Понятия, классификация и задачи учета долгосрочных инвестиций.
Долгосрочные инвестиции – это затраты на создание, увеличение и приобретение внеоборотных активов длительного пользования (более 1 года), не предназначенных для продажи, за исключением долгосрочных финансовых вложений в государственные ценные бумаги, в ценные бумаги других организаций и в уставный капитал других организаций. Долгосрочные инвестиции связаны со следующими действиями:
1. осуществление капитального строительства в форме нового строительства, а также реконструкция, расширение и техническое перевооружение действующих организаций и объектов;
2. приобретение зданий, сооружений, оборудования, транспортных средств и других отдельных объектов основных средств;
3. приобретение земельных участков и объектов природопользования;
4. приобретение и создание нематериальных активов, т.е. патентов, программных продуктов и т.п.
Основными задачами долгосрочных инвестиций являются:
1. своевременное, полное и достоверное отражение всех произведенных расходов при строительстве объектов по их видам и учитываемым объектам;
2. обеспечение контроля за ходом выполнения строительства, за вводом в действие производственных мощностей и объектов основных средств;
3. правильное определение и отражение инвентарной стоимости вводимых в действие и приобретенных объектов основных средств, земельных участков, объектов природопользования и нематериальных активов;
4. осуществление контроля за наличием и использованием источников финансирования долгосрочных инвестиций.
Источниками финансирования долгосрочных инвестиций могут быть:
1. собственные средства организации
- прибыль, остающаяся в распоряжении организации;
- амортизационные отчисления по основным средствам и нематериальным активам;
- страховые возмещения, полученные в покрытие потерь и убытков от страховых случаев;
2. привлеченные средства
- долевое участие в строительстве;
- дополнительные взносы участников;
- долгосрочные кредиты банков, займы;
- средства внебюджетных фондов;
- средства федерального бюджета на безвозвратной и возвратной основе.
Учет долгосрочных инвестиций ведется по фактическим затратам:
1. в целом по строительству и по отдельным объектам, входящим в него;
2. по приобретенным отдельным объектам основных средств, земельным участкам, объектам природопользования и нематериальным активам.
При строительстве объектов застройщик ведет учет затрат нарастающим итогом с начала строительства в разрезе отчетных периодов до ввода в действие построенных объектов или полного производства соответствующих работ и затрат.
Законченные долгосрочные инвестиции оценивают исходя из инвентарной стоимости законченных объектов и приобретенных отдельных видов основных средств и других внеоборотных активов.
Бухгалтерский учет долгосрочных инвестиций ведут на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы», к нему открывают субсчета по видам долгосрочных инвестиций:
08.1 Приобретение земельных участков
08.2 Приобретение объектов природопользования
08.3 Строительство объектов основных средств
08.4 Приобретение объектов основных средств
08.5 Приобретение нематериальных активов
08.6 Перевод молодняка животных в основное стадо
08.7 Приобретение взрослых животных
По дебету счета 08 отражают фактические затраты на строительство и приобретение внеоборотных активов, а также затраты на формирование основного стада. Сформированная первоначальная стоимость объектов основных средств, нематериальных активов и других внеоборотных активов принятых в эксплуатацию и оформленных в установленном порядке списывается с кредита счета 08, дебет счетов 01, 03, 04. Затраты по завершенным операциям формирования основного стада также списывают с кредита 08 счета, дебет 01. Сальдо по счету 08 отражает величину капитальных вложений организации в незавершенное строительство и приобретение основных средств и нематериальных активов, а также сумму незаконченных затрат на формирование основного стада. Кроме того, к незавершенным капитальным вложениям относят объекты недвижимости не прошедшие гос.регистрацию.
Аналитический учет по счету 08 ведется по каждому строящемуся и приобретенному объекту, а также по видам животных.
При учете работ по детальному строительству используются типовые формы первичной документации утвержденные постановлением Госкомстата РФ №71а от 30.10.1997г. в редакции от 21.01.2001г.:
форма №КС-6 «Общий журнал работ»
форма №КС-11 «Акт приемки законченного строительством объекта»
форма №КС-14 «Акт приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией»
Форма КС-6 применяется для учета выполнения строительно-монтажных работ. Является основным первичным документом, отражающим технологическую последовательность, сроки, качество выполнения и условия производства строительно-монтажных работ. При сдаче законченного строительством объекта в эксплуатацию «Общий журнал работ» предъявляется рабочей комиссии и после приемки объекта передается на постоянное хранение заказчику или по поручению заказчика эксплуатационной организации. Общий журнал работ должен быть пронумерован, прошнурован, оформлен всеми подписями на титульном листе и скреплен печатью строительной организации его выдавшей.
Форма КС-11 применяется как документ приемки законченного строительством объекта производственного и жилищно-гражданского назначения всех форм собственности при их полной готовности в соответствии с утвержденным проектом, договором подряда.
Акт приемки является основанием для окончательной оплаты всех выполненных исполнителем работ в соответствии с договором.
Составляется в необходимом количестве экземпляров и подписывается представителями генерального подрядчик и заказчика.
Форма КС-14 является документом по приемке и вводу в эксплуатацию законченного строительством объекта производственного и жилищно-гражданского назначения и зачисления их в состав основных средств всех форм собственности.