сдвиги в международной торговле находят отражение и в изменении форм связи между продавцом и покупателем. Для большинства готовых изделий, особенно продукции технически передовых отраслей промышленности, широкое распространение получила практика заблаговременного долгосрочного согласования поставок между предприятиями различных стран. Это особенно характерно для хозяйственных комплексов транснациональных корпораций.

Следует подчеркнуть, что деятельность ТНК, как важнейшего современного субъекта международных экономических отношений, в целом оказывает всевозрастающее значение на международную торговлю. Сказанное относится прежде всего к внутрифирменному обмену в рамках отдельных корпораций‑гигантов, составляющему интегральную часть международного товарооборота (статистика включает внутрифирменный товарообмен в общий итог международной торговли), но происходящему по иным законам, отличающим его от традиционной внешней торговли, например, по особенностям ценообразования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: